- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеботарева А.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Л.С.Атанасяна. Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «Просвещение» , авторского коллектива под руководством Л.С.Атанасяна. Учебник обеспечивает выполнение всех требований Образовательного стандарта и Примерной программы.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
1.2.Цели и задачи учебной дисциплины
Программа направлена на реализацию целей изучения курса:
Формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность математического образования, владеющего геометрическими компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе.
Общеучебные:
- навыки вычислений и вычислительной культуры;
- представления об идеях и методах математики, как форме описания и познания действительности, о роли вычислений в человеческой практике, вероятностном характере многих закономерностей окружающего мира;
- представления о математике как о части общечеловеческой культуры и ее значении для общественного прогресса;
- умение использовать для изучения окружающего мира такие методы как наблюдение, моделирование, измерение, записи математических утверждений и доказательств;
- навыки использования простейшей вычислительной техники для выполнения практических расчетов;
-логическое мышление и речевые умения - обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), выстраивать аргументации при доказательстве ( в форме монолога и диалога), распознавать логически некорректные рассуждения.
Предметно-ориентированные:
-решение практических задач в повседневной жизни и профессиональной деятельности с использованием длин, площадей, объемов;
- понимание свойств геометрических фигур на плоскости; начальные пространственные представления;
- умение использовать математические формулы, теоремы, утверждения, выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, уметь находить нужную формулу в справочной литературе;
- уметь вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания;
- уметь выполнять геометрические построения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций: учебно-познавательной ,коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обуславливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возраст к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
1.3 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Нормативно-правовая база:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", в редакции Федерального Закона от 21.12.2012.
-
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
-
Приказ Министерства образования «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г.№1089.
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, сборник нормативных документов МОРФ, Москва, Дрофа,2007.
-
Образовательная программа школы.
-
Базисный учебный план РФ.
-
Учебный план МБОУ Плешаковской ООШ.
-
Примерная программа по предмету «Геометрия 7-9» (базовый уровень) Бурмистрова Т.А. Москва, Просвещение, 2010.
-
Авторская программа по предмету «Геометрия 7-9»(базовый уровень), Л.С.Атанасян . Москва, Просвещение, 2010.
-
Методические письма по математике:
-
«Направление работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»
-
«Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
-
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования ». Приказ министерства образования и науки РФ.
-
«Об утверждении регионального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Ростовской области». Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: учебник для учащихся -М.: Просвещение, 2013
2. Атанасян Л.С. Геометрия 9: рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2010
3.Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методическое пособие для учителя
4. Зив Б.Г.Дидактические материалы по геометрии в 7-9 классах
1.4 Место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
Геометрия -один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Учебный материал выстроен по тематическому принципу.
Отбор содержания программы опирается на стандарт общего образования. При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержаниия.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников к системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогических концепции Государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Используются нетрадиционные формы уроков.
Инвариативная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта общего образования, обязательного для всех учащихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. Темы, предлагаемые к изучению на пропидевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «могут уметь».
Темы, предлагаемые к изучению на пропидевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «могут уметь».
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, реже групповая.
Текущий контроль осуществляется с помощью взаимоконтроля, опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, устных и письменных математических диктантов, практических работ.
1.5 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Данная рабочая программа предусматривает второй вариант организации учебного процесса обучения:
- Количество часов по БУП - 5 часов в неделю, 175 часов в год (алгебра и геометрия);
- Количество часов школьному учебному плану - 2 часа в неделю, 68 часов в год ;
- Количество часов по авторской программе - 2 часа в неделю, 68 часов в год;
- Количество часов по рабочей программе - 2 часа в неделю,68 часов в год.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
2.1 Учебно - тематический план
№
Название темы
Общее количе-ство часов
Сроки изучения
Виды контроля
Дата
КР
Зачет
1
Вводное повторение
2
2.09-5.09
З-ПР
5.09
2
Векторы
8
9.09-3.10
3
Метод координат
10
7.10-14.11
КР№1
14.11
4
Соотношение между сторонами и углами треугольника
11
18.11-23.12
КР№2
23.12
5
Длина окружности и площадь круга
12
26.12-17.02
КР№3
13.02
6
Движение
8
20.02-17.03
КР№4
13.03
7
Аксиомы планиметрии
2
20.03-3.04
8
Некоторые сведения из стереометрии.
