Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные методы решения задач на смешивание растворов

"Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи."

Антуан Де Сент-Экзюпери

Математика многообразна и многогранна. Существует ряд ситуаций в образовательном процессе, когда при изучении какой-либо темы по физике, химии, биологии и т.д. затрагиваются понятия математики, например, существуют задачи, которые решают как на уроках математики, так и на уроках химии. Способы решения задач представляют и учителя химии, и математики, но есть проблема: математики знают математику, а химики - химию. И не всегда способы совпадают.

В данной статье приводятся рекомендации по решению химических задач на смешение растворов разными способами: с помощью расчетной формулы, "Правила смешения", "Правила креста", графического метода, алгебраического метода. Приведены примеры решения задач.

1. Основные химические понятия

Приведем некоторые указания к решению задач на растворы.

Основными компонентами этого типа задач являются:

а) массовая доля растворенного вещества в растворе;

б) масса растворенного вещества в растворе;

в) масса раствора.

Предполагают, что:

а) все получившиеся смеси и сплавы являются однородными;

б) смешивание различных растворов происходит мгновенно;

в) объем смеси равен сумме объемов смешиваемых растворов;

г) объемы растворов и массы сплавов не могут быть отрицательными.

Определения и обозначения.

Массовая доля растворенного вещества в растворе - это отношение массы этого вещества к массе раствора.

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

где Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- массовая доля растворенного вещества в растворе;

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- масса растворенного вещества в растворе;

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- масса раствора.

Следствия формулы (1):

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Введем обозначения:

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- массовая доля растворенного вещества в первом растворе;

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- массовая доля растворенного вещества во втором растворе;

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- массовая доля растворенного вещества в новом растворе, полученном при смешивании первого и второго растворов;

m1(в-ва), m2(в-ва), m(в-ва) - массы растворенных веществ в соответствующих растворах;

m1(р-ра), m2(р-ра), m(р-ра) - массы соответствующих растворов.

Основными методами решения задач на смешивание растворов являются: с помощью расчетной формулы, "Правило смешения", "Правило креста", графический метод, алгебраический метод.

Приведем описание указанных методов.

1.1. С помощью расчетной формулы

В наших обозначениях, получим формулу для вычисления массовой доли вещества (?) в смеси.

1. Масса полученного при смешивании раствора равна:

m(р-ра) = m1(р-ра) + m2(р-ра).

2. Определим массы растворенных веществ в первом и втором растворах:

m1(в-ва)= Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов•m1(р-ра), m2(в-ва)= Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов•m2(р-ра).

3. Следовательно, масса растворенного вещества в полученном растворе вычисляется как сумма масс веществ в исходных растворах:

m(в-ва) = m1(в-ва) + m2(в-ва) = Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов•m1(р-ра) + Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов•m2(р-ра).

4. Таким образом, массовая доля растворенного вещества в полученном растворе равна:

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

или

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

или

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

где Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов- массы соответствующих растворов.

Замечание: При решении задач удобно составлять следующую таблицу.

1-й раствор

2-й раствор

Смесь двух растворов

Масса растворов

m1

m2

m1 + m2

Массовая доля растворенного вещества

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Масса вещества в растворе

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворовm1

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворовm2

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов(m1 + m2)

1.2. "Правило смешения"

Воспользуемся формулой (4): Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

тогда Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Отсюда Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Таким образом, отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси.

Аналогично получаем, что при Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Замечание: Формула (5) удобна тем, что на практике, как правило, массы веществ не отвешиваются, а берутся в определенном отношении.

1.3. "Правило креста"

"Правилом креста" называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков - заданная, а справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы.

1.4. Графический метод

Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Построим график зависимости массовой доли растворенного вещества от массы смешанных растворов. На одной из осей ординат откладывают точку, соответствующую массовой доли Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов, а на другой - Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов. Обозначим на оси абсцисс точки А и В с координатами (0,0) и (m1 + m2,0), соответственно. На графике точка А(0,0) показывает, что массовая доля всего раствора равна Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов, а точка В(m1 + m2,0) - массовая доля всего раствора равна Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов. В направлении от точки А к точке В возрастает содержание в смеси 2-го раствора от 0 до m1+ m2 и убывает содержание 1-го раствора от m1+ m2 до 0. Таким образом, любая точка на отрезке АВ будет представлять собой смесь, имеющую одну и ту же массу с определенным содержанием каждого раствора, которое влияет на массовую долю растворенного вещества в смеси.

Замечание: Данный способ является наглядным и дает приближенное решение. При использовании миллиметровой бумаги можно получить достаточно точный ответ.

1.5. Алгебраический метод

Задачи на смешивание растворов решают с помощью составления уравнения или системы уравнений.

2. Примеры решения задач

Задача 1. (№1.43, [1])

В 100 г 20%-ного раствора соли добавили 300 г её 10%-ного раствора. Определите процентную концентрацию раствора.

