Доклад по теме Коррекционно развивающие упражнения на уроках математики

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти про...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат»





Доклад

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ »






Учитель :

Ямбулатова Н.П.


















КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники коррекционных школ были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но формировать и коррегировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

(слайд1) Тема, над которой я работаю «Коррекционно -развивающие игры и упражнения на уроках математики»

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом.

Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

(слайд2) Цель: создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных математических навыков

Задачи : - развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся,

- формирования ключевых компетентностей через выполнение коррекционнно - развивающих упражнений, лежащих в основе мышления,

-воспитывать любознательность, целеустремленность;

Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают значительные трудности, допускают огромное количество ошибок. В связи с этим учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно - развивающие упражнения.

В своей работе широко использую задачи практического характера. Их составляем на основе данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий. Для этого созданы папки, в которых собран материал с заданиями и которые способствуют повышению интереса к математике. В начале урока математики для разминки или на этапе организационного момента я использую следующие задания:

Попробуй назвать:

  • первый день весны;

  • первый день последнего месяца весны;

  • последний день последнего месяца учебного года;

  • если сегодня суббота, какой день недели будет послезавтра;

  • Скажи: если в 10 часов вечера на улице шёл дождь, может ли через 5 часов на небе светить яркое солнце? Докажи. И т. д.

Примерные варианты заданий:

(слайд3)

(слайд4) Задания на развитие познавательной активности.


В своей работе я широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий.

Простые задачи чаще всего для устного счета. Задачи более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.

  1. Вес белого медведя 500 кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя?

  2. Если волк голоден, то он способен съесть сразу до 10 кг. мяса. Сколько килограммов мяса съедят 10 голодных волков?

  3. Скорость волка в случае опасности 55 км/ч. Сколько километров может пробежать волк с такой же скоростью за 1 час?

  4. Один хомяк запасает на зиму 800г. Зерна. Сколько зерна уничтожат за зиму 2 хомяка, 20 хомяков?

  5. Розовый скворец съедает 200 г. Саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 4 дня 1 скворец, 10 скворцов?

  6. Чтобы напоить корову, надо в сутки 50 л. Воды. Сколько литров воды надо запасти в сутки для 10 коров?

  7. На год курице требуется 36 кг. зерна. Сколько зерна надо запасти на год 100 кур при такой норме?

(слайд5) Задания на развитие внимания.


Внимание - это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и творчески исследует его. Для развития этого вида творческой деятельности можно использовать всевозможные лабиринтные задания, задания-путаницы, разнообразные игры, требующие от ученика для их правильного выполнения сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости.


  1. «Веселый счет».

11

10

7

1

6

9

3

5

8

4

2






На многоугольнике раскиданы числа от 1 до 11.

  • Учитель показывает несколько чисел, учащиеся называют сумму или разность

  • Назовите и покажите все числа от 1 до 11 по порядку.

  • Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.

  • Чем двузначные числа отличаются от однозначных?

  1. «Мальчики».

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Сережа. Коля - самый высокий, Толя - самый толстый, Миша - самый тонкий, Сережа - самый низкий.

Теперь скажите, кто самый толстый? Самый низкий? Самый высокий? Самый тонкий?

  1. Игра «Забавные животные»

Дается рисунок и надо найти сумму цифр из которых нарисовано животное.

(слайд6) Задачи на развитие памяти.


Развитие произвольной памяти - одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить.


  1. «Память на числа».

В жизни на приходится часто запоминать адрес, номер телефона, посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.


  1. «Сколько?»

Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).


  1. «Память на фигуры».

Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их.






(слайд7) Задания на развитие мышления.


Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, ориентирующие школьников на получение нового продукта. Задания подобного вида наиболее ярко показывают уровень развития творчества каждого ребенка, так как учащиеся пробуют создать что-то новое, свое, неповторимое, используя для этого усвоенные ранее знания и умения. К упражнениям такого вида можно отнести такие задания: составление задач и выражений, нахождение своего способа действия, постановка дополнительных вопросов к заданию учебника, придумывание предметов на основе заданных геометрических фигур.


  1. «Думай и составляй».

С числами 1548 и 4325 составьте два задания так, чтобы одно из них было задачей, а другое - нет.

  1. «Художники».

Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал - стал зайчик, был овал - стала ложка и т.д.

Для развития и коррекции воображения необходимо уметь фантазировать, мысленно представлять итоги того или иного преобразования, например, вообразить целое из предложенных его частей, соотнести размеры на глаз, придумать человечка или зверька из предложенных геометрических фигур и т.д.

  1. «Веселый человечек».

Нарисуйте веселого человечка, используя геометрические фигуры:

  1. «Салфетка».

1

2

3

4




В начале ряда нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.


(слайд8) Задания на смекалку.


Для подбора заданий на смекалку имеется самая большая литература. Сюда относятся задачи-шутки, головоломки, ребусы, занимательные вопросы и т.д. Подобные задания способствуют разностороннему развитию умственной деятельности детей, так как учащиеся пробуют сопоставлять, менять местами, находить подходящие варианты.


  1. «Летели гуси».

Летели гуси: один гусь впереди, а два - позади; один - позади, два - впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.


  1. «Логическая задача».

У девочки было три мяча - красный, синий и зеленый. Красный был больше, чем синий, а синий больше, чем зеленый. Какой мяч самый большой? Какой самый маленький? Нарисуй мячи в порядке увеличения их размеров и закрась нужным цветом.

  1. Головоломка.

Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.

7 6

8 5

9 4

10 3

11 2

12 1

7 6

8 5

9 4

10 3

11 2

12 1











(слайд9) Задачи на сообразительность.

  1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?

  2. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?

  3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

  4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц?

  5. Что легче 1 кг. ваты или 1 кг. гвоздей?

  6. Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной 10 м. разрезать на части по 2 м. каждая? (4)

Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей.

Также проводила анкетирование по данной теме.

(слайд10)

(Слайд11)

1. Не серьезное отношение к учебе-58%

2. Трудности при изучении материала-14%

3. Отсутствие интереса к предмету-6%

4. Увлеченность другим дело-15%

5. Другие причины-7%

(слайд12)


Из диаграммы видно, что данные практически одинаковые, т.е учащиеся реально оценивают свои возможности и знания по предмету.

(слайд13) Считаю, что моя работа в этом направлении помогает в решении ряда актуальных задач:

  • Овладение математическими знаниями, умениями, навыками и свободно ориентироваться в условиях заданий, успешнее выполнять их.

  • повышение качества знания по предмету,

  • умение решать задачи социально значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием,

  • повышение мотивации к обучению математике.

  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

(слайд14) Список источников:

1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 1992. - № 7-8. -с. 27.

2. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 401 с.

3. Симановский, А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка /А.Э. Симановский. - М.: Рольф, 2000. - 160 с.

4. Тихомирова,Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст (11 - 14 лет). /Л.Ф. Тихомирова.- М.: Рольф, 2001. - 160 с.

5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» - Ярославль: Академия развития, 1996.

6.Интернет-ресурс: scool12kovdor.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/novaja_statja_na_sajte/4-1-0-2

7. Интернет-ресурс: nsc.1september.ru/article.php?ID=200601001

8. Интернет-ресурс: bg-prestige.narod.ru/proekt/



© 2010-2022