Сущность и компетенция Управляющего Совета в условиях внедрения ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение ____кафедра управления, экономики и

правового регулирования в образовании____




Сущность и компетенция Управляющего Совета

в условиях внедрения ФГОС


Итоговая работа

Срок обучения с «12» января 2015г. По «28» января 2015г.

Исполнитель:

Чахлова Галина Александровна,

директор МБОУ «Искитимская СОШ»

Юргинского района

Тел.: 8-923-494-7146, E-mail: [email protected]



Консультант:

Чернова Ольга Васильевна,

заведующая кафедрой УЭПРО,

доцент, к.п.н.


Кемерово 2015

В демократическом обществе и правовом государстве право на участие в управлении общественными и государственными делами является основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами. Право человека на участие в принятии и осуществлении касающихся его решений по логике классических концепций прав человека обусловлено естественным равенством и прирождённой свободой людей. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую и общественную деятельность. Для участников образовательного процесса это право выступает, в частности, в виде права на участие в управлении образовательной организацией.

1. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 3 провозглашен один из принципов государственной политики в области образования - «демократический, государственно - общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой должно неуклонно расширяться участие общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений; «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающий полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации».

«… важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизма социального партнёрства».

«… будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)».

Президент РФ Д.А. Медведев на заседании совета при президенте РФ по науке, технологии и образованию подчеркнул, что «… Системные изменения в школе. Этот вопрос является одним из ключевых элементов национального развития…»

«… Семья, родители должны вносить свой вклад в работу школы и стать основой школьного самоуправления. Без достойного самоуправления школа не обретет новое лицо…»

Произошли серьёзные и глубокие изменения в личности школьника, интересы и потребности которого сегодня уже не ограничиваются лишь получением глубоких и разносторонних знаний, которые он может черпать и из других информационных источников, прежде всего, с помощью всемирной сети Интернет. Семья и сам школьник всё настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу школы с тем, чтобы помочь ее выпускнику приобрести умения, которые помогут ему адаптироваться в условиях формирующейся рыночной экономики, получить соответствующую его способностям профессию, найти достойную хорошо оплачиваемую работу, создать собственную счастливую семью и т.д. Изменению этой ситуации на уровне образовательных учреждений призвано внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).

2. Управляющий совет - принципиально новый орган государственно - общественного управления, это орган по преимуществу стратегического управления школы, определяющий основные перспективные ее развития. Управляющий совет образовательной организации - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определённые Уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития организации. В Управляющий совет образовательной организации входят избираемые представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), другие работники образовательной организации, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), а так же представители профсоюзных организаций. В состав Управляющего совета входят по должности руководитель образовательной организации, а так же назначенный представитель учредителя.

Компетенции Управляющего совета:

  • В определении путей развития образовательной организации: согласовывает программу развития школы; согласовывает внесение изменений и дополнений в Устав школы.

  • В организации образовательного процесса совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (дополнительных) Минобрнауки Российской Федерации; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.

  • В вопросах функционирования образовательной организации: устанавливает режим занятий обучающихся (продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий); осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений); координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодёжных организаций (объединений); ежегодно представляет Учредителю и общественности Публичный доклад о состоянии дел в школе.

  • В сфере финансово-хозяйственной деятельности: согласовывает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования.

  • В вопросах взаимоотношения участников образовательного процесса: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) и принимает по ним решения; дает рекомендации директору школы по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с работниками школы; ходатайствует при наличии оснований перед Учредителем школы о расторжении трудового договора с директором школы; вносит Учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.

  • В сфере разработки и принятия локальных актов совет утверждает: Положение «О порядке приёма обучающихся в школу»; Правила поведения обучающихся в школе; Положение «О летней трудовой практике учащихся»; Положение «О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся»; и т.п.

3. В условиях внедрения ФГОС расширяются компетенции Управляющего совета, а именно т.к. потребителями миссии выступают и дети, и педагоги, и родители, то в создании миссии ОО (формулирование личностного и социального контекстов миссии) необходимо участие всех участников образовательного процесса и согласования.

По мнению школьных управляющих «Управляющий совет - это трибуна, на которой могут быть озвучены проблемы детского коллектива, родительской общественности и педагогического коллектива. Управляющий совет - это место, где все участники образовательного процесса смогут «договориться» и принять активное участие в организации и управлении образовательным процессом школы, никого не оставляя в стороне».

