- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 9 класс
Рабочая программа по математике 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурзинова О.И. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новосильская средняя общеобразовательная школа
Семилукского района Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО физико-математического цикла
Протокол №______________
Руководитель МО
_____________________
Калинина Е. И
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от __________
Утверждаю
Директор школы
_____________ В. А. Пометова
«____» ____________ 2015 г
Рабочая образовательная программа
по математике для 9 класса (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Составитель
учитель математики и информатики Мурзинова О. И.
МКОУ Новосильская СОШ, 2015 год
Пояснительная записка
Количество недельных часов - 5 часов Количество часов за год - 170 часов
Уровень рабочей программы - базовый
Плановых контрольных работ - 11
Срезовых контрольных работ - 2
Календарно-тематическое планирование составлено на основе нормативных документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
-
Примерная программа основного общего образования по математике. Алгебра, Геометрия,7 - 9 классы/ сост. Т. А. Бурмистрова - М. : Просвещение, 2008
-
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004 г,-№ 4, -с. 4
-
Региональный базисный учебный план для основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Департамента образования, науки и молодежной политики № 840 от 30.08.2013 .
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
Внимания; памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
-
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
Волевых качеств;
-
Коммуникабельности;
-
Ответственности.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
-
расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;
-
выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
-
дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида;
-
научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
-
развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
-
расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы их вычисления;
-
познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений;
-
дать представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
формировать ИКТ компетентность через уроки с элементами ИКТ;
-
формировать навык работы с тестовыми заданиями;
-
подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + Ьх + с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а є 0;
-
выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем;
-
познакомиться с понятиями арифметической и геометрической прогрессий как числовых последовательностей особого вида;
-
познакомиться с начальными сведениями из теории вероятностей;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развивать логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
формирования математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
-
научиться проводить операции над векторами, научиться вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
научиться решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
научиться проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
нагляднее представить изучаемый материал;
-
освоить проектную деятельность;
-
развивать творческие способности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Алгебра
Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители .
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции - функций у = ах2 + Ь, у = а (х - т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + Ьх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хп при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + Ьх + с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а ≠ 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + Ьх + с > 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Геометрия
Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2га-угольника, если дан правильный /г-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движенцем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Фор мулы для вычисления объемов, указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
Повторение. Решение задач
Учебный план
№ пп
Название темы
Кол-во часов
1
Квадратичная функция
22
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
3
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
5
Элементы комбинаторики и теории вероятности
13
6
Векторы. Метод координат
18
7
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
8
Длина окружности и площадь круга
12
9
Движения
8
10
Начальные сведения из стереометрии
10
11
Повторение
30
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
АРИФМЕТИКА
Уметь:
выполнять устный счет с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями;
переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая наиболее подходящую, в зависимости от конкретной ситуации; представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; применять стандартный вид числа для записи больших и малых чисел; выполнять умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде;
изображать числа точками на координатной прямой;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближенное значение числового выражения; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи на движение и работу; задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин; основные задачи на дроби и на проценты; задачи с целочисленными неизвестными.
Применять полученные знания:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе, с использованием при необходимости справочных материалов и простейших вычислительных устройств; для устной прикидки и оценки результатов вычислений; для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы; для интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
АЛГЕБРА
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, квадратные неравенства;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона изменения величин;
определять значения тригонометрических выражений по заданным значениям углов;
находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);
при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости;
для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
при решении планиметрических задач с использованием аппарата тригонометрии.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь:
оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события;
в простейших случаях находить вероятности случайных событий, в том числе с использованием комбинаторики.
Применять полученные знания:
при записи математических утверждений, доказательств, решении задач;
в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов;
при сравнении шансов наступления случайных событий;
для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алгебра. Учебник для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2007. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.
-
Геометрия. Учебник для 9 класса./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2006. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебный год.
-
Ю. Н. Макрычев Алгебра: дидакт. материалы для 9 класса./ Ю.Н.Макрычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Рабочая тетрадь Геометрия 9 класс Атанасян Л. С.
