- Преподавателю
- Математика
- Примеры дидактических игр на уроках математики
Примеры дидактических игр на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батманова Л.Ф. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Примеры дидактических игр на уроках математики
-
Математические лабиринты.
«Лабиринт» - это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Основная цель игры - проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается за 15-20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек -чисел для каждой команды должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.
а). Математический лабиринт по теме: «Решение уравнений», 5 - 6 класс.
Учащиеся получают бланк с заданием.
Вход в лабиринт: для I варианта с № 1,
для II варианта с № 2.
Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.
№ 1. Решите уравнение: 25 ( у + 56 ) = 1625
№ 2. Решите уравнение: 28 - t + 35 = 53
№ 3. При каком значении переменной х 8х в 11 раз меньше, чем 264 ?
№ 4. При каком значении переменной а сумма а и 408 больше числа 312
на 104 ?
№ 5. При каком значении переменной m 360 в 12 раз больше 6m ?
№ 6. При каком значении переменной у число 661 меньше разности 800 и у
на 132 ?
№ 7. Решите уравнение: 13х + 15х - 24 = 60
№ 8. Решите уравнение: ( 16х + 3х - х ) : 15 = 6
№ 9. Решите уравнение: 528 : а - 24 = 64
№ 10. Решите уравнение: ( 3722 + р ) : 54 = 69
Ключ к лабиринту: I вариант: 1 9 6 7 3
II вариант: 2 10 4 8 5
б). Математический лабиринт по теме: «Решение уравнений», 7 класс.
Учащиеся получают бланк с заданием:
№ 1. 4 ( 1 - 0,5а ) = -2 ( 2а - 3 )
№ 2. 4 ( 3 - х) - 11 = 7 ( 2х - 5)
№ 3. -5 (0,8 а + 1,2) = -а - 18
№ 4. 4 ( 3х - 8 ) = 3 ( 5 - х ) + 13
№.5
№ 6
№ 7 -3,2 в + 2,4 = -2 ( 1,2в + 2,4 )
№ 8 = 9
№ 9. 1,2 ( 3х + 5 ) = 2 ( 2,4 х - 3,6 )
№ 10. 0,3 ( 5х - 7 ) = 3 ( 0,2х + 3,2 )
№ 11. 0,5у - 0,6 = 0,1у + 0,2
№ 12. -3 ( 2,1х - 4 ) - 4,2 = 1,2 ( -5х + 0,5 )
№ 13.
Класс делится на 3 команды ( или 3 варианта). Номер первого уравнения, которое надо решить, указывает учитель.
Вход в лабиринт:
I команда начинает с уравнения № 8
II команда - № 7
III команда - № 10
Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.
Ключ к лабиринту: I команда: 8 5 3 4
II команда: 7 9 11 2
III команда: 10 13 6 1
Побеждает та команда, которая первая пройдет лабиринт.
в).Математический лабиринт по теме: «Геометрическая прогрессия», 9 класс.
Вход в лабиринт:
I вариант начинает с № 4
II вариант с № 10
Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.
№ 1. ( в) - геометрическая прогрессия, все члены которой положительны.
в=; . Найдите в
№ 2. ( вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = , S =
Найдите в1
№ 3. ( хп ) - геометрическая прогрессия: 64; 32; …
Найдите х7 .
№ 4. Найдите первый член геометрической прогрессии ( вп ), если в4 = - 56,
q = - 2.
№ 5. ( в) - геометрическая прогрессия. в4 - в2 = 48, в5 - в3 = 144.
Найдите q.
№ 6. При каком положительном значении х последовательность
х - 3,5 ; х + 4 ; 6х + 4 является геометрической прогрессией?
№ 7. . ( хп ) - геометрическая прогрессия
S4 = , q = . Найти х1 .
№ 8. . ( хп ) - геометрическая прогрессия, первый член которой положителен. х2 = - 10; х4 = - 0,4. Найдите х3.
№ 9. Найдите четвертый член геометрической прогрессии -
№ 10. . ( вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = ; в = 2.
Найдите сумму S.
г). Математический лабиринт по теме: «Свойства тригонометрических функций. Основные тригонометрические тождества». 9 - 10 класс.
Вход в лабиринт: I вариант: с № 9. ( для слабых учащихся )
II вариант: с № 5.
Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.
№ 1. Найти значение выражения:
№ 2. Упростите и найдите значение выражения при =
№ 3. Упростите и найдите значение выражения при = - 73
№ 4. Найдите наибольшее значение выражения
№ 5. Вычислите: 3 sin2,5 + 8 cos26 + 2sin( - 256 )
№ 6. Найдите наибольшее значение выражения: cos2 tg2 + 7cos2
№ 7. Зная, что tg+ ctg = 3, найдите tg2+ ctg2.
№ 8. Известно, что tg = - , . Чему равно значение выражения
13sin - 2 ?
№ 9. Найдите значение выражения:
№ 10. Известно, что sin = 0,6, 9001800. Чему равно значение выражения
-5cos ?
Ключ к лабиринту: I вариант: 9 1 10 4 2
II вариант: 5 8 3 6 7
д). Математический лабиринт по теме: « Решение тригонометрических
уравнений». 10 класс.