Решение:

  1. C помощью расчетной формулы

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

  1. Графический

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Ответ: 12,5%

  1. Путем последовательных вычислений

    • Сколько растворенного вещества содержится:

а) в 100 г 20%-ного раствора; [100•0,2 = 20(г)]

б) в 300 г 10%-ного раствора? [300•0,1 = 30(г)]

  • Сколько вещества содержится в образовавшемся растворе?

20 г + 30 г = 50 г

  • Чему равна масса образовавшегося раствора?

100 г + 300 г = 400 г

  • Какова процентная концентрация полученного раствора?

(50/400)100 = 12,5(%)

Ответ: 12,5%

  1. Алгебраический

Пусть х - процентная концентрация полученного раствора. В первом растворе содержится 0,2•100(г) соли, а во втором 0,1•300(г), а в полученном растворе х•(100 + 300)(г) соли. Составим уравнение:

0,2•100 + 0,1•300 = х•(100 + 300);

х = 0,125 (12,5%)

Ответ: 12,5%

Задача 2. u(№10.26, [1])

Смешали 10%-ный и 25%-ный растворы соли и получили 3 кг 20%-ного раствора. Какое количество каждого раствора в килограммах было использовано?

Решение:

  1. Алгебраический

а) C помощью уравнения:

Пусть х (кг) - масса 1-го раствора, тогда 3-х (кг) -масса 2-го раствора.

0,1•х (кг) содержится соли в 1-ом растворе,

0,25•(3-х) (кг) содержится соли в 2-ом растворе,

0,2•3 (кг) содержится соли в смеси.

Учитывая, что масса соли в 1-ом и 2-ом растворах равна массе соли в смеси, составим и решим уравнение:

0,1•х + 0,25•(3-х) = 0,2•3;

0,15х = 0,15;

х = 1, 1кг-масса 1-го раствора

3 - х = 3 - 1 =2 (кг) - масса 2-го раствора.

Ответ: 1 кг, 2 кг.

б) С помощью системы уравнений

Пусть х (кг) - количество первого раствора, у (кг) - количество второго раствора. Система уравнений имеет вид:

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Ответ: 1 кг, 2 кг.

  1. Графический.

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Ответ: 1кг, 2кг.

  1. "Правило смешения"

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

  1. "Правило креста"

Составим диагональную схему

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Ответ: 1кг, 2кг.

Задача 3 ([2])

Сосуд емкостью 5 л содержит 2 л р%-ного (по объёму) раствора соли. Сколько литров 20%-ного раствора такой же соли надо налить в сосуд, чтобы процентное содержание соли в сосуде стало наибольшим?

Решение (графический способ)

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворовУрок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Заметим, что по условию, объём второго раствора не превышает трёх литров.

  1. Ели р < 20, то для того, чтобы получить максимальную массовую долю вещества в растворе, необходимо добавить 3 л 20% - ного раствора соли;

  2. Если р = 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли в растворе не изменится, следовательно, можно прилить от 0 л до 3 л 20% - ного раствора соли;

  3. Если р > 20, то при добавлении 2-го раствора, процентное содержание соли будет уменьшаться, т.е. прилить нужно 0 л.

Ответ: 3 л, если 0 < р < 20, [0,3], если р = 20, 0л, если 20 < р Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов100.

Задача 4 (работа 5, №2, [1])

В двух сосудах по 5л каждый содержится раствор соли. Первый сосуд содержит 3л р% - ного раствора, а второй - 4л 2р% - ного раствора одной и той же соли. Сколько литров надо перелить из второго сосуда в первый, чтобы получить в нем 10% - ный раствор соли? При каких значениях р задача имеет решение?

Решение

Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Найдем, при каких значениях р задача имеет решение. По условию задачи 5-ти литровый сосуд содержит 3л первого раствора, следовательно, к нему можно прилить от 0 до 2л второго раствора.

Имеем, Урок Основные методы решения задач на смешивание растворовРешая неравенство, получаем Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

Ответ: Урок Основные методы решения задач на смешивание растворов

3. Заключение

Данные рекомендации предназначены учителям математики, желающим организовать элективные курсы, как в девятых, так и в десятых и одиннадцатых классах. Цель создаваемых курсов: научить учащихся пользоваться математическим аппаратом при решении химических задач.

Список литературы

  1. Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич.-2-е изд. - М.: Просвещение,1994. - 271с.

  2. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учебное пособие/ П.Т.Дыбов, А.И.Забоев, А.С. Иванов и др.; Под ред. А.И. Прилепко. - М.:Высш. школа, 1983. - 239 с.

  3. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. - М.: Просвещение,1989. - 176с.

  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. - 2-е изд.. исправ. и доп. - М.: Высш. школа, 1993. - 302 с.


© 2010-2022