-
В. И. Жохов Геометрия 7-9 кл.: кн. для учителя/ В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. - М.: Просвещение, 2003 - 2008.
-
В.А.Гусев Геометрия: дидакт. материалы для 9 класса.- М.: Просвещение, 2004 - 2008.
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | ||||||
план | фактич | |||||||||||
АЛГЕБРА Вводное повторение - 6 часов | ||||||||||||
1 | Функции и их графики | 1 | Эвристическая беседа, фронтальный опрос, решение задач |
| - знать свойства, графики основных элементарных функций |
|
| |||||
2 | Арифметический квадратный корень, его свойства. Степень с целым показателем | 1 | Эвристическая беседа, фронтальный опрос, решение задач |
| - знать свойства арифметического квадратного корня - уметь вычислять арифметический квадратный корень - уметь вносить множитель под знак радикала; выносить множитель из-под знака радикала - уметь находить значение степени с целым отрицательным показателем |
|
| |||||
3 | Квадратные уравнения | 1 | Эвристическая беседа, фронтальный опрос, решение задач |
| - уметь решать полные и неполные квадратные уравнения |
|
| |||||
4 | Действия с рациональными дробями. Дробные рациональные уравнения | 1 | Эвристическая беседа, фронтальный опрос, решение задач |
| - уметь выполнять арифметические действия с рациональными дробями - уметь решать дробные рациональные уравнения |
|
| |||||
5 | Неравенства и системы неравенств с одной переменной | 1 | Эвристическая беседа, фронтальный опрос, решение задач |
| - уметь решать неравенства с одной переменной и их системы |
|
| |||||
6 | Срезовая контрольная работа | 1 |
|
|
|
|
| |||||
Квадратичная функция - 22 часа | ||||||||||||
§ 1. Функции и их свойства -5 часов | ||||||||||||
7-8 | Функция. Область определения и область значений функции | 2 | Эвристическая беседа, частично-поисковый метод, фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-1 (ДМ) | -уметь находить по значению аргумента значение функции и наоборот -уметь находить область определения и область значения функции; -уметь строить более сложные графики функций |
|
| |||||
9-11 | Свойства функций | 3 | Эвристическая беседа, частично-поисковый метод, фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-3, 4 (ДМ), тест | -уметь определять нули функции, промежутки возрастания и убывания |
|
| |||||
§ 2. Квадратный трехчлен - 5 часов | ||||||||||||
12-13 | Квадратный трёхчлен и его корни | 2 | Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-5 (ДМ) | -уметь находить корни квадратного трехчлена |
|
| |||||
14-15 | Разложение квадратного трёхчлена на множители | 2 | Исследовательская работа, устный опрос, математический диктант | С-6 (ДМ) | - уметь раскладывать квадратный трехчлен на множители |
|
| |||||
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» | 1 |
|
| Уметь применять изученную теорию при нахождении ООФ, ОЗФ, читать график, при разложении квадратного трехчлена на множители |
|
| |||||
§ 3. Квадратичная функция и ее график - 8 часов | ||||||||||||
17-18 | График функции у=ах2 | 2 | Эвристическая беседа, частично-поисковый метод, исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | С-7 (ДМ) | -уметь строить график функции ; -правильно читать график |
|
| |||||
19-21 | Графики функций у=ах2+n, у=а(x - m)2 | 3 | Эвристическая беседа, частично-поисковый метод, исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа | С-8 (ДМ) | -уметь строить график функции, используя преобразования графиков |
|
| |||||
22-24 | Построение графика квадратичной функции | 3 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-9 (ДМ), тест | -знать алгоритм построения графика квадратичной функции; -уметь находить координаты вершины параболы |
|
| |||||
§ 4. Степенная функция. Корень n - й степени - 4 часа | ||||||||||||
25 | Функция у=хn | 1 | Эвристическая беседа, работа у доски, тестирование, устный опрос | С-10 (ДМ) | -знать свойства функции при n-четном и n-нечетном; -уметь преобразовывать графики с наиболее высокими степенями |
|
| |||||
26 | Корень n-й степени | 1 | Математический диктант, работа по карточкам, индивидуально | С-11 (ДМ) | -знать таблицу степеней; -уметь уметь вычислять значения некоторых корней n-ой степени |
|
| |||||
27 | Степень с рациональным показателем | 1 | Эвристическая беседа, работа у доски, устный опрос, математический диктант |
| -уметь применять свойства степени с рациональным показателем при решении задач. |
