Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики: Математические лабиринты (по теме: «Решение уравнений»).       «Лабиринт» -  это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Основная цель игры – проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается за 15-20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примеры дидактических игр на уроках математики


  1. Математические лабиринты.

«Лабиринт» - это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Основная цель игры - проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается за 15-20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек -чисел для каждой команды должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.

а). Математический лабиринт по теме: «Решение уравнений», 5 - 6 класс.

Учащиеся получают бланк с заданием.

Вход в лабиринт: для I варианта с № 1,

для II варианта с № 2.

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Решите уравнение: 25 ( у + 56 ) = 1625

№ 2. Решите уравнение: 28 - t + 35 = 53

№ 3. При каком значении переменной х 8х в 11 раз меньше, чем 264 ?

№ 4. При каком значении переменной а сумма а и 408 больше числа 312

на 104 ?

№ 5. При каком значении переменной m 360 в 12 раз больше 6m ?

№ 6. При каком значении переменной у число 661 меньше разности 800 и у

на 132 ?

№ 7. Решите уравнение: 13х + 15х - 24 = 60

№ 8. Решите уравнение: ( 16х + 3х - х ) : 15 = 6

№ 9. Решите уравнение: 528 : а - 24 = 64

№ 10. Решите уравнение: ( 3722 + р ) : 54 = 69

КПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикилюч к лабиринту: I вариант: 1 9 6 7 3

Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиII вариант: 2 10 4 8 5

б). Математический лабиринт по теме: «Решение уравнений», 7 класс.

Учащиеся получают бланк с заданием:

№ 1. 4 ( 1 - 0,5а ) = -2 ( 2а - 3 )

№ 2. 4 ( 3 - х) - 11 = 7 ( 2х - 5)

№ 3. -5 (0,8 а + 1,2) = -а - 18

№ 4. 4 ( 3х - 8 ) = 3 ( 5 - х ) + 13

№.5 Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 6 Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 7 -3,2 в + 2,4 = -2 ( 1,2в + 2,4 )

№ 8 Примеры дидактических игр на уроках математики = 9

№ 9. 1,2 ( 3х + 5 ) = 2 ( 2,4 х - 3,6 )

№ 10. 0,3 ( 5х - 7 ) = 3 ( 0,2х + 3,2 )

№ 11. 0,5у - 0,6 = 0,1у + 0,2

№ 12. -3 ( 2,1х - 4 ) - 4,2 = 1,2 ( -5х + 0,5 )

№ 13. Примеры дидактических игр на уроках математики

Класс делится на 3 команды ( или 3 варианта). Номер первого уравнения, которое надо решить, указывает учитель.

Вход в лабиринт:

I команда начинает с уравнения № 8

II команда - № 7

III команда - № 10

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

КПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикилюч к лабиринту: I команда: 8 5 3 4

Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиII команда: 7 9 11 2

Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиIII команда: 10 13 6 1

Побеждает та команда, которая первая пройдет лабиринт.

в).Математический лабиринт по теме: «Геометрическая прогрессия», 9 класс.

Вход в лабиринт:

I вариант начинает с № 4

II вариант с № 10

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. ( вПримеры дидактических игр на уроках математики) - геометрическая прогрессия, все члены которой положительны.

вПримеры дидактических игр на уроках математики=Примеры дидактических игр на уроках математики; Примеры дидактических игр на уроках математики. Найдите вПримеры дидактических игр на уроках математики

№ 2. ( вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = Примеры дидактических игр на уроках математики , S = Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

Найдите в1

№ 3. ( хп ) - геометрическая прогрессия: 64; 32; …

Найдите х7 .

№ 4. Найдите первый член геометрической прогрессии ( вп ), если в4 = - 56,

q = - 2.

№ 5. ( вПримеры дидактических игр на уроках математики) - геометрическая прогрессия. в4 - в2 = 48, в5 - в3 = 144.

Найдите q.

№ 6. При каком положительном значении х последовательность

х - 3,5 ; х + 4 ; 6х + 4 является геометрической прогрессией?

№ 7. . ( хп ) - геометрическая прогрессия

S4 = Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики , q = Примеры дидактических игр на уроках математики . Найти х1 .

№ 8. . ( хп ) - геометрическая прогрессия, первый член которой положителен. х2 = - 10; х4 = - 0,4. Найдите х3.

