Рабочая программа по Геометрии (10 класс, базовый уровень) на 2015-2016 учебный год

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа



Утверждена

Приказом директора

МКОУ Нерастанновская СОШ

№ ___от «_____»_____________2015__г.

_______________И.А.Заболотнева





Рабочая программа

по геометрии

10 класса

(базовый уровень)



Составитель: учитель математики

Федорова Зинаида Аркадьевна




Московская обл., Чеховский район, п. Нерастанное

2015год.

1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования; в соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год, с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год; на основе программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 10-11 классы», М. Просвещение, 2010 г. Составитель Т. А. Бурмистрова.

2.Общая характеристика учебного предмета

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. При реализации рабочей программы по учебному предмету геометрия программы МКОУ Нрастанновской СОШ учитывается объем домашних заданий (по всем учебным предметам), чтобы затраты времени на его выполнение в 10-11классе не превышали 3,5 часов.

Составленная рабочая программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи СОО МКОУ Нерастанновской СОШ.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Данный курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Цели:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение устным и письменным математическим языком, геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Задачи:

  • Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин; овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;

  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;

  • Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;

  • Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

  • Формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач.

3. Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновская СОШ (Приказ № 94 от 02.09.2013 года) на изучение геометрии в данном классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

4. Основное содержание программы.

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Некоторые сведения из планиметрии

12

12

Введение

3

3

Параллельность прямых и плоскостей

16

16

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

17

Многогранники

14

14

Заключительное повторение

6

6

ИТОГО

68

68

Уроки - зачёты по каждой теме проходят после выполнения учащимися контрольных работ с целью систематизации полученных знаний и ликвидации пробелов в знаниях и умениях выпускников. Зачёты проходят в устной форме.

5. Требования к ланируемым результатам изучения программы.

Знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, возникновения и развития геометрии;

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

Уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


6. Содержание курса обучения.

  1. Введение.

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель - познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

  1. Параллельность прямых и плоскостей.

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель - сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.


  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель - ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.

  1. Многогранники.

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель - познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

  1. Повторение. Решение задач.

7.Контроль уровня обученности

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля.

7

Входной контроль.«Решение треугольников»

входной

тест

23

Контрольная работа №1 по теме «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости».

Текущий (письменный)

Контрольная работа №1

30

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей»

Промежуточный письменный

письменный

Контрольная работа №2

47

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

письменный

Контрольная работа №3

61

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники»

письменный

Контрольная работа №4

66

Итоговая контрольная работа

письменный


Формы контроля: текущий и итоговый проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут,

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значимых тем программы,

  • в конце года.

8.Календарно - тематическое планирование.

№ п\п

№ урока

по теме

Тема урока

Тип урока

Количество часов

В том числе

контрольных работ

Дата план.

Дата факт.

Примечание

I триместр

Некоторые сведения из планиметрии (12 ч)

1

1

Углы и отрезки, связанные с окружностью

Урок повторения изученного материала

1





2

2

Углы и отрезки, связанные с окружностью

Продуктивный урок

1





3

3

Углы и отрезки, связанные с окружностью

Урок-практикум

1





4

4

Углы и отрезки, связанные с окружностью

Урок-практикум

1





5

5

Решение треугольников

Урок повторения изученного материала

1





6

6

Решение треугольников

Продуктивный урок

1





7

7

Входной контроль .

Решение треугольников

Урок-практикум

1





8

8

Решение треугольников

Комбинированный урок

1





9

9

Теоремы Менелая и Чевы

Урок изучения нового материала.

1





10

10

Теоремы Менелая и Чевы

Урок-практикум

1





11

11

Эллипс, гипербола, парабола

Урок изучения нового материала.

1





12

12

Эллипс, гипербола, парабола

Комбинированный урок

1





Введение (3 ч)

13

1

Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии.

Урок изучения нового материала.

1





14

2

Аксиомы стереометрии. Первые следствия из теорем

Урок комплексного применения знаний

1





15

3

Аксиомы стереометрии. Первые следствия из теорем

Урок- практикум

1






Параллельность прямых и плоскостей (16 ч)

16

1

Параллельность прямых

Урок изучения нового материала.

1





17

2

Параллельность прямых

Урок-практикум

1





18

3

Параллельность прямой и плоскости

Урок изучения нового материала.

1





19

4

Параллельность прямой и плоскости

Урок-практикум

1





20

5

Взаимное расположение прямых в пространстве

Урок изучения нового материала.

1





II триместр

21

6

Взаимное расположение прямых в пространстве

Урок- практикум

1





22

7

Угол между прямыми

Урок изучения нового материала.