Вход в лабиринт : I вариант - с № 1.
II вариант - с № 4.
Правило: код полученного ответа указывает номер следующего задания.
Выход из лабиринта: код ответа совпадает с номером задания.
№ 1. sin х -6 ) + cos( x) = 0
№ 2. 5sin x - cos x + 3 = 0
№ 3. cos( 2x + ) + 4sin( x+) = 2,5
№ 4. ( cos4x - sin4x)2 = sin22x
№ 5. sin6x + sin4x cos2x = sin3x cos3x + sinx cos5x
№ 6. sin2x - sin2x =
№ 7. Найдите наименьший положительный корень уравнения:
cos22x + cos2x + cos23x + cos24x = 2
№ 8.
№ 9. Найдите наибольший отрицательный корень уравнения:
sin2x + sin22x = sin23x
№ 10. Решите систему уравнений: x + y =
sinx + siny = 1.
III вариант: начинать с № 3. ( для слабых учащихся )
-
2cos2x3 + 3sinx3 = 0
-
cos2x - 7sin2x = 3sin2x
-
sin2x = sinx
-
sin3x + sin5x = 0
-
cos2x = 3 + 7cosx
код
ответы
А
Б
1
n; + k
( -1 )k+1 + 3k
2
+ n4
2 + 2n
3
n3; + k
4
+ n; arctg1 + k
5
( -1 )k - 6 + k
+ 2k; n
6
( -1 )k+1 + 6k
( 3 + 2n; 3 - 2n )
7
n; + k
3 + 2k
8
-
3 + 2k
9
- + n; 3 + k
+ n; n
10
10
( 6 + 2n; 6 - 2n )
-
Дидактическая игра: «Хочу все знать !».
В результате выполнения заданий каждому числовому ответу сопоставляется определенная буква. Таким образом, получается слово, значение которого нужно определить. Данная дидактическая игра способствует не только формированию навыка и проверке знаний по данной теме, но и расширению кругозора учащихся.
Приведу пример дидактической игры по теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями».
а). Расшифруй фамилию русского мастера, отлившего Царь-колокол.
Т И М
Н Р О
Ответ: Моторин.
б). Расшифруй слово! Что оно означает ?
Р Т О 2,4 + Ф
А 6,3 Э Н Е
С 0,5 +
2,5
8,5
7,7
6
4
1,5
Ответ: Эратосфен - греческий математик, придумавший способ отыскания простых чисел.
в). Тема : «Действия с положительными и отрицательными числами».
Расшифруй имя итальянского математика, который в 1202 году ввел современную запись дробей с помощью черты.
Б 3,2 : ( - 0,4 0,2 ) О -0,12 : Ч
И Ф Н -8 : ( -0,2 0,3 - 0,1 )
А
- 0,2
-40
50
-8,5
-0,2
Ответ: Фибоначчи.
г). Расшифруй слово ! Что оно означает ?
Е Т -2,4 (-а) = -0,24 А
Р 4 - у = - Я 5х - 2,7 = -21,7 С
-
52,5
-0,1
3,8
Ответ: Астерия - богиня справедливости в греческой мифологии.
д). Тема: «Решение систем уравнений».
Расшифруй слово ! Что оно означает ?
А х - у = 1 Б у - 2х = 1 Ф 2у - х - 1 = 0
х - 3у = 7 6х - у = 7 12(х+у) -15=7х+2у
Е 3(2х+у) - 26 = 3х - 2у Л
15 - ( х -3у ) = 2х + 5
(3;2)
(-2;-3)
(6;4)
(-2;-3)
(2;5)
(6;4)
(6;4)
(-2;-3)
Ответ: Фалабелла - это порода лошадей- пони, выведенная в Австралии.
Жеребята этой породы имеют при рождении рост меньше 30 см и вес 5-6 кг, но оценивается такой малыш достаточно дорого ( 25 тыс. долларов).
3. Математическая эстафета.
Заранее готовятся карточки с условием примера в несколько действий. Если в классе три ряда по 5 парт в ряду, то для организации одновременной работы всех учащихся необходимо подготовить несколько вариантов карточек. Если, например, подготовить 18 карточек, то сразу можно предложить работу учащимся, сидящим за первыми, третьими и пятыми партами в каждом ряду.
Действий в примерах должно быть столько, сколько парт в одном ряду. Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему за ним. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему и т.д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому ученику (если в работе 18 карточек) придется выполнить 3 действия. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат три примера и получат правильные ответы.
Карточка с заданием выглядит так:
Выполните действия:
Действия
Запись ответа
1).
2).
3).
4). :
5). +
4. Математическое лото.
В конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результат работы. В качестве получившейся картины может выступать фото памятника архитектуры, достопримечательности города, картины и портреты художников, писателей и композиторов. Тогда ребята должны еще ответить на вопрос: Что изображено на получившейся картине ?
Приведу пример карточек и большой карты ( для одного конверта):
Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями».
У -
Карточки:
Большая карта:
-
15
23
Тема: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».
( 3,7 - 8,6 ) 3,1
Карточки:
Большая карта:
-
- 15,19
8,6
- 10