Элективный курс по математике на тему Геометрия и красота (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

Естественно-математического цикла МОУ - Люксюгунская ООШ

МОУ - Люксюгунская ООШ ____________ А.С. Дьяконова

От « »_________2011г. От « »_________2011г.

__________ / /











ПРОГРАММА элективного курса

«Геометрия и красота»

7 класс

Продолжительность - 35 часов (1 час в неделю)









Автор: Андреева Варвара Николаевна - учитель математики



п. Люксюгун 2011г.

Пояснительная записка



Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся.

Учитель математики является не только источником математических знаний, но и пропагандистом своей науки. Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту своего предмета, использовать ее для эффективного развития и воспитания интереса учащихся к математике, с ее помощью увлечь учеников не только самой математикой, но и применением ее в жизни.

Актуальность эстетического воспитания: сближение содержания предмета с окружающим ребенка миром, показ математических закономерностей в природе, быту, на знакомых предметах способствует развитию не только специальных умений и навыков, но и личности в целом.

Учащиеся смогут проверить себя в некоторых профессиях, например как инженер, художник, краевед, дизайнер, архитектор, фотограф, швея, и это поможет им в выборе будущей работы, т.е. этот элективный курс берет от всего этого спектра профессий понемногу, чтобы дать основное понятие о какой-либо профессии.

Введение этого курса в учебный план поможет выявить и решить проблемы школьного сообщества, профилированной организацией досуга учащихся.

Условия для активизации познавательного интереса учащихся создаются с помощью проектора, экскурсий, необычных расположений парт, групповой работой, игр, викторин, творческой обстановки.

Этот элективный курс дополняет 5-й параграф учебника А.В. Погорелова Геометрия 7-9 под названием «Геометрические построения», дает базовое знание конструктивной геометрии.

Новизна курса: даются эстетическое развитие учащихся по геометрии и межпредметные творческие задания (геометрия - черчение, геометрия - алгебра, геометрия - ИЗО, геометрия - технология, геометрия - природоведение, геометрия - физика, геометрия - литература, геометрия музыка, геометрия - информатика, геометрия - КНРС).

Цели учителя: эстетически воспитать учащихся 7 классов, организовать их досуг, помочь учащимся в выборе профессии, повысить мотивацию изучения геометрии, развить: глазомер, моторику, речь, конструктивное мышление, творческое мышление, логику, кругозор, пространственное мышление, вычислительные способности учащихся 7-х классов.

Задачи учителя: выяснить наличие научной литературы в школьной и сельской библиотеке для самостоятельной работы учеников, создавать условия для активизации познавательного интереса, профилировать каждое занятие, пропагандировать свою науку.

Цели учеников: выбрать будущую профессию, получить хорошие отметки за контрольную работу по 5-му параграфу учебника геометрии, выделиться среди учеников оригинальностью и творческим подходом.

Задачи учеников: изучать научно-методическую литературу, не пропускать ни одного занятия, приносить то, что задано на дом, активно участвовать во всем, пытаться придумывать новое, оригинальное, поразительное, приготовить заключительный доклад.

Продолжительность обучения состоит из 35 занятий (1 час в неделю) и 15 этапов.

Для отбора и структурирования материала использовались связь математики с эстетической стороной окружающего мира и соответственно последовательное выявление в них основных свойств геометрии, а также углубленное изучение темы «Геометрические построения» с профилизацией каждого этапа, с нажимом на развитие творческих способностей учащихся 7х классов.

В качестве целей эстетического воспитания указывается развитие воли и чувств, ощущение пространства и красок, звуковых восприятий, свободы движений, выражение чувств словом и действием. Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения легко пользоваться этими умениями для выполнения своей творческой воли. Развивая воображение и память, эстетическое воспитание помогает научному познанию: учит анализировать наблюдаемые явления, упражняет в образном мышлении, что облегчает переход к абстрактному мышлению. Поэтому в этом элективном курсе используются краски, музыка, фотоаппарат, компьютер, необычные условия, обстановка и инструменты для работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, стимулирующий, контрольно-оценочный, организационно-действительный, диалогический, практический, творчески-репродуктивный. Они работают самостоятельно с различными источниками учебной информации, делают выводы на каждом занятии и показывают свои творческие способности.