|
| |||||
28 | Контрольная работа № 2: «Квадратичная функция. Степенная функция» | 1 |
|
| -уметь выполнять построение квадратичной функции, уметь применять таблицу степеней, вычислять значения некоторых корней n-й степени |
|
| |||||
Уравнения и неравенства с одной переменной - 14 часов | ||||||||||||
§ 5. Уравнения с одной переменной - 8 часов | ||||||||||||
29-30 | Целое уравнение и его корни | 2 | Эвристическая беседа, дифференцированные задания | С-12 (ДМ) | -уметь определять степень уравнения; -уметь решать уравнения третьей и более степеней, используя разложение на множители, графический способ |
|
| |||||
31-32 | Уравнения, приводимые к квадратным | 2 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания
| С-14 (ДМ) | -уметь проводить замену переменной; -уметь решать квадратные уравнения и уравнения, получившиеся из замены; -знать и уметь решать биквадратные уравнения |
|
| |||||
33-36 | Дробные рациональные уравнения | 4 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-15 (ДМ), тест | -приведение к общему знаменателю, - решение квадратных уравнений. - исключение корней, обращающих знаменатель в нуль |
|
| |||||
§ 6. Неравенства с одной переменной - 6 часов | ||||||||||||
37-38 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 2 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания, индивидуальная работа | С-16 (ДМ) | -знать и понимать алгоритм решения неравенств; -уметь правильно найти ответ в виде числового промежутка |
|
| |||||
39-40 | Решение неравенств методом интервалов | 2 | Индивидуальная работа, работа по карточкам, самоконтроль, математический диктант | С-17 (ДМ) | -знать алгоритм решения неравенств методом интервалов; -уметь решать неравенства, используя метод интервалов
|
|
| |||||
41 | Обобщающий урок «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | Коррекция знаний, тестирование, устный счет |
|
|
|
| |||||
42 | Контрольная работа №4 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 |
|
| -уметь применять полученные знания по теме в комплексе |
|
| |||||
Уравнения и неравенства с двумя переменными - 17 часов | ||||||||||||
§ 7. Уравнения с двумя переменными и их системы - 12 часов | ||||||||||||
43-44 | Уравнение с двумя переменными и его график | 2 | Эвристическая беседа, дифференцированные задания, фронтальный опрос | С-19 (ДМ) | -уметь определять степень уравнения -уметь составлять уравнение по графику |
|
| |||||
45-47 | Графический способ решения систем уравнений | 3 | Эвристическая беседа, дифференцированные задания | С-20 (ДМ) | -знать виды графиков и уметь их строить; -уметь определять количество решений системы по графику; -уметь решать системы графически |
|
| |||||
48-50 | Решение систем уравнений второй степени | 3 | Эвристическая беседа, дифференцированные задания, фронтальный опрос, тестирование | С-21 (ДМ), тест | -знать алгоритм решения систем второй степени; -уметь их решать, используя известные способы (способ подстановки и способ сложения) |
|
| |||||
51-54 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 4 | Работа по карточкам, устный опрос, математический диктант | С-22 (ДМ), тест | -уметь составлять причинно-следственные связи между данными в задаче и составлении уравнений, используя формулы; -уметь решать системы уравнений различными способами |
|
| |||||
§ 8. Неравенства с двумя переменными и их системы - 5 часов | ||||||||||||
55-56 | Неравенства с двумя переменными | 2 | Эвристическая беседа, дифференцированные задания, фронтальный опрос | С-23 (ДМ) | -уметь изображать множество решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости |
|
| |||||
57-58 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 | Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания | С-24 (ДМ), тест | - уметь изображать на координатной плоскости множество решений систем неравенств |
|
| |||||
59 | Контрольная работа № 6 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 |
|
| -уметь применять полученные знания по теме в комплексе |
|
| |||||
Арифметическая и геометрическая прогрессии - 15 часов | ||||||||||||
§ 9. Арифметическая прогрессия - 8 часов | ||||||||||||
60-61 | Последовательности | 2 | Эвристическая беседа, работа у доски, разноуровневые задания | С-25 (ДМ) | -приводить примеры последовательностей; -уметь определять член последовательности по формуле |
