Раздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрии

Учебники по геометрии не предполагают изучение истории математики. Однако включение её в учебную деятельность позволяет расширить кругозор учащихся, повышает интерес к предмету. Данный материал может быть использован учителем при подготовке к уроку или выдан ученикам (лист информации) на уроке или в качестве домашнего задания. При чтении материала учащиеся не только знакомятся с историей происхождения геометрии, но и вспоминают определения, математические обозначения. Цитаты, используемые в текс...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О происхождении геометрии.

Геометрия - наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение геометрических фигур.

Родиной геометрии считается Египет (рис. 1). Посмотрев на огромные гробницы Египетских царей - фараонов, мы можем убедиться в том, что древние египтяне были замечательными инженерами (рис. 2). В настоящие время, для того чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, по 30 вагонов каждый.

Раздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрииРаздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрии

Рис. 1 Рис. 2

Геометрия, как наука, изложена греческим ученым Евклидом в своих книгах «Начала». Известно, что Евклид (рис. 3) жил в Александрии, которая входила в состав египетского царства. Великий труд Евклида «Начала» (рис. 4) современники называют «энциклопедией математических знаний своего времени».

В «Началах» Евклид старался дать определения каждому понятию. Мы с Вами знаем, что основными фигурами на плоскости являются точка и прямая, и не задаёмся вопросом определить данные понятия. Евклид вводит математические понятия путём их пояснения. Например, «точка есть то, что не имеет частей».

Раздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрииРаздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрии

Рис. 3 Рис. 4

Конечно, геометрия не могла быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями.

В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах. Ученый гордо ответил: «В геометрии нет царской дороги».

Люди нуждались в развитии практической геометрии: для землемерия, военных целей, строительства. Интересно проходило развитие геометрии в Древней Руси. Первое дошедшее до нас сочинение (16 век) носит говорящее название «О земном верстании, как земля верстать». В данной рукописи все геометрические сведения сводятся к вычислению площадей.

Геометрия была необходима не только для того, чтобы знать площадь земли и взимать с неё налоги. Например, гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.

Вспомним известное Вам определение угла (рис. 5). Угол - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. В данном определении есть понятие точки (базовое понятие), однако луч - не является основным понятием планиметрии, поэтому мы также можем привести определение данному понятию (рис. 6). Луч - это часть прямой, которая расположена по одну сторону от какой-либо точки. В данном определении Вы использовали только базовые понятия планиметрии: прямая и точка. Нельзя не согласиться со словами Н.К. Крупской, что «математика - это цепь понятий: выпадет одно - и не понятно будет дальнейшее».

Раздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрииРаздаточный материал по геометрии для 7 класса О происхождении геометрии

Рис. 5 Рис. 6

Вспомним, как в математике обозначаются прямые и точки. Точки принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита (А, F, K), прямые - одной прописной буквой латинского алфавита или двумя заглавными буквами латинского алфавита (а, b, c, АВ, СD). Луч света, край листа бумаги, туго натянутая нить дают представление о прямой линии. Точка не имеет никаких размеров и условно изображается на бумаге остро отточенным карандашом (на доске мелом).

Итак, Вы узнали, что геометрия - одна из самых древних наук. Она возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука. Все время, когда мы имеем дело с формой, размером, мы вовлечены в геометрию.

И.Г Александров, будучи инженером и академиком, утверждал: «Инженер, не владеющий математическими методами, - это не инженер, а монтёр… Инженер в полном смысле этого слова немыслим без знания математики. Ничего нельзя сделать без математики: мост построить нельзя, плотину - нельзя, гидростанцию - нельзя. Сокращать объём преподавания математики - преступление! Надо изучать её как можно в большем объёме, а главное - как можно основательнее».

Успехов в изучении геометрии!



© 2010-2022