Обмен опытом работы по теме Проблемное обучение

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обмен опытом работы (для методического семинара)

Автор: Лозина Е.А.

Тема опыта:

«Проблемное обучение на уроках математики - залог успешности ученика»



  1. Ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.

  2. Исходя из опыта работы в школе, я могу сказать, что глубокие, прочные знания могут получить школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

  3. Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

  4. Любая технология обладает средствами, активирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям и относится технология проблемного обучения.

Технология проблемного диалога - современная образовательная технология деятельностного типа, поэтому позволяет реализовать требования ФГОС.

  1. Технология опыта

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Основа школьного обучения - научное творчество. На уроках математики создаю условия, позволяющие ученикам занять позицию ученых, открывающих новые для себя знания.

Открытие знаний не одномоментный процесс. Он включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап-возникновение проблемной ситуации. Второй этап - творческий - постановка проблемы. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос, который не может остаться без ответа. Поэтому запускается третий этап - поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Мысль в голове исследователя рождается понятной ему одному. Поэтому третье звено творчества - самое непредсказуемое. Четвертый акт - заканчивается решением проблемы и полным восторгом ребёнка от собственной деятельности.

  1. Думаю, уже понятно, что смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем.

  2. Адресность опыта. Опыт универсален в использовании, так как может быть применим учителями с опытом работы и начинающими педагогами.

  3. Технология проблемного диалога применима на любом предметном содержании и любой ступени, в классах с различным уровнем подготовки.

  4. Проблемный диалог прописан в методических рекомендациях ко всем урокам «открытия новых знаний», однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, способности учащихся, настроение, и даже погоду. Постоянно находишься в поиске более удачных педагогических решений.

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, дает возможность открывать знания вместе с учениками.

Перспективность опыта: Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Опишу несколько практических ситуаций из опыта работы по проблемной технологии:

На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников.

На этапе постановки проблемы пошагово подвожу их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики создают продукт и представляют его классу. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя.

Например, 5 класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Учитель

Ученики

1

- Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры.

Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.

2

Предлагаются примеры. Сравнить Обмен опытом работы по теме Проблемное обучение; Обмен опытом работы по теме Проблемное обучение и Обмен опытом работы по теме Проблемное обучение. Чем отличаются от предыдущих примеров?

- Числители и знаменатели разные.

3

-Над чем на уроке будем работать?

-Сравнение обыкновенных дробей. (тема урока)

4

- Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы)

- Правила сравнения обыкновенных дробей.

5

- Какие дроби мы уже умеем сравнивать?

- С одинаковыми знаменателями и числителями.

6

- Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?

- Какие есть гипотезы?

-Привести дроби к одина-ковым числителю или знаме-нателю. (формулировка прави-ла, открытие нового знания)

На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Это извилистая тропа, чреватая ошибками.

Например, 6 класс. Тема: Задачи на проценты.

Учитель: Если цену товара повысить на 10%, а в новом году снизить на 10%, изменится ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку). Ученики: Цена товара не изменилась. (Житейское представление)

Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (Предъявление научного факта). Ученики: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Учитель: Итак, что вы сказали сначала? Ученики: Что цена не изменится. Учитель: А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученики: Цена уменьшилась (осознание противоречия). Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

7 класс. Тема: Сумма углов в треугольнике.

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 1000, 1200, 1600.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученики: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- Постройте треугольник с двумя прямыми углами.

- Постройте треугольник с двумя тупыми углами.

- Постройте треугольник с тупым и прямым углом.

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

Урок геометрии в 8-м классе. Тема: «Подобные треугольники»

Учитель: У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их. Ученики рассматривают треугольники.

Учитель: Уберите лишний треугольник. Почему именно так сделали? Ученики убирают один треугольник. Потому, что оставшиеся два похожи.

Учитель: Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольников?

Ученики: стороны и углы.

Учитель: Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?

Ученики: углы равны, так как при наложении совпали.

Учитель: А стороны? Давайте их измерим.

Ученики: Стороны 1-го в два раза больше сторон 2-го.

Учитель: Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?

Ученики: У них углы равны, а стороны пропорциональны.

Учитель: Такие треугольники называются подобными. Дайте определение.

Ученики формулируют определение.

Учитель: Значит, тема урока сегодня?

Ученики: Подобные треугольники.

На мой взгляд, особенно уместна на этапе совместного «открытия» знаний организация групповой работы учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе - одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.

Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек посчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось «придумать» дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе - положительными. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

Вывод. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, создает условие для творческого саморазвития личности. Естественно считать, что после окончания школы, ребёнок, привыкший думать и поступать логически, и во взрослой жизни будет принимать логические поступки и решения. Он способен творчески мыслить и, следовательно, добиваться успехов высокого положения в обществе.



  1. Теоретическая база опыта

Опыт использования данной технологии был изучен и проанализирован мною по следующим публикациям:

1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М: Баласс, 2008.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . - М, 2004

4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.// Школа 2000, Москва, 2007.



© 2010-2022