- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпунина М.М. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №__
от «____» _________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________ /Кузнецова Н.И./
«____» _________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________/Ефимов П.И./
«____» _________2015 г.
Рабочая программа
Алгебра
(9 класс)
на 2015-2016 учебный год
Составитель программы:
учитель математики
Карпунина М.М.
г. Саранск 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по математике для 9 -х классов составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Алгебра» (автор: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. , М.: Просвещение, 2010г.).
Цель: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Задачи:
-
в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Общая характеристика учебного предмета «Алгебра»
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической прогрессии и формулу суммы первых членов геометрической прогрессии, целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Алгебра» является необходимым компонентом общего образования школьников. Рабочая учебная программа по математике для ___ класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «СОШ №5». Предмет «Алгебра » изучается в 9Б и 9В классах в объеме 102 часа, из расчета 3часа в неделю в каждом классе.
Из них контрольных работ 8 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 1 час, «Случайные события» 1 час, «Случайные величины» 1 час, «Множества, логика» 1 час и 1 час отведен на вводную административную контрольную работу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры в 9 -х классах обеспечивает достижение следующих образовательных результатов:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах алгебры как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание обучения
1. Повторение курса алгебры 8 класса (5 часов)
Вводная контрольная работа №1 - 1час
2. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений (18 часов)
Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
Контрольная работа №2 по теме «Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Решение алгебраических уравнений» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными» - 1час
3. Степень с рациональным показателем (15 часов).
Степень с целым показателем и ее свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем
Контрольная работа №3 по теме «Степень с рациональным показателем» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Свойства арифметического корня» - 1час
4. Степенная функция (15 часов).
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция у=k/х. Неравенства и уравнения, содержащие степень.
Контрольная работа №4 по теме «Степенная функция» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Область определения функции» - 1час
5. Прогрессии (15 часов)
Числовая последовательность. Арифметическая прогрессия. Сумма n - первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n - первых членов геометрической прогрессии.
Контрольная работа №5 по теме «Прогрессии» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Сумма n - первых членов арифметической прогрессии» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Сумма n - первых членов геометрической прогрессии» - 1час
6. Случайные события (10 часов).
События. Вероятность события. Повторение элементов комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Геометрическая вероятность.
Относительная частота и закон больших чисел.
Контрольная работа №6 по теме «Случайные события» - 1час
Самостоятельная работа по теме «Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики» - 1час
6. Случайные величины (9 часов).
Таблицы распределения. Полигоны частот. Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции.
Контрольная работа №7 по теме «Случайные величины» - 1час
7. Множества, логика (6 часов)
Множества. Высказывания. Теоремы. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.
Самостоятельная работа по теме «Множества, логика » - 1час
8. Повторение курса алгебры 9 класса (8 часов)
Числовые выражения. Уравнения и неравенства. Функции и графики. Прогрессии. Текстовые задачи.
Итоговое тестирование в новой форме - 3 часа.
Тематическое планирование
№п\п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
с\р
к\р
тест
1
Повторение
5
1
2
Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений
18
2
1
3
Степень с рациональным показателем
15
1
1
1
4
Степенная функция
15
1
1
5
Прогрессии
15
2
1
6
Случайные события
10
1
Случайные величины
9
1
1
7
Множества, логика
6
1
8
Повторение курса алгебры 9 класса
8
1
1
1
Всего
102
9
8
2
Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов
Должны знать/ понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; ширату и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создание математического анализа, возникновение и развитие геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Должны уметь:
- выполнять арифметические действия; находить значения корня натуральной степени, степени и с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задачи; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
-определять координаты точки плоскости, строить с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу, находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-решать комбинированные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правил умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту событий, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших задачах.
Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной:
Решать следующие жизненно-важные задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользовать предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся должны:
знать:
алгоритм деления многочленов, решения алгебраических уравнений и систем уравнений;
понятие степени с целым показателем;
алгоритм исследования функции по заданному графику;
понятия арифметической и геометрической прогрессий;
различные виды событий, вероятность события;
о закономерностях в массовых случайных явлениях;
понятие множества и его элементов, подмножеств;
понятие высказывания, прямой и обратной теорем;
алгоритм нахождения расстояния между двумя точками, уравнения окружности, уравнения прямой;
уметь:
выполнять деление многочленов;