Без участия общественности в управлении образованием решение одной из важнейших задач школы - формирование у обучающихся необходимой культуры для жизни в гражданском обществе - представляется невозможным.

Повестка дня образовательной политики

«Мест» для ГОУ

  • Новые стандарты образования

  • Формы индивидуализации образования

  • Поддержка талантов

  • Образовательная среда

  • Самостоятельность (новые организационно-правовые формы)

  • Новая модель финансирования (муниципальное задание)

  • Здоровье обучающихся

  • Межкультурная коммуникация

  • Коррупция и «поборы»


  • Разработка и утверждение программ развития

  • Согласование образовательных программ

  • Планирование и контроль бюджета организации

  • Участие и формирование муниципального задания

  • Регулирование сферы платных услуг (шире - договорных отношений)

  • Контроль качества условий обучения

  • Общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования

  • Поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи



Алгоритм действия по введению ФГОС в школе

Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС

  • Создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС

  • Определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС

  • Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы

  • Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы

  • Реализация запланированных изменений в образовательной

системе образовательного

учреждения.


  • Оценка готовности ОУ к внедрению в ФГОС

  • Изучение и формирование социального заказа

  • Участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП

  • Информационная поддержка формирования общественного мнения

  • Содействие развитию материально-технического оснащения

  • Внесение предложений по корректировке программы развития.


В работе Управляющих советов выделяется ряд проблем:

  • отсутствие обобщенного опыта самоуправления и совместного управления образовательными учреждениями на муниципальном и региональном уровнях;

  • участие общественности в управлении образованием ограничивается деятельностью совещательных коллегиальных органов при Управлении образования и образовательных учреждениях;

  • слаба инициатива субъектов образовательного процесса в совершенствовании и развитии муниципальной системы образования;

  • ряд руководителей общеобразовательных учреждений психологически не готовы делиться своими властными полномочиями с общественностью;

  • некоторыми членами Управляющих Советов не осознана важность деятельности, недостаточна их компетентность в вопросах образования;

  • недостаточна востребованность деятельности Управляющих Советов из-за непонимания их функций некоторыми родителями;

  • отсутствие механизма выявления эффективности деятельности Управляющих Советов;

Риски

Пути преодоления

Непринятие идеи педагогами

- проведение мероприятий по устранению отрицательной мотивации;

- убеждение словом, приведение убедительных аргументов в защиту идеи.

- организация работы через библиотеку и компьютерные программы.

Риск непринятия идеи родителями

- проведение собраний, семинаров-практикумов для родителей в удобное для них время;

- привлечение психологической службы.

Отсутствие системы непрерывного воспитательного процесса

  • проведение консультаций по организации воспитательной работы;

-привлечение специалистов к просветительской и практической работе с родителями, педагогами и учениками

риск формализма, «игры в общественное участие».

- внедрение механизмов публичной отчетности, общественной экспертизы и общественного аудита

Риск отсутствия положительной мотивации у педагогов


  • разработка системы мероприятий с целью

формирования положительной мотивации

(моральное и материальное стимулирование

педагогов);

- организация индивидуальной работы с педагогами.

Риск несоответствия ожидаемого результата и деятельности Совета родительской общественности


- распределение функциональных обязанностей между участниками Совета родительской общественности;

- составление перспективного плана работы;

- координация и контроль за исполнением работы со стороны председателя Совета и администрации школы.

























Заключение

Управляющие советы, не вмешиваясь без необходимости в повседневную управленческую работу администрации, участвуют в выработке перспектив развития школы, главных правил образовательной организации, основных путей достижения избранных целей, даёт зелёную улицу важнейшим улучшениям жизни. В результате:

  • работа системы управления ОО станет более открытой;

  • усилится ориентация образования на интересы потребителей;

  • укрепится ресурсная база образовательной организации;

  • повысится прозрачность расходования средств;

  • уменьшится число конфликтов;

  • усилится влияние родителей на жизнь образовательной организации;

  • школа получит ресурс общественной поддержки;

  • образовательная организация поработает на развитие гражданского общества, институциональные изменения, ради которых все делается, произойдут;

  • школа станет открытой, прозрачной, ориентированной на потребителя.

С введением ФГОС родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно участвовать в управлении школой. В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми родители, как участники УС, будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми - это около 20% всего содержания образования для младших классов. Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.

