- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по выбору по математике (9 класс)
Элективный курс по выбору по математике (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сойникова М.В. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Котовская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рассмотрена на ШМО Согласовано: Утверждаю:
Протокол №____ зам.дир. по УВР директор МКОУ
от «___» _______ ______/Вагина В.И./ «Котовская ООШ»
Рук-ль объединения: ______/Петрова Л.Е./
_______/Кудинова С.А./ Приказ №____
от «__»__________
Рабочая программа
курса по выбору по математике для 9 класса: «Решение текстовых задач - школа математического моделирования»
Составитель: Сойникова М.В.
учитель математики
2014
Пояснительная записка
Элективный курс «Решение текстовых задач - школа математического моделирования» рассчитан на учащихся 9 классов в качестве предпрофильной подготовки и будет реализовываться в течение второго полугодия при отведении на него 1 часа в неделю - общий объем курса 17 часов. В курсе рассматриваются основные методы и приемы решения текстовых задач различных типов, закладываются основы навыков математического моделирования, демонстрируется его применение при решении задач в различных областях человеческой деятельности.
Выбор темы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых: объем и качество изучения приемов и методов решения текстовых задач в курсе основной школы явно недостаточны, т.к. на их решение отводится мало времени. При этом следует учитывать, что текстовые задачи предлагаются на вступительных экзаменах в вузы и входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Во-вторых: текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимания сути математического моделирования, готовят их к использованию математических знаний в реальной жизни.
В-третьих: именно в учебно-познавательной деятельности при решении текстовых задач реализуются развивающая функция обучения, так как при этом в большей степени обеспечивается развитие логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умение самостоятельно осуществлять небольшие исследования.
В-четвертых: текстовые задачи позволяют учащимся обнаруживать связь с другими дисциплинами, тем самым давая понять, что математика тесно взаимодействует с другими науками.
В целом можно говорить о том, что курс:
-
Придерживается изучению основного курса алгебры, направлен на систематизацию и углубление знаний по теме «Решение текстовых задач» как по типам задач, так и методам их решения;
-
Формирует общеучебные умения анализировать, обобщать, схематизировать, классифицировать, синтезировать, работать с учебной и справочной литературой, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах и т.д.;
-
Способствует развитию познавательно интереса и повышение учебной мотивации через включение учащихся в различные виды деятельности (выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск информации и т.д.)
Все это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.
Цель курса: формирование у обучающихся знаний об основных методах и идеях решения текстовых задач различных типов, в том числе задач практического и прикладного характера.
Задачи:
-
Дать классификацию основных типов текстовых задач;
-
Рассмотреть задачи повышенной сложности по типам, включенным в базовый курс алгебры, и систематизировать знания о способах и приемах их решения;
-
Ввести новые типы задач и познакомить с основными методами и идеями их решения;
-
Обеспечить овладение учащимися приемами и методами решения задач;
-
Способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решение познавательных проблем, устойчивых мотивов к учению и осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.
№
Название темы
Количество часов
Контроль уровня уч. достижений
всего
1
Задачи «на движение»
3
Выполнение твор. заданий
2
Задачи «на работу»
3
Тематическая подборка задач
3
Задачи «на проценты»
2
Составление задач с применением статистических данных
4
Задачи «на сплавы и смеси»
2
Решение задач с применением справ.материалов
5
Задачи, решаемые с помощью неравенств
2
6
Математическое моделирование как основа текстовых задач
3
7
Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач»
2
Итого:
17
Учебно-тематический план
Календарно-тематический план
№
содержание
Кол-во часов
Дата по плану
Дата факт.
Задачи «на движение»
3
1
Задачи на движение по прямой
1
2
Задачи на движение по окружности
1
3
Старинны задачи на движение
1
Задачи «на работу»
3
4
Задачи на работу с двумя объектами
1
5
Задачи на работу с тремя объектами
1
6
Контрольная работа по теме « Задачи на движение и работу»
1
Задачи «на проценты»
2
7
Задачи экономического содержания
1
8
Задачи экономического содержания
1
Задачи на сплавы и смеси
2
9
Схематизация при решении задач
1
10
Задачи с химическим содержанием
1
Задачи, решаемые с помощью неравенств
2
11
Задачи, решаемые с помощью неравенств
1
12
Задачи, решаемые с помощью неравенств
1
Математическое моделирование как основа текстовых задач
3
13
Основные понятия математического моделирования
1
14
Этапа решения текстовых задач через призму этапов мат. моделирования
1
15
Роль проверки в решении текстовых задач
1
Подведение итогов по теме «Решение текстовых задач»
2
16
«Проценты в экономике» - защита рефератов
1
17
Урок обобщения по курсу «Решение текстовых задач - школа математического моделирования»
1
В результате изучения курса ученик должен:
Знать и понимать:
-
Значение математики для решения прикладного и практического характера;
-
Значение и роль математического моделирования при решении текстовых задач;
-
Смысл основных понятий, относящихся к математическому моделированию;
-
Классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;
-
Основные методы и приемы решения текстовых задач различного типа.
Уметь:
-
Выполнять схематизацию по условию текстовых задач различного типа;
-
Переводить условие различных задач на математический язык;
-
Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности по типам, включенным в базовый курс алгебры основной школы;
-
Пользоваться справочными материалами, осуществлять поиск статистической и справочной информации;
-
Применять полученные знания в практической и повседневной жизни.