|
| |||||
62-63 | Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-26 (ДМ) | -уметь определять вид прогрессии по её определению; -знать и применять при решении задач указанную формулу |
|
| |||||
64-66 | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии | 3 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания, тестирование | С-27 (ДМ), тест | -уметь находить сумму арифметической прогрессии по формуле |
|
| |||||
67 | Контрольная работа № 8 по теме: « Арифметическая прогрессия» | 1 |
|
| -уметь применять полученные знания по теме в комплексе |
|
| |||||
§ 10. Геометрическая прогрессия - 7 часов | ||||||||||||
68-69 | Определение геометрической прогрессии. Формула п - го члена геометрической прогрессии | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания | С-28 (ДМ) | -знать определение геометрической прогрессии; -уметь распознавать геометрическую прогрессию; -знать данную формулу и уметь использовать ее при решении задач |
|
| |||||
70-73 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии | 4 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания, тестирование | С-29 (ДМ), тест | -знать и уметь находить сумму геометрической прогрессии по формуле |
|
| |||||
74 | Контрольная работа № 9 по теме: «Геометрическая прогрессия» | 1 |
|
| -уметь находить нужный член геометрической прогрессии; -пользоваться формулой суммы n членов геометрической прогрессии; -представлять в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь |
|
| |||||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей -13 часов | ||||||||||||
§ 11. Элементы комбинаторики - 9 часов | ||||||||||||
75-76 | Примеры комбинаторных задач | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания |
| -ориентироваться в комбинаторике; -уметь строить дерево возможных вариантов |
|
| |||||
77-78 | Перестановки | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания |
| -знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач |
|
| |||||
79-80 | Размещения | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания |
| знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач |
|
| |||||
81-82 | Сочетания | 2 | Устный опрос, индивидуальная работа, фронтальный опрос, дифференцированные задания |
| знать и уметь пользоваться формулами для решения комбинаторных задач |
|
| |||||
83 | Решение комбинаторных задач | 1 | Коррекция знаний, тестирование, устный счет | С-31 (ДМ) | Уметь применять формулы при решении комбинаторных задач |
|
| |||||
§ 12. Начальные сведения из теории вероятностей - 4 часа | ||||||||||||
84 | Относительная частота случайного события | 1 | Устный опрос, индивидуальная работа |
| Уметь определять относительную частоту события |
|
| |||||
85 | Вероятность равновозможных событий | 1 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания |
| Уметь определять вероятность события |
|
| |||||
86 | Решение задач по теории вероятностей | 1 | Коррекция знаний, тестирование, устный счет | С-32 (ДМ) | определять количество равновозможных исходов некоторого испытания; -знать классическое определение вероятности |
|
| |||||
87 | Контрольная работа №11 по теме: «Комбинаторика и теория вероятностей» | 1 |
|
| -уметь применять полученные знания по теме в комплексе |
|
| |||||
Итоговое повторение - 15 часов | ||||||||||||
88-89 | Графики функций | 2 | Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания | СЗ | -знать алгоритм построения графика функции; -уметь строить графики функции; -уметь по графику определять свойства функции |
|
| |||||
90-92 | Уравнения, неравенства, системы | 3 | Коррекция знаний, тестирование, устный счет | СЗ | -уметь решать уравнения третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной; -уметь решать неравенства методом интервалов; -уметь решать системы уравнений |
|
| |||||
93-95 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 3 | Исследовательская работа, работа по карточкам | СЗ | -знать формулы n-го члена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий и уметь их применять при решении задач |
|
| |||||
96-97 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 2 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания | СЗ | Уметь применять формулы при решении комбинаторных задач, определять количество равновозможных исходов некоторого испытания; -знать классическое определение вероятности |
|
| |||||
