- Преподавателю
- Математика
- Доклад: Педагогическая поддержка одаренных детей
Доклад: Педагогическая поддержка одаренных детей
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухаметдинова А.М. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая поддержка одаренных детей.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще до школьной скамьи. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка со стороны учителя.
Педагогическая поддержка - это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.).
В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» - служить опорой.
Цель педагогической поддержки - максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации.
Основные направления поддержки одаренных детей:
-
Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;
-
Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;
-
Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.
Одаренность может проявляться:
-
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
-
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
-
как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Психофизиологические особенности одаренных детей:
Одаренных детей, как правило, отличают:
-
высокая любознательность;
-
исследовательская активность;
-
повышенная биохимическая активность мозга;
-
эмоциональность;
-
вспыльчивость;
Одаренность бывает:
-
академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.
-
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.
-
художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
-
творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
-
психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе.
Формы выявления одаренных детей:
-
наблюдение;
-
общение с родителями;
-
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции
Формы работы с одаренными учащимися:
-
Индивидуальный подход на уроках;
-
Групповые занятия с одаренными учащимися;
-
Участие в школьных, городских олимпиадах;
-
Конкурсы, интеллектуальные марафоны;
-
Предметные кружки, факультативы;
-
Работа по индивидуальным планам
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Ежегодно ученики школы выступают с защитой своих научно- исследовательских проектов. С каждым годом растет не только их число, но и качество. Ученические исследования стали интереснее, содержательнее, более актуальны.
Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия по математике, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, занимают важное место в развитии одаренных детей, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.
Ежегодно в школе проходит декада математики. В рамках декады проводятся конкурсы газет, презентаций, ребусов, кроссвордов, викторины, математические поединки, уроки-соревнования, конкурсы лучшего знатока формул.
С каждым годом растет число участников математического чемпионата, международного математического конкурса «Кенгуру».
Традиционной становится игра «Математические карусели» для параллелей 5-6, 7-8 классов школ города.
В течение года ученики нашей школы могут реализовать свой потенциал через участие в дистанционных проектах разного уровня, в различных конкурсах. Неоднократно успешно принимают участие в конкурсе «Математическая Биржа». Команды 5,6, 7, 8. 9 классов состязались с 16 командами из других школ, городов. Результаты: 8 «А»-2 место, 6 «Б»-4 место, 7класс-6 место.
Также ребята нашей школы принимали участие и стали победителями и призерами других конкурсов. 4 участника Всероссийской заочной олимпиады «Авангард» награждены дипломами 1 степени, участники регионального конкурса «Математический марафон» стали обладателями дипломов 1 и 3 степени, в Саратовской заочной олимпиаде по математике Черепов Андрей занял 1 место, диплом 3 степени у Уточкина Олега, ученика 7 класса, в областном конкурсе кроссвордов «Все начинается с теории». Наши дети участвовали во 2 этапе межрегионального конкурса « Лучший по профессии и заняли 1 место.(Учитель Козлова Е.Л.). Летом ученица 7 класса Пьеро Маша была приглашена в лагерь, который организован центром развития одаренных детей в г. Пермь. Мы гордимся достижениями своих учеников.
Огромное внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ, при этом умело осуществляется дифференцированный подход.
Невозможно привить интерес к предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен.
Учитель должен быть:
-
талантливым;
-
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-
профессионально грамотным;
-
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
-
владеть передовыми педагогическими технологиями;
-
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
-
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.