Мастер-класс по математике на тему

                Мастер-класс           ФИО учителя/тренера:  Малыхина  Елена  Юрьевна Стаж работы:  15  лет Место работы:  школа-гимназия  №1 Должность:  учитель  математики Категория:    высшая   ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА: Ø  ТЕМА:   Решение  примеров,  содержащих  знак  модуля. Ø  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:   -  совершенствовать  знания  учащихся  о  приемах  решений  заданий  с  модулем;          -развивать логико-математическую речь;                 - создать творческий  микроклимат на уроке;   -  развивать  на... Этапы работы: Содержание этапа Деятельность участников Время Ресурсы   Приветствие,  разделение  на  группы  по  именам  известных  математиков (Ломоносов,  Пифагор,  Эйлер, Гаусс).  Просмотр  презентации. Цель:  создание  рабочей  группы. Задачи: создание  эмоционального  комфортного  поля. Методы:  выбор  по  жребию       Приветствие.   Учитель  предлагает  ученикам  назвать  имена  известных  математиков.  Девизом нашего урока будут слова В.А.Сухомлинского: “Презирай лень мысли”. - Как вы понимаете эти слова? - Что они значат для вас? Просмотр  презентации  о  понятии  модуля  числа.   По  предложенным  именам  математиков  -  Ломоносов,  Гаусс,  Пифагор,  Эйлер  учащиеся  делятся  на  группы.  После  просмотра  презентации  определяют  тему  урока: «решение  примеров,  содержащих  знак  модуля». 5 мин Презентация  о  понятии  модуля  числа,  использование  ИКТ  для  просмотра  презентации Математическая  эстафета. Цель: подготовить  учащихся  к  дальнейшей  работе  в  группе. Задачи:  создание  дополнительной  мотивации. Методы:  поисковые,  диалог, одновременное  взаимодействие,  выявление  лидера  группы. Решение  примеров  в  группе - какая  команда  быстрее  решит  задания  эстафеты. Ответ  первого  задания  покажет,   какое  задание  нужно  выполнять  следующим  и  т.д. Выдача  поощрительных  фишек  на  каждого  члена  группы.  После  проверки  правильного  этапа  ученики  в  группе  выбирают  капитана,  который  будет  выдавать  фишки  членам  команды,  активно  участвующим  во  всех  этапах  урока. Применяется  диалогическое  обучение,  лидерство.   Учащиеся  в  группе  решают  примеры.  Одновременное  взаимодействие,  равное  участие. Эстафета. 1)      Вычислите  14:2-5 (решаем  второй  пример) 2)      Решите  уравнение  20:х=8:2 (решаем  пятый  пример) 3)      Найдите  х  из  пропорции  х:3=8:6 (решаем  четвертый  пример) 4)      Напишите  число,  обратное  числу  3. 5)      Укажите  число,  противоположное  числу  (-3) (решаем  третий  пример)   5 мин Карточки  с  заданиями  эстафеты,  фишки. Актуализация  действий (вызов).  Игра  «Собери  правило». Цель: сконцентрировать  внимание  учащихся  на  правилах  по  теме  «Модуль  числа». Задачи: найти  правило,  опираясь  на  знания. Методы:  поисковые,  диалог,  критическое  мышление. Каждая  команда  получает правило,  которое  разрезано   по  словам,  и  в  нем  не  хватает  одного  слова.  Ученики  должны  собрать  это  правило  и  дописать  недостающее  слово. Учитель  дает  задание  капитанам  команд  раздать  фишки  хорошо  работающим  в  группе  ученикам. Учащиеся  «собирают»   правило  из  слов  и  дописывают  недостающее  слово: 1. Модулем       числа    называют    расстояние             от  начала     отсчета     до  точки     на  координатной    прямой,  соответствующей    этому    числу.   2. Модуль     отрицательного     числа    равен    числу,    ему  противоположному.   3. Модуль   положительного    числа    равен   самому    числу.    Модуль    числа    нуль    равен    нулю.   4. Противоположные    числа    имеют    равные    модули ...   6 мин Карточки  с  правилом,  которое  разрезано  по  словам.  Фишки. Защита  постеров  (правило,  которое  собирала  группа). Цель: развивать логико-математическую речь;  воспитывать  чувство  ответственности  за  себя  и  своих  товарищей. Задачи: учащиеся  должны  подтвердить  свое  правило  на  примерах,  которые  они  сделали  при  создании  постера. Методы: диалогическое  обучение,  кумулятивная  беседа,  критериальное  оценивание,  обучение  талантливых  и  одаренных.     Учитель  слушает  выступления  учащихся,  фиксирует  правильность  ответов,  рефлексирует. Ученики  обсуждают,  предлагают  свои  идеи,  примеры,  делают  рисунок,  раскрывающий  суть  их  правила.  Капитаны  команд  раздают  фишки  членам  команды,  которые  активно  работали  на  этом  этапе. 7 мин Флипчарты,  маркеры, стикеры. Разминка. Цель: повысить  уровень  энергии  в  классе. Задачи:  переключить  внимание  детей,  чтобы  на  следующих  этапах  они  работали  активно. Методы: физические,  дыхательные  упражнения.  Обучение  с  учетом  возрастных  особенностей  джетей. Учитель просит учащихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.     Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.  Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть.  Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз  подпрыгнуть верх.  Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая ... 4 мин   Закрепление.  Решение  примеров  разного  уровня  сложности. Цель:  Формирование навыков самоконтроля, самооценке выполняемой работы. Методы: развитие  навыков  исследовательской  работы.     Учитель  раздает  карточки  с  заданиями  разного  уровня  сложности.  1. Вычислить:  |-4,8| : |16|+ |-1 34| • |-2 27| -|- 0,5| 2.    Решить уравнение:         |-3,5| +х =|20| 3.       х-|-4 34|=1/4 4.       х + | -20| = | -39|   5.        x-|-11|=|-12|   Ученики  выбирают  себе  по  2  примера  и  решают.  Затем  капитан  команд  проверяет  решение  примеров  по  ответам,  которые  дает  учитель.  Взаимооценивание  в  группе  и  разъяснение  ошибок  между  учениками.   7 мин Карточки  с  заданиями  и  ответами,  фишки  для  оценивания  этого  этапа  работы. Графический  диктант.  Цель: проверить  усвоение  материала  учениками.  Задачи:  сконцентрировать  учащихся  на  последнем  этапе. Методы: индивидуальная  работа,  критическое  мышление,  оценивание.   Учител
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по математике на тему


