- Преподавателю
- Математика
- Конспект проведения игры по математике Две ветви человеческой культуры
Конспект проведения игры по математике Две ветви человеческой культуры
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова И.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели занятия:
-
популяризация математических знаний,
-
закрепление умений и навыков в игровых областях деятельности,
-
развитие познавательной деятельности,
-
создание положительной мотивации к выполнению умственных и практических заданий,
-
развитие культуры коллективного умственного труда,
-
совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности.
Занятие проводится как соревнование между группами класса. Класс формирует команды по 5 участников и капитана. В состав жюри смотра приглашаются ученики старших классов, родители и учителя, не преподающие в этих классах. Членам жюри заранее выдаются правильные ответы на задания. У каждой команды есть ноутбук, на котором по программе MyTestStudent проводится тестирование по презентации.
№
Текст ведущих и учителя.
слайды
1Ведущий Математика и литература - Две ветви человеческой культуры,
2Ведущий: Две книги из одной библиотеки,
1Ведущий: Две песни из единой фонотеки.
1
1Ведущий Что есть число? Основа жизни нашей.
2Ведущий: А слово делает её уютней, краше.
1Ведущий: Буква и цифра,
2Ведущий: Слово и число,
1Ведущий: Словесность и математика… -
2Ведущий : Две формы общения человека с миром
1Ведущий : Так запятая нужна и в литературе, и в математике.
2Ведущий : Что запятая - закорючка?
Ничто, малюсенькая штучка.
А если вспомнить, если взвесить:
«Казнить нельзя помиловать.»
А ну-ка, скажите, ребята, что нужно исправить, чтобы 32 + 18 = 5? (3,2+1,8=5)
1Ведущий :
Вечный спор физиков и лириков лишний раз подтверждает связь формул и стихов
2Ведущий :
Это ложь, что в науке поэзии нет...
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик...
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!
Учитель:
Учитель: Во многих сказках говорится о тридевятом царстве, тридесятом государстве. Где оно находится?
2Ведущий: Древние люди не умели считать. Да и считать им было нечего, потому что предметов, которыми они пользовались - орудий труда, - было совсем немного: один топор, одно копье… Постепенно количество вещей увеличивалось, обмен ими всё усложнялся и возникала потребность в счете. Издавна числа казались людям чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя, и вместе с тем числа реально существуют, поскольку все предметы можно посчитать. Эта странность заставила людей приписывать числам сверхъестественные свойства.
1Ведущий: В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много - много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда cчитали "один, два, много", то после двух было "всё". Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало "всё".
2Ведущий: Числа - это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой - стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались - стоя: I, II, III. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.
1Ведущий: Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 9 = 27, 27 дней - это как раз лунный месяц - время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится "Тридевятое царство, Тридесятое государство" - на расстоянии, равном месяцу пути.
Учитель: Рассказывают, что английская королева Виктория пришла в восторг от сказки «Приключение Алисы в стране чудес» и захотела прочитать всё, написанное сказочником. Трудно представить её разочарование, когда на своём столике она увидела стопку книг по математике.
Какой русский математик написал сказку «Волшебник изумрудного города»?
2Ведущий: Математика и литература…
Такие разные, как буква и число,
Неразделимые, как лодка и весло.
Что ж их роднит, объединяет в вечность?
Великой мысли дух и бесконечность…
2
1Ведущий: Название какой кривой является в то же время литературным термином?
3
2Ведущий: Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
4
1Ведущий: В сказке "Конек - горбунок" мы встречаем следующие слова: "Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?
5
2Ведущий: Результат работы писателя и результат умножения.
6
1Ведущий: Кому принадлежит стихотворение?
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи соберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
7
2Ведущий: В каком произведении Жюля Верна описан способ измерения высоких предметов?
8
1Ведущий: Кому принадлежат слова:
«Числа правят миром»?
9
2Ведущий: Какому писателю принадлежат слова: «Человек подобен дроби. В числителе у него то, что думают о нём люди, в знаменателе то, что он думает о себе сам. Чем больше числитель, тем больше дробь».
10
1Ведущий: Архимед помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб. Когда римлянин занёс меч над учёным, тот решал геометрическую задачу. Он не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои …!
Что он просил не трогать?
11
Ведущий: Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой?
12
Ведущий: Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?
13
Ведущий: Назовите произведение, в котором герои пытаются воздействовать на тело в трёх разных направлениях
14
Ведущий: Сколько суток царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина вел свое войско до того, как встретил Шамаханскую царицу?
15
Ведущий: В каком произведении А.Чехова ученик Петя решал задачу про покупку сукна?
16
Ведущий: Какому русскому поэту принадлежат строки «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?
Пушкин А.С. Произведение «Евгений Онегин»
17
Ведущий: "…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения".
4,5см*12=54см. Какой же это богатырь?
Раньше указывали лишь число вершков, на которые рост человека превышал 2 аршина.
Значит: 72*2=144см 144+54=198см. Действительно, богатырь!
18
Ведущий:
Есть кадамба - цветок:
На один лепесток
Пчёлок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименга,
И на ней третья часть поместилась.
Разность ты их найди,
Трижды ты их сложи,
На кутай этих пчёл посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Всё летала то взад, то вперёд и везде
Ароматом цветов наслаждаясь.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчёлок всего здесь собралось?
Ведущий: Ваши результаты у вас на экранах рейбуков.
Приступаем к награждению.