№ 9. Найдите четвертый член геометрической прогрессии -Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 10. . ( вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = Примеры дидактических игр на уроках математики; в = 2.

Найдите сумму S.


г). Математический лабиринт по теме: «Свойства тригонометрических функций. Основные тригонометрические тождества». 9 - 10 класс.

Вход в лабиринт: I вариант: с № 9. ( для слабых учащихся )

II вариант: с № 5.

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Найти значение выражения: Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 2. Упростите и найдите значение выражения при  =

Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 3. Упростите и найдите значение выражения при  = - 73

Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 4. Найдите наибольшее значение выражения

Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 5. Вычислите: 3 sin2,5+ 8 cos26 + 2sin( - 256 )

№ 6. Найдите наибольшее значение выражения: cos2 tg2+ 7cos2

№ 7. Зная, что tg+ ctg = 3, найдите tg2+ ctg2.

№ 8. Известно, что tg = - ,  . Чему равно значение выражения

13sin - 2 ?

№ 9. Найдите значение выражения: Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 10. Известно, что sin = 0,6, 9001800. Чему равно значение выражения

-5cos ?

Ключ к лабиринту: I вариант: 9 1 10 4 2

II вариант: 5 8 3 6 7

д). Математический лабиринт по теме: « Решение тригонометрических

уравнений». 10 класс.

Вход в лабиринт : I вариант - с № 1.

II вариант - с № 4.

Правило: код полученного ответа указывает номер следующего задания.

Выход из лабиринта: код ответа совпадает с номером задания.

№ 1. sin х -6 ) + cos( x) = 0

№ 2. 5sin x - cos x + 3 = 0

№ 3. cos( 2x + ) + 4sin( x+) = 2,5

№ 4. ( cos4x - sin4x)2 = sin22x

№ 5. sin6x + sin4x cos2x = sin3x cos3x + sinx cos5x

№ 6. sin2x - Примеры дидактических игр на уроках математикиsin2x = Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 7. Найдите наименьший положительный корень уравнения:

cos22x + cos2x + cos23x + cos24x = 2

№ 8. Примеры дидактических игр на уроках математики

№ 9. Найдите наибольший отрицательный корень уравнения:

sin2x + sin22x = sin23x

№ 10. Решите систему уравнений: Примеры дидактических игр на уроках математикиx + y = 

sinx + siny = 1.

III вариант: начинать с № 3. ( для слабых учащихся )

  1. 2cos2x3 + 3sinx3 = 0

  2. cos2x - 7sin2x = 3sin2x

  3. sin2x = Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математикиsinx

  4. sin3x + sin5x = 0

  5. cos2x = 3 + 7cosx

код

ответы

А

Б

1

n;  + k

( -1 )k+1 + 3k

2

 + n4

2 + 2n

3

n3;  + k



4



 + n; arctg1 + k

5

( -1 )k - 6 + k

 + 2k; n

6

( -1 )k+1 + 6k

( 3 + 2n; 3 - 2n )

7

n;  + k

3 + 2k

8

-

3 + 2k

9

- + n; 3 + k

 + n; n

10

10

( 6 + 2n; 6 - 2n )


  1. Дидактическая игра: «Хочу все знать !».

В результате выполнения заданий каждому числовому ответу сопоставляется определенная буква. Таким образом, получается слово, значение которого нужно Примеры дидактических игр на уроках математикиопределить. Данная дидактическая игра способствует не только формированию навыка и проверке знаний по данной теме, но и расширению кругозора учащихся.

Приведу пример дидактической игры по теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями».

а). Расшифруй фамилию русского мастера, отлившего Царь-колокол.

Т Примеры дидактических игр на уроках математики И Примеры дидактических игр на уроках математики М Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

Н Примеры дидактических игр на уроках математики Р Примеры дидактических игр на уроках математики О Примеры дидактических игр на уроках математики



Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Ответ: Моторин.

б). Расшифруй слово! Что оно означает ?