8
7.04-5.05
9
Итоговое повторение
4
8.05-22.05
ИКР
15.05
ИТОГО:
66
5
2.2 Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
ИТОГО
З-ПР на начало уч года
1
1
Кол-во плановых ТКР
1
1
2
1
5
2.3 Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий
1. Метод координат
-
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
-
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
3. Длина окружности и площадь круга
-
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
4. Движения
-
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
5. Об аксиомах геометрии
-
Беседа об аксиомах геометрии
6. Начальные сведения из стереометрии
-
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
2.4 Планируемые результаты на базовом и повышенном уровне
№
Стержневые линии
Стандарт, обязательный минимум содержания образования
Возможность углубления
знать
уметь
знать
уметь
1
Вводное повторение. Векторы.
Классификацию треугольников по углам и сторонам; формулировку трех признаков равенства треугольников; свойства равнобедренного и прямоугольного треугольника; классификацию параллелограммов; определения параллелограмма, ромба, квадрата, прямоугольника и трапеции; определение вектора; действия над векторами.
Применять известные факты при решении геометрических задач; находить стороны прямоугольного треугольника по теореме Пифагора; формулировать свойства известных четырехугольников и их признаки; применять определения, свойства и признаки при решении задач; изображать чертеж по условию задачи; уметь строить вектора, определять коллинеарность векторов; выполнять действия над векторами
2
Метод координат
Лемму о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; понятия координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число; формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя токами; уравнения окружности; уравнение прямой
Проводить операции над векторами с заданными координатами; решать простейшие задачи методом координат; решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности; составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности; составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
3
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0° до 180°, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество; простейшие формулы приведения; формулу площади треугольника, используя синус угла; формулировку теоремы синусов; формулировку теоремы косинусов; способы решения треугольников; методы проведения измерительных работ; что такое угол межде векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов; теорему о скалярном произведении двух векторов и ее следствия;
Применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую; определять значения тригонометрических функций для углов от 0° до 180° по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; реализовать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника; проводить доказательство теорем синусов и косинусов и применять их при решении задач; решать треугольники по двум сторонам и углу между ними; по стороне и прилежащим углам; по трем сторонам; применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности; изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов; доказывать теорему о скалярном произведении векторов, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах
Формулу Герона
4
Длина окружности и площадь круга
Определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника; формулировки теорем об окружностях и следствия из них; формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности; формулы длины окружности и ее дуги, площади круга и кругового сектора, как выводятся эти формулы.
Выводить формулу для вычисления правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач; проводить доказательства теорем об окружностях и следствий их них и применять их в решении задач; применять формулы при решении задач; строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; применять изученные формулы при решении задач
Правильные многогранники
5
Движение
Понятие отображения плоскости на себя и движение; осевую и центральную симметрию; свойства движения; основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение; определение поворота;
Выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур; распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии; применять свойства движения при решении задач; применять параллельный перенос при решении задач; доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур;
6
Аксиомы планиметрии
Неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии; основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии
7
Некоторые сведения из стереометрии
Виды многогранников, поверхностей и тел вращения.
Уметь распознавать многогранники, поверхности и тела вращения, изображать их на плоскости, приводить примеры из окружающего мира; решать простейшие задачи на нахождение элементов, опираясь на знания планиметрии.
8
Итоговое повторение
Свойства и признаки параллельных прямых; соотношения между сторонами и углами треугольника; формулы площади треугольника; формулы длины окружности и дуги, площади круга и кругового сектора; виды четырехугольников и их свойства, формулы площадей; свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника; уравнения окружности и прямой, о видах движения
Применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника; формулы площади треугольника; решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов; применять признаки подобия и равенства при решении геометрических задач; решать задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат; решать задачи с применением теории четырехугольников; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами; распознавать уравнения окружности и прямой
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики ученик должен
Знать/понимать
-
Существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
Существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
Как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
Как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; прим еры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Уметь
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное
расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов,
площадей, объемов); в том числе: для углов от 0⁰ до 180⁰
определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны,
углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур,
составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2.5 Система оценки планируемых результатов
а) критерии оценивания
-
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики и рисунки;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика или рисунка;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
б) КИМы
Зачетно-практическая работа на начало учебного года
-
В равностороннем треугольнике со стороной 6 см проведен отрезок, соединяющий середины
двух сторон. Определите вид получившегося при этом треугольника и найдите его периметр. -
Как построить центральный угол, вписанный угол?