98-100 | Текстовые задачи. | 3 | Фронтальный опрос, дифференцированные задания | СЗ | -уметь решать задачи с помощью составления систем, составления уравнений, алгебраическим способом |
|
| |||||
101 | Контрольная работа № 12. Итоговая работа | 3 |
|
|
|
|
| |||||
102 | Урок коррекции знаний |
|
|
|
|
|
|
№
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля,
измерители
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
план
фактич
ГЕОМЕТРИЯ
Вводное повторение - 4 часа
1
Четырехугольники
1
Фронтальный опрос, эвристическая беседа, решение задач
- знать определения, свойства четырехугольников
2
Площади
1
Фронтальный опрос, эвристическая беседа, решение задач
- уметь находить площади треугольника, четырехугольников
3
Подобные треугольники
1
Фронтальный опрос, эвристическая беседа, решение задач
- уметь доказывать подобие треугольников и применять при решении задач
4
Окружность, вписанные и центральные углы
1
Фронтальный опрос, эвристическая беседа, решение задач
- знать свойство касательной к окружности
- знать свойство вписанного и центрального угла, уметь применять знания при решении задач
Векторы. Метод координат - 11 часов
§ 1. Координаты вектора - 3 часа
13
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
1
Эвристическая беседа, работа у доски, тестирование, устный опрос
-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
14-15
Координаты вектора
2
Математический диктант, работа по карточкам, индивидуально
§ 2. Простейшие задачи в координатах - 3 часа
16-17
Простейшие задачи в координатах
2
Фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа
CР
-уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
§ 3. Уравнение окружности и прямой - 6 часов
18
Уравнение окружности
1
Эвристическая беседа, работа у доски, тестирование, устный опрос, математический диктант
-знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы
19
Уравнение прямой
1
Фронтальный опрос, устный счет, индивидуальная работа
-знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы
20
Уравнение окружности и прямой. Решение задач.
1
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
СР
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
21-22
Решение задач по теме: «Метод координат»
2
Репродуктивный, фронтальный опрос, контролирующая самостоятельная работа
СР
-знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи, методом координат
23
Контрольная работа № 3 «Метод координат»
1
-уметь решать простейшие задачи в координатах;
-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов -16 часов
§ 1. Синус, косинус, тангенс угла - 3 часа
24
Синус, косинус и тангенс угла
1
Эвристическая беседа, дифференцированные задания
-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки
25
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
1
Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент
26
Формулы для вычисления координат точки
1
Исследовательская работа, групповая, индивидуальная работа
§ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 6 часов
27
Теорема о площади треугольника
1
Исследовательская работа, устный опрос, индивидуальная работа
СР
Уметь реализовывать этапы доказательства теоремы о площади треугольника, решать задачи
28-29
Теоремы синусов и косинусов
2
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Уметь проводить доказательство теорем и применять их при решении задач
30-31
Решение треугольников
2
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Уметь выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы косинусов и синусов
32
Измерительные работы
1
Самостоятельная работа
§ 3. Скалярное произведение векторов - 7 часов
33-34
Скалярное произведение векторов
2
Исследовательская работа, устный опрос, математический диктант
знать «угол между векторами», скалярное произведение двух векторов, скалярный квадрат вектора; уметь применять теорию при решении задач
35-36
Скалярное произведение в координатах
2
Исследовательская работа, работа по карточкам, игровой момент
СР
Знать теорему о скалярном произведении двух векторов в координатах и ее следствия, свойства скалярного произведения векторов; уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач
37-38
Применение скалярного произведения векторов при решении задач
2
Математическое домино, работа по карточкам, самоконтроль
Доказывать теорему, изображать углы между векторами, вычислять скалярное произведение векторов
