«Поле чудес» по теме ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ

Цель:   способствовать расширению кругозора учащихся, развитию смекалки, внимания. Оборудование:  эмблемы, таблицы, рекламы, призы, шкатулки, черный ящик. У нас сегодня необычайный урок-игра «Поле чудес» по теме  «Обыкновенные дроби». Мы знаем с вами, что такое дробь, из чего она состоит, как она читается и записывается, умеем складывать, вычитать, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. А сегодня отправимся в путешествие по истории развития знаний о дробях.   Участники игры п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заключительный урок-«Поле чудес» по теме ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.

Цель: способствовать расширению кругозора учащихся, развитию смекалки, внимания.

Оборудование: эмблемы, таблицы, рекламы, призы, шкатулки, черный ящик.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

С Маршак. Школьнику на паять

У нас сегодня необычайный урок-игра «Поле чудес» по теме «Обыкновенные дроби». Мы знаем с вами, что такое дробь, из чего она состоит, как она читается и записывается, умеем складывать, вычитать, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. А сегодня отправимся в путешествие по истории развития знаний о дробях.

Участники игры приняли участие в составлении кроссвордов, которые вы потом будете разглядывать в минуты отдыха на кружковом занятии.

Начинаем 1-ый тур (Приглашается первая тройка игроков)

В старинных книга можно встретить такие названия дробей: ½ - пол, полтина; 1/5 - пятина; 1/7 - седьмина; 1/10 - десятина; ¼ - четь, 1/8 - пол чети; 1/16 - полопочете; 1/3 - треть; 1/6 - пол трети.

п

о

л

п

о

л

п

о

л

т

р

е

т

и

п п

Отгадывается слово по буквам, крутя барабан.

Слово угадывается, участники получат призы (например карандаши), один участник выходит в финал игры.

На 2-й тур приглашаются…..

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, это обозначение стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около300лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 году. Он ввёл слово «дробь»

- А кто ввёл слова «числитель и знаменатель»?

Назовите имя и фамилию греческого ученого, математика 13 века.

м


а

к

с

и

м



п


л

а

н

у

д



Слово отгадывается, ученики получают призы ( например, карандаши), один участник выходит в финал игры.

3-й тур начинаем и приглашаем следующих игроков: ….

…..Или дроби…Ох, эти дроби!

Жизнь как дробь, и точна, а мимо.

В ней делитель упрям и злобен

А делимое - неделимо!

Строки из стихотворения «Математика- это трудно»

Кто автор этого стихотворения?

и


г

о

р

ь



с


н

е

г

о

в

о

й



Слово отгадывается, участники получают призы (например, карандаши), один частник выходит в финал игры.

Игра со зрителями.

Этот приз - линейка достанется тому, кто ответит на следующий вопрос.

Смешанные числа мы читаем так: 1 ½ -одна целая одна вторая.

В старину читали так : 1 ½ - полтора, 2 ½ -полтретья; 3 ½ -полчетверти; 4 ½ -пол пяты.

- А как прочесть дробь 5 ½ по старинке?

п


о

л

ш

е

с

т

ы

Финал.

С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но измерять длину, площади, вести расчеты за купленные и проданные товары. Но не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части - доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходило от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части.

-Как назывались дроби в первых учебниках математики в 18 веке?

л


о

м

а

н

ы

е



ч


и

с

л

а



Финалист…

Суперигра (приз - книга)

В старину на Руси каждая монета имела свое название : 3 коп.- алтын; 5коп.- пятак; 10 коп.- гривенник; 20 коп.-двугривенный; 25 коп.-четвертак; 15 коп.-пятиалтынный; 50 коп.-полтинник.

-А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки: одна вторая копейки - грош, а как называли одну четвертую копейки?

п

о

л

у

ш

к

а

Даётся одна минута, и финалист называет это слово и получает приз.

Итог урока

Дети обсуждают урок и предлагают новые формы проведения уроков.



© 2010-2022