- Преподавателю
- Математика
- «Поле чудес» по теме ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
«Поле чудес» по теме ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калентьева И.А. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заключительный урок-«Поле чудес» по теме ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.
Цель: способствовать расширению кругозора учащихся, развитию смекалки, внимания.
Оборудование: эмблемы, таблицы, рекламы, призы, шкатулки, черный ящик.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С Маршак. Школьнику на паять
У нас сегодня необычайный урок-игра «Поле чудес» по теме «Обыкновенные дроби». Мы знаем с вами, что такое дробь, из чего она состоит, как она читается и записывается, умеем складывать, вычитать, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. А сегодня отправимся в путешествие по истории развития знаний о дробях.
Участники игры приняли участие в составлении кроссвордов, которые вы потом будете разглядывать в минуты отдыха на кружковом занятии.
Начинаем 1-ый тур (Приглашается первая тройка игроков)
В старинных книга можно встретить такие названия дробей: ½ - пол, полтина; 1/5 - пятина; 1/7 - седьмина; 1/10 - десятина; ¼ - четь, 1/8 - пол чети; 1/16 - полопочете; 1/3 - треть; 1/6 - пол трети.
п
о
л
п
о
л
п
о
л
т
р
е
т
и
п п
Отгадывается слово по буквам, крутя барабан.
Слово угадывается, участники получат призы (например карандаши), один участник выходит в финал игры.
На 2-й тур приглашаются…..
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, это обозначение стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около300лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 году. Он ввёл слово «дробь»
- А кто ввёл слова «числитель и знаменатель»?
Назовите имя и фамилию греческого ученого, математика 13 века.
м
а
к
с
и
м
п
л
а
н
у
д
Слово отгадывается, ученики получают призы ( например, карандаши), один участник выходит в финал игры.
3-й тур начинаем и приглашаем следующих игроков: ….
…..Или дроби…Ох, эти дроби!
Жизнь как дробь, и точна, а мимо.
В ней делитель упрям и злобен
А делимое - неделимо!
Строки из стихотворения «Математика- это трудно»
Кто автор этого стихотворения?
и
г
о
р
ь
с
н
е
г
о
в
о
й
Слово отгадывается, участники получают призы (например, карандаши), один частник выходит в финал игры.
Игра со зрителями.
Этот приз - линейка достанется тому, кто ответит на следующий вопрос.
Смешанные числа мы читаем так: 1 ½ -одна целая одна вторая.
В старину читали так : 1 ½ - полтора, 2 ½ -полтретья; 3 ½ -полчетверти; 4 ½ -пол пяты.
- А как прочесть дробь 5 ½ по старинке?
п
о
л
ш
е
с
т
ы
Финал.
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но измерять длину, площади, вести расчеты за купленные и проданные товары. Но не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части - доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходило от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части.
-Как назывались дроби в первых учебниках математики в 18 веке?
л
о
м
а
н
ы
е
ч
и
с
л
а
Финалист…
Суперигра (приз - книга)
В старину на Руси каждая монета имела свое название : 3 коп.- алтын; 5коп.- пятак; 10 коп.- гривенник; 20 коп.-двугривенный; 25 коп.-четвертак; 15 коп.-пятиалтынный; 50 коп.-полтинник.
-А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки: одна вторая копейки - грош, а как называли одну четвертую копейки?
п
о
л
у
ш
к
а
Даётся одна минута, и финалист называет это слово и получает приз.
Итог урока
Дети обсуждают урок и предлагают новые формы проведения уроков.