1





23

8

Контрольная работа №1 по теме «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости».

Урок контроля знаний, умений, навыков

1

1




24

9

Параллельность плоскостей

Урок изучения нового материала.

1





25

10

Параллельность плоскостей

Комбинированный урок

1





26

11

Тетраэдр

Урок изучения нового материала.

1





27

12

Решение задач по теме «Тетраэдр».

Комбинированный урок

1





28

13

Параллелепипед

Урок изучения нового материала.

1





29

14

Параллелепипед

Урок- практикум

1





30

15

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность плоскостей»

Урок контроля знаний, умений, навыков

1

1




31

16

Зачет №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей».

Урок комплексного применения знаний

1

1




Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 ч)

32

1

Перпендикулярность прямых

Урок изучения нового материала. Проблемный урок

1





33

2

Перпендикулярность прямой и плоскости

Урок изучения нового материала. Исследовательский урок

1





34

3

Перпендикулярность прямой и плоскости

Решение задач

1





35

4

Перпендикулярность прямой и плоскости

Комбинированный урок

1





36

5

Перпендикулярность прямой и плоскости

Урок комплексного применения знаний

1





37

6

Перпендикуляр и наклонная

Урок изучения нового материала.

1





38

7

Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная».

Урок - практикум

1





39

8

Угол между прямой и плоскостью

Урок изучения нового материала. Исследовательский урок

1





40

9

Угол между прямой и плоскостью

Урок-практикум

1





41

10

Угол между прямой и плоскостью

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1





42

11

Угол между прямой и плоскостью

Урок комплексного применения знаний

1





III триместр

43

12

Двугранный угол.

Урок-практикум

1





44

13

Двугранный угол.

Продуктивный урок

1





45

14

Перпендикулярность плоскостей

Урок изучения нового материала.

1





46

15

Перпендикулярность плоскостей.

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1





47

16

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Урок контроля знаний, умений, навыков

1

1




48

17

Зачет №2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Урок комплексного применения знаний

1

1





Многогранники (14 ч)

49

1

Понятие многогранника

Урок изучения нового материала.

1





50

2

Понятие многогранника. Призма

Урок изучения нового материала.

1





51

3

Призма

Урок-практикум

1





52

4

Пирамида

Урок изучения нового материала.

1





53

5

Пирамида

Исследовательский урок

1





54

6

Пирамида

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1





55

7

Решение задач по темам «Пирамида»

Урок - практикум

1





56

8

Правильные многогранники

Урок изучения нового материала.






57

9

Правильные многогранники

Урок - практикум






58

10

Правильные многогранники

Урок-практикум

1





59

11

Правильные многогранники

Повторительно-обобщающий урок

Урок-практикум

1





60

12

Правильные многогранники

Исследовательский урок

1





61

13

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники»

Урок контроля знаний, умений, навыков

1

1




62

14

Зачет №3 по теме «Многогранники».

Урок комплексного применения знаний

1

1




Заключительное повторение (6 ч)

63

1

Аксиомы стереометрии. Решение задач

Повторительно-обобщающий урок

Урок-практикум

1





64

2

Параллельность прямых и плоскостей

Повторительно-обобщающий урок

Урок-практикум

1





65

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

Повторительно-обобщающий урок

Урок-практикум

1





66

4

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний, умений, навыков

1

1




67

5

Решение геометрических задач

Урок-практикум

1





68

6

Решение геометрических задач

Урок-практикум

1





ИТОГО

68

4

3




9. Учебно-методическое обеспечение

  1. Геометрия 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г.Позняк- М.: Просвещение, 2007.

  2. «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10-11 класса. Разоуровневые дидактические материалы, - М. Илекса 2003. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько.

  3. «Поурочные разработки по геометрии 10 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2009. Автор В. А. Яровенко».

  4. «Дидактические материалы по геометрии 7-11 классы, М. Просвещение 2009. Автор Б. Г. Зив».

  5. «Дидактический материал по геометрии для 10 класса. Разрезные карточки, -В. Учитель2003. Составитель Г. И. Ковалева».

  6. 6. CD: «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 классы»

10. Приложение.

Данный раздел содержит пакет контрольно - измерительных материалов для осуществления в 10 классе текущего и итогового контроля по геометрии. «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10-11 классов. Разоуровневые дидактические материалы, - М. Илекса 2003. Авторы: А. П. Ершова, В. В. Голобородько.



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

естественно - математического цикла

Протокол № ___ от « ___» ______ 2015г.

Рук. ШМО _________ З.А. Фёдорова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Л.С. Орешкова

«__» __________ 2015 г.


© 2010-2022