Мастер-класс

ФИО учителя/тренера: Малыхина Елена Юрьевна

Стаж работы: 15 лет

Место работы: школа-гимназия №1

Должность: учитель математики

Категория: высшая

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА:

  • ТЕМА: Решение примеров, содержащих знак модуля.

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

- совершенствовать знания учащихся о приемах решений заданий с модулем;

- развивать логико-математическую речь;

- создать творческий микроклимат на уроке;

- развивать навыки групповой работы;

- воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: урок получится насыщенным, все этапы пройдут с применением модулей программы, ответим на главный вопрос, оценим себя, выполним мной поставленные цели и самое главное - получим положительные эмоции от общения друг с другом.

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя - подопечные

  • ХОД МАСТЕР-КЛАССА: 1. Приветствие, разделение на группы по именам известных математиков (Ломоносов, Пифагор, Эйлер, Гаусс). Просмотр презентации.

2. Математическая эстафета.

3. Актуализация действий (вызов). Игра «Собери правило».

4. Защита постеров (правило, которое собирала группа).

5. Разминка.

6. Закрепление. Решение примеров разного уровня сложности.

7. Графический диктант.

8. Оценивание. Подведение итогов урока.

9. Рефлексия. Домашнее задание.

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: исследовательская беседа, проговаривание, критическое мышление, групповая и индивидуальная работа.

  • ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, раздаточный материал - карточки с заданиями, флипчарты, маркеры.

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Т. Алдамуратова, Г. Жетписбаева «Математика. Дидактический материал», для учителей 6 класса, Алматы «Атамура» 2003,



СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА :

Этапы работы:

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы

Приветствие, разделение на группы по именам известных математиков (Ломоносов, Пифагор, Эйлер, Гаусс). Просмотр презентации.