Р Примеры дидактических игр на уроках математики Т Примеры дидактических игр на уроках математики О 2,4 +Примеры дидактических игр на уроках математики Ф Примеры дидактических игр на уроках математики

А 6,3 Примеры дидактических игр на уроках математики Э Примеры дидактических игр на уроках математики Н Примеры дидактических игр на уроках математики Е Примеры дидактических игр на уроках математики

С 0,5 + Примеры дидактических игр на уроках математики



2,5

8,5

7,7

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

6

4

Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

1,5

Ответ: Эратосфен - греческий математик, придумавший способ отыскания простых чисел.

в). Тема : «Действия с положительными и отрицательными числами».

Расшифруй имя итальянского математика, который в 1202 году ввел современную запись дробей с помощью черты.

Примеры дидактических игр на уроках математики

Б 3,2 : ( - 0,4 0,2 ) О -0,12 : Примеры дидактических игр на уроках математики Ч Примеры дидактических игр на уроках математики

И Примеры дидактических игр на уроках математики Ф Примеры дидактических игр на уроках математики Н -8 : ( -0,2 0,3 - 0,1 )

А Примеры дидактических игр на уроках математики



Примеры дидактических игр на уроках математики

- 0,2

-40

Примеры дидактических игр на уроках математики

50

-8,5

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

-0,2

Ответ: Фибоначчи.

г). Расшифруй слово ! Что оно означает ?

Е Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики Т -2,4 (-а) = -0,24 А Примеры дидактических игр на уроках математики

Р 4 - у = - Примеры дидактических игр на уроках математики Я 5х - 2,7 = -21,7 С Примеры дидактических игр на уроках математики



- Примеры дидактических игр на уроках математики

52,5

-0,1

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

3,8

Ответ: Астерия - богиня справедливости в греческой мифологии.

д). Тема: «Решение систем уравнений».

Расшифруй слово ! Что оно означает ?

А х - у = 1 Б у - 2х = 1 Ф 2у - х - 1 = 0

х - 3у = 7 6х - у = 7 12(х+у) -15=7х+2у

Е 3(2х+у) - 26 = 3х - 2у Л Примеры дидактических игр на уроках математики

15 - ( х -3у ) = 2х + 5 Примеры дидактических игр на уроках математики




(3;2)

(-2;-3)

(6;4)

(-2;-3)

(2;5)

Примеры дидактических игр на уроках математики

(6;4)

(6;4)

(-2;-3)

Ответ: Фалабелла - это порода лошадей- пони, выведенная в Австралии.

Жеребята этой породы имеют при рождении рост меньше 30 см и вес 5-6 кг, но оценивается такой малыш достаточно дорого ( 25 тыс. долларов).

3. Математическая эстафета.

Заранее готовятся карточки с условием примера в несколько действий. Если в классе три ряда по 5 парт в ряду, то для организации одновременной работы всех учащихся необходимо подготовить несколько вариантов карточек. Если, например, подготовить 18 карточек, то сразу можно предложить работу учащимся, сидящим за первыми, третьими и пятыми партами в каждом ряду.

Действий в примерах должно быть столько, сколько парт в одном ряду. Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему за ним. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему и т.д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому ученику (если в работе 18 карточек) придется выполнить 3 действия. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат три примера и получат правильные ответы.



Карточка с заданием выглядит так:

Выполните действия:

Примеры дидактических игр на уроках математики

Действия

Запись ответа

1). Примеры дидактических игр на уроках математики

2). Примеры дидактических игр на уроках математики

3). Примеры дидактических игр на уроках математики

4). :Примеры дидактических игр на уроках математики

5). +


4. Математическое лото.

В конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результат работы. В качестве получившейся картины может выступать фото памятника архитектуры, достопримечательности города, картины и портреты художников, писателей и композиторов. Тогда ребята должны еще ответить на вопрос: Что изображено на получившейся картине ?



Приведу пример карточек и большой карты ( для одного конверта):

Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями».

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

У - Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математикиКарточки:





Большая карта:


Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

Примеры дидактических игр на уроках математики

15

23



Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».

Примеры дидактических игр на уроках математики

( 3,7 - 8,6 ) 3,1

Примеры дидактических игр на уроках математикиКарточки:

Примеры дидактических игр на уроках математики

Большая карта:


Примеры дидактических игр на уроках математики

- 15,19

8,6

Примеры дидактических игр на уроках математикиПримеры дидактических игр на уроках математики

- 10

Примеры дидактических игр на уроках математики


© 2010-2022