39
Контрольная работа
№ 5 «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов»
1
-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов, скалярное произведение векторов в комплексе при решении задач
Длина окружности и площадь круга - 11 часов
§ 1. Правильные многоугольники - 4 часа
40
Правильный многоугольник
1
Тестирование, работа у доски, разноуровневые задания
-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать
41
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник
1
Индивидуальная, групповая работа
42
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности
1
Работа по карточкам, самоконтроль
-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники
43
Решение задач по теме: «Правильный многоугольник»
1
Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания
Уметь строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки
§ 2. Длина окружности и площадь круга - 7 часов
44
Длина окружности
1
Эвристическая беседа, дифференцированные задания
СР
Применять формулы при решении задач
45
Длина окружности. Решение задач
1
Фронтальный, работа у доски, тестирование, творческие задания
СР
46
Площадь круга и кругового сектора
1
Репродуктивный, решение задач
Уметь находить площадь круга и кругового сектора
47
Площадь круга и кругового сектора. Решение задач
1
Работа по карточкам, устный опрос, математический диктант
СР
48
Обобщение по теме: «Длина окружности. Площадь круга»
1
Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент
Использовать приобретенные знания на практике
49
Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга»
1
Коррекция знаний, тестирование, устный счет
-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение
50
Контрольная работа № 7 по теме: «Длина окружности и площадь круга»
1
уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;
-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора
Движения - 8 часов
§ 1. Понятие движения - 3 часа
51
Понятие движения
1
Эвристическая беседа, работа у доски, разноуровневые задания
-знать , что является движением плоскости
52
Свойства движений
1
Математический диктант, индивидуальные задания
-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной
53
Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»
1
Работа по карточкам, самоконтроль, игровой момент
СР
Применять параллельный перенос при решении задач
§ 2. Параллельный перенос и поворот - 5 часов
54
Параллельный перенос
1
Тестирование, фронтальный опрос, математический диктант
СР
Применять параллельный перенос при решении задач
55
Поворот
1
Эвристическая беседа, работа у доски, самостоятельно
Доказывать, что поворот есть движение
56
Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот»
1
Коррекция знаний, тестирование, устный счет
СР
Распознавать и выполнять различные виды движений
57
Решение задач по теме: «Движения»
1
Устный опрос, индивидуальная работа
Распознавать и выполнять различные виды движений
58
Контрольная работа № 10 «Движения»
1
-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте
Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах планиметрии - 10 часов
§ 1. Многогранники - 2 часа
59
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед
1
Устный опрос, индивидуальная работа
Знать и понимать понятие многогранника, виды многогранников, изображение многогранников на плоскости; находить объем правильного многогранника; уметь применять теорию при решении задач
60
Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида
1
Устный опрос, индивидуальная работа
§ 2. Тела и поверхности вращения - 3 часа
61
Цилиндр. Конус. Сфера. Шар
1
Устный опрос, индивидуальная работа
Иметь представление о цилиндре.
Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи; Знать: формулу площади боковой поверхности цилиндра и уметь её выводить; используя формулу, вычислять площадь боковой поверхности
62
Решение задач. Тела и поверхности вращения
1
Коррекция знаний, тестирование, устный счет
Уметь применять теорию при решении задач
63
Об аксиомах планиметрии
1
фронтальный опрос
Рефераты учащихся
Знать неопределенные понятия и систему аксиом
Итоговое повторение - 5 часов
64-65
Треугольники
2
Репродуктивный, фронтальный опрос
СЗ
66-67
Многоугольники
2
Взаимоконтроль, игровой момент, частично поисковый метод
СЗ
68
Векторы. Метод координат. Движения
1
Тестирование, дифференцированные задания, игровой момент
СЗ