Рабочая программа математического кружка «За страницами учебника математики» для 11 класса

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.    В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Достижению данных целей помогает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной ...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

Принято

На заседании педсовета

Протокол № 1 от__.08.20__ г.

Утверждаю

директор МБОУ СОШ №1

г. Минеральные Воды

___________

Приказ №_____ от 02.09.201__г.

Согласовано

На заседании ШМС

Протокол №1 от __.08.20___ г.

Заместитель директора по УВР

______________


Рабочая программа

математического кружка

«За страницами учебника математики»

11 класс

на 2013 - 2014 учебный год

составитель: учитель математики Фадеева Н.О.





2013 год

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Достижению данных целей помогает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружковых занятий по математике в 11 классе. Реализация данной программы возможна в течение одного года.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

- доступности,

- преемственности,

- перспективности,

- развивающей направленности,

- учёта индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Статус документа

Рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» выполняет две основные функции.

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данных кружковых занятий.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала. Определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика программы

Кружок состоит из 4 секций:

1.Учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, пишут исследовательские работы, занимаются разработкой проектов на математические и историко-математические темы;).

2.Любители решения задач (решение задач, самостоятельное составление задач; графические иллюстрации задач; проведение конкурсов, олимпиад).

3.Подготовка к ЕГЭ по математике.

4.Организация и проведение математических игр и праздников (разработка и проведение математических игр, марафонов, викторин, ребусов; организация и проведение математических праздников, олимпиад, конкурсов, вечеров; математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии).

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

Цель: Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;

- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;

Развивающие:

- повышать интерес к математике через работу в различных секциях;

- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;

- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в секциях кружка;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;

- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике.
Структура занятия математического кружка:
Доклад кружковца 5-10 мин. ( по истории математики, об ученом - математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах и ЕГЭ
Ответы на разные вопросы учащихся.

Основные формы проведения кружковой работы:
1.Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца; Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме; Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений; Ответы на вопросы учащихся; Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования.
3. Подготовка учащимися рефератов и презентаций по темам.
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий олимпиад, анализ ошибок.
6. Изготовление моделей для уроков математики.
7. Просмотр сайтов, презентаций, проектов по математике.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения программы кружка ученик должен:

знать/понимать

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Учебно-тематическое планирование занятий математического кружка «За страницами учебника математики» в 11 классе

№п\п

Содержание работы

Количество часов

Дата проведения

Другие виды внеклассной работы

I

Тригонометрические уравнения, системы и неравенства

6 часов


Ознакомление с литературой для внеклассного чтения

1

Решение тригонометрических уравнений

1час

4.09

2

Системы тригонометрических уравнений

1час

11.09

Подготовка презентаций по теме

3

Тригонометрические неравенства

1час

18.09

4

Уравнения, системы уравнений, содержащий параметр

1час

25.09

5

Решение уравнений из КИМ ов ЕГЭ

1час

2.10

Участие в 1 туре Олимпиады

6

Решение заданий из КИМ ов ЕГЭ

1 час

9.10

II

Планиметрия

6 часов


7

Решение планиметрических задач

1 час

16.10

8

Подобие треугольников

1час

23.10

9

Отношение площадей подобных треугольников

1час

30.10

Моделирование геометрических фигур

10

Свойства медиан, биссектрис и высот

1час

13.11

Участие во 2 туре Олимпиады

11

Вписанные и описанные четырехугольники

1 час

20.11

12

Решение задач из КИМов ЕГЭ по теме

1час

27.11

III

Алгебраические уравнения, неравенства и системы уравнений

8 часов


13

Равносильность уравнений и неравенств

1час

4.12

14

Система уравнений и неравенств. Совокупность уравнений и неравенств

1час

11.12

Участие в олимпиаде «Кенгуру»

15

Симметрические системы

1час

18.12

16

Иррациональные неравенства. Метод интервалов.

1час

25.12

17

Неравенства, содержащие квадратные корни

1час

15.01

18

Неравенства, содержащие дроби

1час

22.01

Работа над проектами. Защита проектов по математике

19

Неравенства, содержащие модуль

1час

29.01

Презентации по математике. Показ слайдов

20

Решение задач из КИМ ов ЕГЭ

1час

5.02


IV

Показательные и логарифмические уравнения, системы, неравенства

9 часов

21

Логарифмирование и потенцирование

1час

12.02

22

Показательные уравнения

1час

19.02

23

Логарифмические уравнения

1час

26.02

24

Сложная экспонента

1час

5.03

Выступления перед младшими школьниками

25

Логарифмы с переменным основанием

1час

12.03.

26

Показательные неравенства

1час

19.03

Выпуск стенда «Творчество учащихся»

27

Логарифмические неравенства

1час

2.04

28

Неравенства для логарифмов

1час

9.04

29

Решение задач из КИМ ов ЕГЭ

1час

16.04

V

Стереометрия

4 часа


30

Расстояние от точки до прямой

1час

23.04

31

Уравнение плоскости. Угол между плоскостями. Угол между прямой и плоскостью

1час

30.04

Моделирование геометрических фигур

32

Многогранники и сфера

1час

7.05

Пробные ЕГЭ по математике

33

Решение типовых вариантов ЕГЭ (alexlarin.net)

1час

14.05

34

Решение типовых вариантов ЕГЭ (alexlarin.net)

1 час

21.05

Литература

  1. И. М. Гельфанд, С. М. Львовский, А. Л. Тоом . ТРИГОНОМЕТРИЯ . МЦНМО «Московские учебники» М., 2002 г.

  2. Энциклопедический словарь юного математика М., «Педагогика» 1989 г.

  3. П.Ф Севрюков, А.Н. Смоляков «Тригонометрические уравнения и неравенства и методика их решения», « Ставропольсервисшкола» 2004 г.

  4. П.Ф Севрюков «Подготовка к решению олимпиадных задач по математике», « Ставропольсервисшкола» 2007 г.

  5. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов «Математика. Вступительные испытания» М., «Экзамен» 2013 г.

  6. Под ред.: Ф.Ф. Лысенко, С.Ю Кулабухова «Подготовка к ЕГЭ-2014» Ростов-на-Дону «Легион» 2013 г.

  7. Под ред.: А.Л. Семёнов, И.В. Ященко «Математика. Типовые тестовые задания» М., «Экзамен» 2013 г.


© 2010-2022