Формы обучения: фронтальная работа, групповая работа, экскурсии.

Предполагаемые результаты:

учащиеся будут знать:

  • виды и свойства симметрий;

  • декоративно-прикладное искусство якутского народа;

  • о многогранниках, о золотой пропорции, о красивых задачах;

  • геометрию чудес света;

  • способы решения красивых задач;

учащиеся будут уметь:

  • рисовать бордюры, паркеты, розетки, орнаменты;

  • делать елочные игрушки, вышивать;

  • фотографировать;

  • пользоваться бумагой;

  • делать идеального по формам человека;

  • творчески подходить ко всему в этом мире;

  • применять теоретические знания на практике;

  • решать красивые задачи.

Оценка достигнутых результатов. В конце курса запланирована выставка работ учащихся, на которой будут присутствовать ученики других классов, учителя и родители. Учащиеся 7го класса выступят перед ними с докладами. На последнем занятии повторно проводится анкетирование с теми же вопросами. Перед ее выполнением проводится викторина с логическими заданиями. Задания подобраны так, чтобы отвлечь учащихся от темы элективного курса. В связи с этим, предполагается, что на вопросы анкеты учащиеся будут отвечать в другом настроении, т.е. не как в послевыставочном (или радость, или огорчение). Затем она сравнивается с ответами прошлой анкеты.



Календарно-тематический план



Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Дата проведения

Лекция

Практика

Семинар

1

Мир, в котором мы живем с точки зрения геометрии.

1

1

Приведение примеров с геометрическим обоснованием.

2

Бордюры и паркеты.

2

1

1

Рисунки бордюра и паркета на Paint-е.

3

Розетки и цветы.

2

1

1

Рисунки розетки и цветов на Paint-е.

4

Красивый Новый Год.

2

1

1

Елочные украшения.

5

Декоративно-прикладное искусство якутского народа.

2

1

1

Рисунок якутских орнаментов.

6

Бумажный мир.

3

1

2

Композиция из бумаги.

7

Геометрическая экскурсия по поселку Люксюгун.

2

1

1

Красивые фотографии поселка с обоснованиями в них геометрии.

8

Геометрия чудес света.

2

1

1

Геометрическое обоснование одного чуда света.

9

Золотая пропорция.

3

1

1

1

Идеальный человек из пластилина.

10

Японские кроссворды.

2

1

1

Активность.

11

Межпредметные связи геометрии. Викторина.

3

1

1

1

Разбор одного произведения искусства.

12

Творческое решение красивых задач по геометрии.

5

2

1

2

Примеры красивых задач.

13

Подготовка к выставке.

2

2

Активность.

14

Выставка «Геометрия и красота».

3

3

Активность.

15

Подведение итогов.

1

1

Активность.

Итого часов по курсу

35

12

10

13



Содержание

Тема 1. Мир, в котором мы живем, с точки зрения геометрии.

Ознакомление с курсом. Геометрические обоснования любых предметов. Анкетирование.

Тема 2. Бордюры и паркеты.

Осевая симметрия. Переносная симметрия. Орнаменты. Бордюры. Паркеты. Построения.

Тема 3. Розетки и цветы.

Поворотная симметрия. Розетки. Геометрия цветов. Построения.

Тема 4. Красивый Новый Год.

Снежинки. Елочки. Звезды. Игрушки елочные. Изготовление.

Тема 5. Декоративно-прикладное искусство якутского народа.

Национальные орнаменты. Рисование узоров. Вышивка.

Тема 6. Бумажный мир.

Оригами. Работа с бумагой.

Тема 7. Геометрическая экскурсия по поселку Люксюгун.

Симметрия в поселке Люксюгун. Красивые фотографии поселка.

Тема 8. Геометрия чудес света.