Цель: создание рабочей группы.

Задачи: создание эмоционального комфортного поля.

Методы: выбор по жребию

Приветствие. Учитель предлагает ученикам назвать имена известных математиков.

Девизом нашего урока будут слова В.А.Сухомлинского: "Презирай лень мысли".

- Как вы понимаете эти слова?

- Что они значат для вас?

Просмотр презентации о понятии модуля числа.

По предложенным именам математиков - Ломоносов, Гаусс, Пифагор, Эйлер учащиеся делятся на группы. После просмотра презентации определяют тему урока: «решение примеров, содержащих знак модуля».

5 мин

Презентация о понятии модуля числа, использование ИКТ для просмотра презентации

Математическая эстафета.

Цель: подготовить учащихся к дальнейшей работе в группе.

Задачи: создание дополнительной мотивации.

Методы: поисковые, диалог, одновременное взаимодействие, выявление лидера группы.

Решение примеров в группе - какая команда быстрее решит задания эстафеты. Ответ первого задания покажет, какое задание нужно выполнять следующим и т.д.

Выдача поощрительных фишек на каждого члена группы. После проверки правильного этапа ученики в группе выбирают капитана, который будет выдавать фишки членам команды, активно участвующим во всех этапах урока.

Применяется диалогическое обучение, лидерство.

Учащиеся в группе решают примеры. Одновременное взаимодействие, равное участие.

Эстафета.

  1. Вычислите 14:2-5 (решаем второй пример)

  2. Решите уравнение 20:х=8:2 (решаем пятый пример)

  3. Найдите х из пропорции х:3=8:6 (решаем четвертый пример)

  4. Напишите число, обратное числу 3.

  5. Укажите число, противоположное числу (-3) (решаем третий пример)

5 мин

Карточки с заданиями эстафеты, фишки.

Актуализация действий (вызов). Игра «Собери правило».

Цель: сконцентрировать внимание учащихся на правилах по теме «Модуль числа».

Задачи: найти правило, опираясь на знания.

Методы: поисковые, диалог, критическое мышление.

Каждая команда получает правило, которое разрезано по словам, и в нем не хватает одного слова. Ученики должны собрать это правило и дописать недостающее слово.

Учитель дает задание капитанам команд раздать фишки хорошо работающим в группе ученикам.

Учащиеся «собирают» правило из слов и дописывают недостающее слово:

1. Модулем числа называют расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой, соответствующей этому числу.

2. Модуль отрицательного числа равен числу, ему противоположному.

3. Модуль положительного числа равен самому числу. Модуль числа нуль равен нулю.

4. Противоположные числа имеют равные модули :

| -а | = | а|.

6 мин

Карточки с правилом, которое разрезано по словам. Фишки.

Защита постеров (правило, которое собирала группа).

Цель: развивать логико-математическую речь; воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей.

Задачи: учащиеся должны подтвердить свое правило на примерах, которые они сделали при создании постера.

Методы: диалогическое обучение, кумулятивная беседа, критериальное оценивание, обучение талантливых и одаренных.

Учитель слушает выступления учащихся, фиксирует правильность ответов, рефлексирует.

Ученики обсуждают, предлагают свои идеи, примеры, делают рисунок, раскрывающий суть их правила. Капитаны команд раздают фишки членам команды, которые активно работали на этом этапе.

7 мин

Флипчарты, маркеры, стикеры.

Разминка.

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Задачи: переключить внимание детей, чтобы на следующих этапах они работали активно.

Методы: физические, дыхательные упражнения. Обучение с учетом возрастных особенностей джетей.

Учитель просит учащихся по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

4 мин

Закрепление. Решение примеров разного уровня сложности.

Цель: Формирование навыков самоконтроля, самооценке выполняемой работы.

Методы: развитие навыков исследовательской работы.

Учитель раздает карточки с заданиями разного уровня сложности.