Литература

  1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: base.garant.ru.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. (Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р). Электронный ресурс. Режим доступа: consultant.ru

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org

  4. Болотина, Т.В., и др. Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчетности. Текст: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьютеров. - М.: изд-во АПКиПРО, 2007. - 96с.

  5. Моисеева, А.М. Комитеты и комиссии школьного Управляющего совета). Текст: учебно-методические материалы - М.: Вердана, 2007.-28с.





























Приложение 1

Виды комиссий и их функции

Название комиссии Управляющего совета

Примерные функции комиссии

Финансово-экономическая комиссия

  • Совместно с администрацией рассматривает и выносит на утверждение совета ежегодную бюджетную заявку школы;

  • планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными школой (советом) целями и задачами;

  • осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах контроля совету один раз в учебное полугодие;

  • совместно с администрацией готовит предложения по схеме надбавок к зарплате, преимущественно из внебюджетных источников;

  • совместно с администрацией ведет поиск внебюджетных источников финансирования;

  • регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;

  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Учебная (педагогическая) комиссия

  • готовит проект решения совета об утверждении годового календарного учебного графика;

  • совместно с администрацией школы разрабатывает содержание школьного компонента и вносит предложения по выбору профильных предметов;

  • организует работу по подготовке программы развития школы на очередной период;

  • совместно с администрацией прорабатывает вопросы расписания учебных занятий, начала занятий;

  • готовит проект решения совета о введении школьной формы, школьных правил, регулирующих поведение учащихся в учебное и вне учебное время;

  • организует наблюдение за состоянием библиотечного фонда и разрабатывает предложения по его пополнению;

  • осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе;

  • в случае необходимости инициирует проведение независимой экспертизы качества образовательных результатов;

  • проводят экспертизы качества условий организации учебного процесса;

  • раз в полгода совместно с администрацией готовит информацию для совета о результатах текущей и итоговой успеваемости учащихся;

  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.

Организационно-правовая комиссия

  • Осуществляет контроль за соблюдением прав всех участников образовательного процесса;

  • готовит проект решения совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, изменений в уставе школы и при подготовке её локальных актов;

  • совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключении учащихся из школы;

  • рассматривает жалобы учащихся, родителей, учителей на нарушения их прав;

  • участвует в работе экспертных комиссий по общественной аттестации школы;

  • привлекается для работы комиссии по лицензированию и аттестации школы;

  • готовит соответствующий раздел ежегодного отчёта управляющего совета пред родителями и общественностью.

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом

  • Работает с родительским комитетом;

  • готовит ежегодный информационный доклад о результатах деятельности школы;

  • организует работу школы со средствами массовой информации, социокультурными организациями на территории микрорайона школы;

  • организует просвещенческую и образовательную деятельность, реализацию социальных проектов в микрорайоне школы;

  • привлекает бывших выпускников школы, ветеранов школы к реализации образовательных проектов школы;

  • совместно с администрацией организует работу с детьми из социально неблагополучных семей.

Приложение 2

План мероприятий

по расширению общественного участия на 2014-15 учебный год


№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1

Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке публичного отчета

сентябрь

Директор школы

2

Проведение общешкольного родительского собрания «Публичный отчет за 2013-14 учебный год» с приглашением главы сельского поселения, депутата собрания представителей муниципального района.

октябрь

Директор школы

3

Консультации для председателя Управляющего совета

в течение года

Директор школы

4

Привлечение общественности к организации рейдов в школьную столовую с целью контроля качества питания

в течение года

Директор школы

5

Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке предметных олимпиад

ноябрь

Директор школы

6

Привлечение членов Управляющего совета, родительского комитета к подготовке школы к лицензированию, аккредитации

второе полугодие

Директор школы

7

Привлечение общественности по осуществлению контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.

декабрь

Директор школы

8

Участие председателя Управляющего совета в работе педагогического совета «Задачи последнего года реализации программы развития школы»

ноябрь

Директор школы

9

Формирование системы общественного наблюдения (участие управляющего совета в процедуре итоговой аттестации, осуществление контроля введения ФГОС)

в течение года

Директор школы

10

Разработка планов по организации летнего отдыха детей, ремонта школы и подготовке к новому учебному году.

апрель- май

Директор школы

11

Награждение благодарственными письмами членов управляющего совета, родительского комитета за активную работу в течение уч. года



© 2010-2022