Чудеса света. Геометрическое обоснование каждого чуда света.

Тема 9. Золотая пропорция.

Золотая пропорция. Красивые ли мы? Изготовление из пластилина идеального по формам человека.

Тема 10. Японские кроссворды.

Разгадывание японских кроссвордов.

Тема 11. Межпредметные связи геометрии.

Геометрия - искусство. Геометрия - музыка. Геометрия - КНРС. Геометрия - физика. Геометрия - алгебра. Геометрия - природоведение. Геометрия - информатика.

Тема 12. Творческое решение красивых задач по геометрии.

Красивые задачи. Творческое решение. Придумывание красивых задач по геометрии.

Тема 13. Подготовка к выставке.

Приготовление слайдов. Приготовление докладов. Приготовление работ к выставке. Подборка музыки.

Тема 14. Выставка «Геометрия и красота».

Оформление выставочного зала. Выставка, сделанных работ учащихся за курс с докладами.

Тема 15. Подведение итогов.

Викторина. Анкетирование. Подведение итогов.

Литература

  1. Азевич А.И. Фракталы: геометрия и искусство / А.И. Азевич // Математика в школе. - 2003. - №4. - С.76 - 78.

  2. Атанасян Л.С. Геометрия, 7 - 9: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2006. - С. 384.

  3. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 255 с.

  4. Бебчук С. Как заразить творчеством? / С. Бебчук // Директор школы. - 2004. - №8. - С. 57 - 63.

  5. Белошистая А.В. Задачи на построение в школьном курсе геометрии / А.В. Белошистая // Математика в школе. - 2002. - №9. - С. 47-51.

  6. Будищева, Н.Н. Математика - это красиво! / Н.Н. Будищева. - Якутск: Изд-во МО РС(Я), 2001. - 88 с.

  7. Будищева, Н.Н. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся школ РС(Я) на уроках математики: диссертация / Н.Н. Будищева. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. - 206 с.

  8. Голобородько В. «Красивые задачи» в школьном курсе математики / В. Голобородько, А. Ершова // Первое сентября. Приложение математика. - 2005. - №8. - С.24-26.

  9. Грачева Н.Ю. Геометрические задачи на формирование творческой деятельности учащихся V-VI классов / Н.Ю. Грачева // Математика в школе. - 2007. - №7. - С. 31-37.

  10. Гусев В.А. Геометрия - 7: Экспериментальный учебник. Часть 3 / В.А. Гусев. - М.: Авангард, 1999. - 96 с.

  11. Гусев В.А. Геометрия - 7: Экспериментальный учебник. Часть 4 / В.А. Гусев. - М.: Авангард, 1999. - 128 с.

  12. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах / Е.И. Игнатьев. - Д: Кн. изд-во, 1995. - 616 с.

  13. Качалова, Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся (психологические основы и упражнения) / Е.Н. Качалова // институт усовершенствования квалификации работников образования РС(Я). - Якутск, 1995. - 94 с.

  14. Лоповок, Л.М. Факультативные задания по геометрии для 7-11 классов: Пособие для учителя / Л.М. Лоповок. - К.: Рад. шк., 1990. - 128 с.

  15. Парамонова И. Симметрия в математике / И. Парамонова // Первое сентября. Приложение математика. - 2007. - №8. - С. 41-47.

  16. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 1996. - 383 с.

  17. Смирнова И.М. Паркеты и их иллюстрация в графическом редакторе «Paint» / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов // Математика в школе. - 2000. - №8. - С. 54-55.

  18. Шатуновский Я. Математика как изящное искусство и ее роль в общем образовании / Я. Шатуновский // Математика в школе. - 2001. - №3. - С.6-11.

  19. Школа творчества, школа сотрудничества / Упр. Образования администрации г. Якутска. Сред. образоват. шк. №33. Науч. - метод. центр: Сост.: Т.С. Таюрская, Н.Н. Будищева: Ред. Р.И. Говорова. - Якутск: Агроинформ, 2002. - 52 с.



© 2010-2022