1. Вычислить:

|-4,8| : |16|+ |-1 Мастер-класс по математике на тему| • |-2 Мастер-класс по математике на тему| -|- 0,5|

2. Решить уравнение:

|-3,5| +х =|20|

3. х-|-4 Мастер-класс по математике на тему|=1/4

4. х + | -20| = | -39|

5. x-|-11|=|-12|

Ученики выбирают себе по 2 примера и решают. Затем капитан команд проверяет решение примеров по ответам, которые дает учитель. Взаимооценивание в группе и разъяснение ошибок между учениками.

7 мин

Карточки с заданиями и ответами, фишки для оценивания этого этапа работы.

Графический диктант.

Цель: проверить усвоение материала учениками.

Задачи: сконцентрировать учащихся на последнем этапе.

Методы: индивидуальная работа, критическое мышление, оценивание.

Учитель зачитывает вопросы по теме урока, чтобы сделать анализ об усвоении материала.

Графический диктант

1. Отрицательные числа на координатной прямой расположены всегда левее нуля.

2. Для любого целого числа существует противоположное число.

3. Существует три неравных числа, модули которых равны.

4. Противоположные числа имеют равные модули.

5. Равенство |а| = |- а| верно для любых а.

6. Модуль нуля равен нулю.

7. Модуль отрицательного числа - отрицателен.

8. Модуль положительного числа - положительное число.

Ученики внимательно слушают, в тетради записывают «^», если ответ правильный, «-», если ответ неправильный. Затем проверяют (учитель показывает правильный график) и оценивают себя.

^^-^^^-^

6 мин

Тетради, ручки с разными пастами.

Оценивание. Подведение итогов урока.

Цель: контроль знаний учащихся.

Задачи: дать возможность учащимся оценить свою работу в группе и поэтапно.

Методы: самооценивание, взаимооценивание.

Учитель раздает листы оценивания, объясняет заполнение.

Что закрепили на уроке? Обсуждение в группах.

Ученики заполняют лист оценивания, подсчитывают количество фишек.

Обсуждают, подводят итоги.

3 мин

Рефлексия. Домашнее задание. (Творческая работа).

Цель: выяснить отношение учащихся к проведенному уроку.

Учитель разъясняет выполнение домашнего задания - придумать по 5 примеров и пять уравнений, содержащих знак модуля. Учитель предлагает учащимся написать на стикерах-яблочках свое впечатление об уроке.

Учащиеся записывают, рефлексируют и приклеивают яблочки.

2 мин

Стикеры в форме яблок.










РЕФЛЕКСИЯ:

Образование в быстроменяющемся мире.

Образование - право каждого человека, имеющее

огромное значение и потенциал. На образовании

строятся принципы свободы, демократии и

устойчивого развития… нет ничего более важного,

никакой другой миссии, кроме образования для

для всех…

Кофи Аннан, 1998

Педагог по призванию никогда не будет считать свою работу совершенной, потому что педагогика - это одна из сфер деятельности, в которой продукт труда живое существо. Это не вещь, изготовленная по заданным параметрам. Дети разные и результат разный. Но ведь хочется, чтобы все дети знали твой предмет.

Мы, учителя не даем раскрыться детям полностью, полагаясь на то, что умнее. Но ведь мы умнее только потому, что старше. Дети в наше время активнее, раскрепощеннее, чем раньше. Они получают столько информации, сколько не было раньше. Так почему же не дать им возможность выразить свои мысли, сообща решить какую-то проблему. Исходя из этого, я подготовила мастер-класс таким образом, чтобы ученики раскрыли свой потенциал, работая в группах, обсуждая вопросы темы урока.

Мастер-класс проводился для моих подопечных, которые начинают внедрять новые технологии в учебный процесс. На каждом этапе я постаралась применять модули программы.

Урок начался с разделения учеников на группы. Даже на этом маленьком этапе я поставила цель -проверить кругозор учащихся, а именно знание имен математиков из уже пройденного школьного курса. Здесь все же проявили себя одаренные дети, которые по мере усвоения материала запоминали и исторические сведения. После просмотра презентации учащиеся быстро определили тему урока.