-
Постройте острый угол, если его косинус равен ,
-
Найдите площадь квадрата, если его диагональ равна 16 см.
-
Выясните, является ли треугольник со сторонами 10, 24 и 26 прямоугольным?
-
Из точки А на прямую т опущен перпендикуляр ЛС = 15 см. Наклонная АВ = 17 см.
Найдите проекцию этой наклонной на прямую т. -
Диагональ параллелограмма образует с двумя его сторонами углы 25° и 35°. Найдите углы
параллелограм м а. -
Одна из сторон параллелограмма на 2 см больше другой, а его периметр равен 24 см.
Определите стороны параллелограмма. -
Одна из диагоналей ромба равна его стороне. Определите углы ромба.
-
В равнобедренной трапеции высота, проведенная из вершины тупого угла, делит большее?
основание на отрезки 6 см и 30 см. Найдите основания трапеции. -
В прямоугольном треугольнике АВС даны катет ВС = 8см и A = 40°. Найдите катет АС,
гипотенузу АВ и B.
-
Найдите катеты равнобедренного прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 4 см.
-
Прямая МК параллельна стороне АС треугольника ABC. Найдите ВК, если ВС = 12,
МК = 8,АС = 15. -
Диагональ прямоугольника равна 16 см и образует с одной из его сторон угол 30°. Найдите
площадь треугольника. -
Прямоугольник вписан в окружность радиуса 5 см. Одна из его сторон равна 8 см. Найдите
другие стороны прямоугольника.
-
Диагонали ромба равны 10 см и 24 см. Найдите длины его сторон.
-
Постройте:
а) ромб с заданными диагоналями;
б) параллелограмм по двум сторонам и углу между ними;
в) параллелограмм по стороне и двум диагоналям.
18) ABCD - трапеция с основаниями ВС и AD, О - точка пересечения диагоналей.
а) Докажите, что ADO подобен △СВО.
б) Найдите основание ВС, если AD = 15 см, ВО = 4 см, DO = 5 см.
-
Прямая, АС параллельна стороне DM, AKDK = 5:6. Найдите площадь △ DKM, если площадь △ АКС равна 175 см2.
-
Из точки D, лежащей на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC, опущен перпендикуляр DE на катет ВС. Найдите АС, если
ВС = 12,ВЕ = 8, DE = 6.
Контрольная работа № 1 «Метод координат» Вариант 1
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин треугольника ABC: A (-6; 1), B (2; 4), С (2; -2).
Докажите, что треугольник ABC равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины A.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Контрольная работа № 1 «Метод координат» Вариант 2
1.Найдите координаты и длину вектора если
2. Даны координаты вершин четырехугольника ABC D: A (-6; 1), B (0; 5), С (6; -4),D (0; -8).
Докажите, что ABCD - прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
3. Окружность задана уравнением Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов» Вариант 1
1.Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если
А(-1; 3).
2. Решите треугольник АВС, если
3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если К(1; 7), L(-2; 4), М(2; 0).
Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» Вариант 2
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3; 3).
2. Решите треугольник ВСD, если
3. Найдите косинус угла А треугольника АВC, если А(3; 9), В(0;6), С(4;2).
Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» Вариант 1
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150о.
Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга» Вариант 2
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна .
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120о, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа №4 «Движения» Вариант 1
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Контрольная работа №4 «Движения» Вариант 2
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, Являющейся серединой боковой стороны CD..
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа Вариант 1
1. В треугольнике АВС точка D - середина стороны АВ, точка М - точка пересечения медиан.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки А(1; 1), В(4; 5), С(-3; 4).
а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы СМ.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Итоговая контрольная работа Вариант 2
1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.
а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и .
б) Найдите скалярное произведение , если
2. Даны точки К(0; 1), М(-3; -3), N(1; -6).
а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.
б) Найдите длину медианы NL.
3. В треугольнике АВС высота ВD равна h.
а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности.
б) Вычислите значение R, если
4. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60о. Найдите: а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
3.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания образования
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения урока
план
факт
Вводное повторение
2
1
Многоугольники
1
КУ
многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника
-знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства
03.09
03.09
2
Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
1
КУ
окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов
-уметь строить вписанные и описанные окружности;
-знать элементы окружности;
-различать центральные и вписанные углы
04.09
04.09
I
Векторы
8
3-4
Понятие вектора.
2
КУ УЗИМ
определение вектора, виды векторов, длина вектора
-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
10.09
11.09
10.09
11.09
5-7
Сложение и вычитание векторов.
