Новые образовательные технологии в условиях реализации ФГОС

Применение новых образовательных технологий на уроках математики (из опыта работы преподавателя ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования Гончаровой Н.А) Как показывает анализ педагогической практики в образовании, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Но в образовательном процессе по-прежнему сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Н.А. Гончарова, преподаватель

ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования

Качество подготовки кадров, было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профессионального образования. К сожалению, результат не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.

В советский период работала технология «доводки» качества образования будущих рабочих и специалистов непосредственно на предприятиях. В новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых и крупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.

Такое положение дел подталкивает руководителей образовательных организаций к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров.

Как показывает анализ педагогической практики в современной образовательной организации, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Но в образовательном процессе по-прежнему сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося, между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы.

Переход образования от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

  • внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями;

  • перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

При этом меняются роли и функции всех участников образовательной деятельности. Преподаватель уже не является транслятором и передатчиком знаний. Преподаватель - организатор образовательной деятельности и своей, и студента, он пользуется правом руководства персоналом лабораторий, мастерских, полигонов, медиатек и других ресурсов, определяет степень готовности студента ко всем видам практик и самостоятелен в выборе форм, методов и способов организации деятельности по освоению основных профессиональных образовательных программ. Перевод обучения на субъект - субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульная организация образовательных программ, периодическое обновление их вариативной части, ведущая роль практических занятий и всех видов практик позволяет практически решить эти задачи.

Еще одна особенность состоит в том, что в такой организации образовательной деятельности исчезает необходимость включения в процесс обучения двух педагогов - в области теории и практики. Цикл профессиональной подготовки в освоении определенной группы профессиональных компетенций ведет один педагог, обеспечивая управление образовательной деятельностью.

Создаются условия, в которых студент готовится к реальной профессиональной деятельности. Наиболее адекватные формы образовательной деятельности в таких условиях предполагают деятельностный подход: семинары, лабораторные и практические занятия, ролевые и деловые игры, проектно-аналитическая сессия, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, проектная и учебно-исследовательская деятельность, работа в модельных центрах и на предприятиях, высокая степень самостоятельной работы обучающегося.

Темпы обновления производства достаточно высокие и создать материально-техническую базу для качественной организации практических занятий и учебной практики не предоставляется возможным. Использование информационных образовательных ресурсов в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания, сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала занятия. Разработанное интеллектуальное программное и методическое обеспечение позволяет перенести практические занятия в учебно-производственные мастерские, где обучающиеся осваивают современные производственные технологии в условиях, приближённым к реальным. Все это, несомненно, способствует формированию профессиональных компетенций у студентов. Преподаватель на всех этапах обучения может взаимодействовать через компьютерные сети с обучающимися в режиме ведения лабораторной работы, семинара, конференции, экзамена, лекции, консультации и в случае необходимости корректировать их действия.

До настоящего времени мультимедийные ресурсы издавались, в основном, на компакт-дисках. Распространение в Интернете наталкивалось на технологические препятствия: каждый пользователь использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы, лишь в последние годы были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) - сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы.

ЭОР НП размещены в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru). Мощные интернет-серверы открывают бесплатный доступ к десяти тысячам электронных учебных модулей по десяти предметам общего образования, а так же создаются ресурсы для одиннадцати наиболее востребованных профессий и специальностей среднего профессионального образования. Доступ по глобальной компьютерной сети, получение любых электронных учебных модулей, программного обеспечения пользователя бесплатны. Организация образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов обеспечивает компетентностно-ориентированное обучение и выступает основой для реализации ФГОС профессионального образования.



© 2010-2022