Мастер-класс по математике на тему

Для активизации деятельности на уроке, я провела математическую эстафету. Дух соперничества всегда помогает работать быстрее, вызывает интерес. Но именно с учетом возрастных особенностей мною был подготовлен этот этап. Ведь школьников среднего звена можно увлечь именно такой формой работы. Одновременно в группах выделился лидер, который во время решения примеров направлял всех. Я обратила внимание, что «тихие» на обычном уроке ученики включились в работу, решали, обсуждали примеры вместе со всеми. Для себя я решила, что нужно каждый урок начинать с какого-либо соревнования, тогда и интерес к математике укрепиться и качество усвоения будет лучше.

Следующий этап был направлен на развитие критического мышления учащихся. Одновременно можно было проверить как ученики относятся к теоретическому материалу, учат ли правила добросовестно. В среднем звене большой объем получаемых знаний, поэтому выучивание правил необходимо. Правило было разрезано по словам, из которых оно состоит. Одно слово я убрала, чтобы усложнить задание. Первая группа быстро справилась с заданием. Это я объясняю тем, что в этой группе была ученица, которая показывает отличные знания не только по математике, но и по другим предметам, обладает великолепной памятью. Две группы перепутали порядок, но когда вникли в суть, исправили ошибку. Одной группе мне пришлось помочь. Сразу стало понятно, что ученики в этой команде мало учили правила, отдавая предпочтение практическим заданиям.

Мастер-класс по математике на темуМастер-класс по математике на тему

Следующим этапом было предусмотрено защитить это правило с помощью постера. Ученики активно включились в работу. У этих ребят с начальной школы есть опыт работы в группах. Они быстро справились с заданием, выбрали ученика, который отвечал у доски. И даже немного порепетировали. Но при защите мне пришлось кое-где исправлять или помогать. Выступление учеников показали, что над развитием логико-математической речи мне еще надо поработать. Думаю, здесь поможет опрос правил по рядам, когда ученики задают вопросы друг другу.

Мастер-класс по математике на темуМастер-класс по математике на тему

Разминка, которая последовала за защитой постера, была не только для физической разгрузки, ведь ученики в процессе работы находились в напряжении. Во время разминки у учеников создавались ассоциации с понятиями воздух, огонь, земля, вода. Разминка очень понравилась и помогла настроить детей на дальнейшую работу.

Мастер-класс по математике на темуМастер-класс по математике на тему

После разминки был предусмотрен этап решения примеров разного уровня сложности. Здесь большая ответственность легла на лидеров групп, которые помогли выбрать задания своим одноклассникам, а также организовали плодотворную работу. Примеры с действиями не вызвали затруднений, а вот уравнения затормозили ребят. Но после проверки и разбора ошибок, я думаю, у учащихся зафиксируются в памяти два момента: независимо от знака модуля решение уравнений выполняется как прежде, с учетом компонентов действий, и уравнение с модулем имеет два ответа, в отличие от ранее изученных.

Мастер-класс по математике на темуМастер-класс по математике на тему

Заключительным заданием мною был предусмотрен «Графический диктант», который был еще и направлен на развитие пространственного воображения, концентрации внимания, обобщения понятия о модуле числа. Также здесь ученики оценили сами себя. А на других этапах капитаны команд, т.е. лидеры, раздавали фишки за работу в группе, правильное решение примера. После этого задания ученики обобщили свои оценки, посчитали заработанные фишки. Лидеры проконтролировали выставление оценок учащимися.

Наконец, рефлексия показала, что урок очень понравился. Ученики на стикерах-яблочках кроме фразы «Мне урок очень понравился», писали следующее: «Мы работали и в группах и закрепили тему Модуль числа», «Побольше таких уроков», «Была игра для ума», «Групповая работа раскрывает человека».

Мастер-класс по математике на темуМастер-класс по математике на тему

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Открытый урок на тему "Модуль числа"

Ноговицына Нина Александровна, учитель математики.

  1. Игровые РАЗМИНКИ на уроке « ОТКРЫТЫЙ УРОК: openlesson.ru

openlesson.ru›Упражнения-задания.

3. Т. Алдамуратова, Г. Жетписбаева «Математика. Дидактический материал», для учителей 6 класса, Алматы «Атамура» 2003,






© 2010-2022