3
КУ УОНМ УПЗУ
вектор, операции сложения и вычитания векторов
-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов
17.09
18.09
24.09
17.09
18.09
24.09
8
Умножение вектора на число.
1
УОНМ
вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции
-уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции
25.09
25.09
9-10
Решение задач.
2
КУ УПЗУ
УЗИМ
правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов
-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач
01.10
02.10
01.10
02.10
II
Метод координат
10
11-12
Координаты вектора.
2
КУ
УОНМ
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора
-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
08.10
09.10
08.10
09.10
13-14
Простейшие задачи в координатах.
2
КУ УПЗУ
радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками
-уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
15.10
16.10
15.10
16.10
15
Уравнение окружности.
1
УЗИМ
уравнение окружности
-знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы
22.10
22.10
16
Уравнение прямой.
1
УОНМ
уравнение прямой
-знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы
23.10
23.10
17-19
Решение задач.
3
КУ УПЗУ
уравнение окружности и прямой
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
05.11
06.11
12.11
05.11
06.11
12.11
20
Контрольная работа № 1
1
-уметь решать простейшие задачи в координатах;
-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой
13.11
13.11
III
Соотношение между сторонами и углами треугольника
11
21-23
Синус, косинус, тангенс угла.
3
КУ
УОНМ УЗИМ
единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения
-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки
19.11
20.11
26.11
19.11
20.11
26.11
24
Площадь треугольника. Теорема синусов.
1
УОНМ
теорема о площади треугольника, формула площади, теорема синусов
-уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач
-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение
27.11
27.11
25
Теорема косинусов.
1
КУ
теорема косинусов
-знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач
03.12
03.12
26-30
Решение треугольников.
5
КУ УЗИМ
УОНМ УПЗУ
теорема синусов, теорема косинусов
-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
04.12
10.12
11.12
17.12
18.12
04.12
10.12
11.12
17.12
18.12
31
Контрольная работа № 2
1
-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач
24.12
24.12
IV
Длина окружности и площадь круга
12
32-33
Правильные многоугольники
2
КУ
УОСЗ
правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность
-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать
25.12
14.01
25.12
14.01
34-35
Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.
2
КУ УПЗУ УОНМ
УЗИМ УПКЗУ
площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей
-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники
15.01
21.01
15.01
21.01
36-39
Длина окружности и площадь круга.
4
КУ УПЗУ УОСЗ
длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора
-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение
22.01
28.01
29.01
04.02
22.01
28.01
29.01
04.02
40-42
Решение задач.
3
КУ УПЗУ
уравнение окружности и прямой
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
05.02
11.02
12.02
05.02
11.02
12.02
43
Контрольная работа № 3
1
-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;
-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора
18.02
18.02
V
Движения
8
44
Понятие движения.
1
УОНМ
отображение плоскости на себя
-знать , что является движением плоскости
19.02
19.02
45-46
Симметрия.
2
КУ УПЗУ
осевая и центральная симметрия
-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной
25.02
26.02
25.02
26.02
47-48
Параллельный перенос.
2
КУ УПЗУ УОНМ
УОСЗ
параллельный перенос
-знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор .
04.03
05.03
04.03
05.03
49-50
Поворот.
2
КУ УОСЗ
УПКЗУ
УЗИМ
поворот
-уметь строить фигуры при повороте на угол
11.03
12.03
11.03
12.03
51
Контрольная работа № 4
1
-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте
18.03
18.03
Начальные сведения из стереометрии
8
52-55
Многогранники
4
КУ УОСЗ
УПКЗУ
УЗИМ
Призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов
- знать простейшие многогранники
- уметь вычислять их объемы
19.03
01.04
02.04
08.04
19.03
01.04
02.04
08.04
56-59
Тела и поверхности вращения
4
КУ УОСЗ
УПКЗУ
УЗИМ
Цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов
- знать определения тел и поверхностей вращения
- уметь вычислять их объемы и площади поверхностей
09.04
15.04
16.04
22.04
09.04
15.04
16.04
22.04
60-61
Об аксиомах планиметрии.
Об аксиомах планиметрии.
2
КУ
УПКЗУ
аксиомы планиметрии
-знать все об аксиомах планиметрии
23.04
29.04
23.04
29.04
62-64
Итоговое повторение курса геометрии 7-9 класса
Решение задач в координатах.