уметь решать алгебраические уравнения, системы уравнений;
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить вероятность события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
находить вероятность события после проведения серии однотипных испытаний;
выполнять сбор и наглядное представление статистических данных;
находить центральные тенденции выборки;
находить разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств;
записывать уравнение окружности, уравнение прямой по заданным данным;
с помощью графической иллюстрации определять фигуру, заданную системой уравнений или неравенством;
применять на практике для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
интерпретации результата решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул выражающих зависимости между реальными величинами;
- нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
- решать следующие жизненно- практические задачи
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
-
работать в группах;
-
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Алгебра 9 класс
№
уро
ка
Наименование разделов и тем уроков
Количество часов
Вид работы
Дата проведения урока
по плану
Дата
проведения
урока
по факту
самостоятельной работы
контрольные
тесты
Повторение курса алгебры 8 класса
(5 ч)
1
Квадратные корни
2
Квадратные уравнения
3
Неравенства
4
Функция y= ax2 + bx + c, ее свойства и график
5
Контрольная работа № 1
1
Глава I Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений
18ч
1.1
Деление многочленов
1
1.2
Деление многочленов
1
1.3
Решение алгебраических уравнений
1
1.4
Решение алгебраических уравнений
1
1.5
Решение алгебраических уравнений
1
1.6
Уравнения, сводящиеся к алгебраическим
1
1.7
Уравнения, сводящиеся к алгебраическим
1
1.8
Уравнения, сводящиеся к алгебраическим
1
1.9
Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными
1
1.10
Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными
1
1.11
Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными
1
1.12
Различные способы решения систем уравнений
1
1.13
Различные способы решения систем уравнений
1
1.14
Различные способы решения систем уравнений
1
1.15
Решение задач с помощью систем уравнений
1
1.16
Решение задач с помощью систем уравнений
1
1.17
Решение упражнений по теме «Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений»
1
1.18
Контрольная работа № 2 по теме «Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений»
1
1
2
Глава II Степень с рациональным показателем
15ч
2.1
Повторение свойств степени с натуральным показателем
1
2.2
Степень с целым показателем
1
2.3
Степень с целым показателем
1
2.4
Степень с целым показателем
1
2.5
Арифметический корень натуральной степени
1
2.6
Арифметический корень натуральной степени
1
2.7
Свойства арифметического корня
1
2.8
Свойства арифметического корня
1
2.9
Свойства арифметического корня
1
2.10
Степень с рациональным показателем
1
2.11
Степень с рациональным показателем
1
2.12
Степень с рациональным показателем
1
2.13
Возведение в степень числового неравенства
1
2.14
Решение упражнений по теме «Степень с рациональным показателем»
1
2.15
Контрольная работа № 3 по теме «Степень с рациональным показателем»
1
1
Глава III Степенная функция
15ч
3.1
Область определения функции
1
3.2
Область определения функции
1
3.3
Возрастание и убывание функции
1
3.4
Возрастание и убывание функции
1
3.5
Возрастание и убывание функции
1
3.6
Четность и нечетность функции
1
3.7
Четность и нечетность функции
1
3.8
Функция y=k/x
1
3.9
Функция y=k/x
1
3.10
Функция y=k/x
1
3.11
Неравенства и уравнения, содержащие степень
1
3.12
Неравенства и уравнения, содержащие степень
1
3.13
Неравенства и уравнения, содержащие степень
1
3.14
Решение упражнений по теме «Степенная функция»
1
3.15
Контрольная работа № 4 по теме «Степенная функция»
1
1
Глава IY Прогрессии
15ч
4.1
Числовая последовательность
1
4.2
Арифметическая прогрессия
1
4.3
Арифметическая прогрессия
1
4.4
Сумма n- первых членов арифметической прогрессии
1
4.5
Сумма n- первых членов арифметической прогрессии
1
4.6
Сумма n- первых членов арифметической прогрессии
1
4.7
Сумма n- первых членов арифметической прогрессии
1
4.8
Геометрическая прогрессия
1
4.9
Геометрическая прогрессия
1
4.10
Сумма n- первых членов геометрической прогрессии
1
4.11
Сумма n- первых членов геометрической прогрессии
1
4.12
Сумма n- первых членов геометрической прогрессии
1
4.13
Решение упражнений по теме «Прогрессии»
1
4.14
Решение упражнений по теме «Прогрессии»
1
4.15
Контрольная работа № 5 по теме «Прогрессии»
1
1
Глава Y Случайные события
10ч
5.1
События
1
5.2
Вероятность события
1
5.3
Вероятность события
1
5.4
Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики
1
5.5
Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики
1
5.6
Геометрическая вероятность
1
5.7
Геометрическая вероятность
1
5.8
Относительная частота и закон больших чисел
1
5.9
Относительная частота и закон больших чисел
1
5.10
Контрольная работа № 6 по теме «Случайные события»
1
1
Глава YI Случайные величины
9ч
6.1
Таблица распределения
1
6.2
Таблица распределения
1
6.3
Полигоны частот
1
6.4
Полигоны частот
1
6.5
Генеральная совокупность и выборка
1
6.6
Генеральная совокупность и выборка
1
6.7
Размах и центральная тенденция
1
6.8
Размах и центральная тенденция
1
6.9
Контрольная работа № 7 по теме «Случайные величины»
1
Глава YI Множества. Логика
6ч
7.1
Множества
1
7.2
Высказывания. Теоремы
1
7.3
Уравнение окружности
1
7.4
Уравнение прямой
1
7.5
Множество точек на координатной плоскости
1
7.6
Контрольная работа № 8 по теме «Множества. Логика»
1
1
Повторение курса алгебры 9 класса
8ч
1
Алгебраические уравнения
1
2
Степень с рациональным показателем
1
3
Степенная функция
1
4
Арифметическая прогрессия
1
5
Геометрическая прогрессия
1
6
Итоговое тестирование в новой форме(3ч)
3
3
ИТОГО - 102 часа
Список источников
Литература:
Алимов Ш.А., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. , Федорова Н.Е., Шабунин М.И.- Алгебра 9. - М.: Просвещение, 2010.
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
Звавис А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей, алгебра 7-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.
Миндюк Н. Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре, 9 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы:
mat.1september.ru
math.ru
zaba.ru
kenguru.sp.ru
turgor.ru