3
КУ УОСЗ
координаты вектора, метод координат
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
30.04
06.05
07.05
30.04
06.05
07.05
65-67
Теоремы синусов и косинусов.
3
КУ УПЗУ
теорема синусов, теорема косинусов
- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
13.05
14.05
20.05
13.05
14.05
20.05
68
Итоговая административная контрольная работа.
1
-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса
21.05
21.05
4. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- печатные пособия
Таблицы
1) Комплект таблиц по теме : « Треугольники» (14 таблиц )
2.1.1. Треугольник и его элементы.
2.1.2. Равнобедренный треугольник.
2.1.3. Виды треугольников.
2.1.4. Медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике.
2.1.5. Свойства углов при основании равнобедренного треугольника.
2.1.6. Свойство медианы равнобедренного треугольника.
2.1.7. Сумма углов треугольника.
2.1.8. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
2.1.9. Прямоугольный треугольник и его свойства.
2.1.10.Признаки равенства прямоугольных треугольников.
2.1.11. Построение треугольников.
2.1.12. Средняя линия треугольника.
2.1.13. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
2.1.14. Решение прямоугольных треугольников.
2) Синус, косинус и тангенс углов 180̊ - ἀ.
3) Значения синусов, косинусов и тангенсов некоторых углов.
4) Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Среднее пропорциональное.
5) Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
6) Косинус угла.
7) Равенство фигур.
8) Признаки подобия треугольников.
9) Портреты ученых математиков.
10)Теорема Пифагора.
11) Теорема Фалеса.
12)Свойства параллелограмма.
13) Трапеция.
14)Признаки параллелограмма.
15)Вычисление площади прямоугольника и фигур, имеющих прямоугольную форму.
16)Площадь фигуры.
17) Площадь прямоугольника.
18)Многоугольники.
19)Многоугольники. Площадь квадрата, прямоугольника и трапеции.
20) Примеры преобразования фигур. Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой.
21) Пересечение прямой с окружностью.
22) Уравнение окружности.
23) Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между двумя точками.
24)Движение (симметрия).
25) Примеры преобразования фигур. Гомотетия.
26)Наглядный материал по теме: «Симметрия и асимметрия».(14 таблиц)
Раздаточный материал.
3) Контрольные работы по геометрии 9 класс
- экранно-звуковые(могут быть в цифровом виде)
Презентации
Диски
- технические средства обучения (средства ИКТ)
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
- цифровые образовательные ресурсы
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- натуральные объекты
- демонстрационные пособия
1)Набор геометрических фигур -18 шт
2) Демонстрационный материал для показа геометрических тел
3) Набор геометрических тел (раздаточный материал)
- треугольная призма - 13 шт
- цилиндр - 12 шт
- параллелепипед - 15 шт
- усеченная четырехугольная пирамида - 17 шт
- усеченная треугольная пирамида - 18 шт
- треугольная пирамида - 18 шт
- конус - 10 шт
- усеченный конус - 11 шт
- полусфера - 9 шт
- инструменты
Инструменты (для работы у доски):
1)Транспортиры;
2)циркули;
3)угольники (30⁰,60⁰,90⁰)
4) угольники (45⁰,45⁰,90⁰)
- натуральный фонд
5. ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя:
1. Аверьянов Д.И. Задачник по геометрии для 9 класса с углубленным изучением математики. - М.: Илекса, 2006
2. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: учебник для учащихся -М.: Просвещение, 2013
3. Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методическое пособие для учителя - м.: Просвещение, 1997
4. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии 9 класс - М.: ВАКО,2006
5. Зив Б.Г.Дидактические материалы по геометрии в 9 классе -М.: Просвещение, 2002
6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
7. Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал
8. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 -М.: Илекса, 2005
9. Фарков А.В. Диагностические контрольные работы по геометрии 7 класс -М.:Экзамен, 2006
Литература для учащихся:
1. Аверьянов Д.И. Задачник по геометрии для 9 класса с углубленным изучением математики. - М.: Илекса, 2006
2.Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: учебник для учащихся -М.: Просвещение, 2013
3. Атанасян Л.С. Геометрия 9: рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2010
4. Рогулева А.В. Геометрия 9: рабочая тетрадь(в двух частях) -Саратов, Лицей, 2006
5. Королькова Г.В. геометрия для учащихся 7-9 классов. (Теоретический материал. Способы решения задач), Волгоград, «Учитель», 2000
14