- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК Макарычев 3 часа в неделю
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК Макарычев 3 часа в неделю
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивина О.А. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл."/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. - 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004г,-№4, -с.4
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развить логическое мышление и речь - умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
-
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Математической речи;
-
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
-
Внимания; памяти;
-
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
-
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
Волевых качеств;
-
Коммуникабельности;
-
Ответственности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. Алгебра изучается в 7 классе I четверть 5 ч в неделю, II, III, IV четверти - 3 ч в неделю, всего 120 ч; 8 класс 3 ч в неделю, всего 105 ч; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.
Примерная программа рассчитана на 102 учебных часов.
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики (подробнее расписано в Содержании тем учебного курса).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Учебно- тематическое планирование
Класс: 9
Учитель: Ивина Ольга Александровна
Количество часов:
-
на учебный год: 98
-
в неделю: 3
Плановых контрольных уроков: 8
административных контрольных работ 2
Планирование составлено на основе:
-
Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика, 5 - 11 кл. - 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. - 320с.
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 г. - 272 с.
Дополнительная литература:
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. Изучение алгебры в 7-9 классах. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2009.
-
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк Л.М. Короткова. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. - М: Просвещение, 2008 - 160с.
№
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
ГЛАВА I. Квадратичная функция.
23
Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций. Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления. Моделировать реальные зависимости формулами и графиками. Читать графики реальных зависимостей. Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулу. Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций
, , , , в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы. Строить графики изучаемых функций; описывать их свойства
1
§1. Функции и их свойства.
5
2
§2. Квадратный трехчлен.
4
3
§3. Квадратичная функция и ее график.
8
4
§4. Степенная функция. Корень n-ой степени.
4
ГЛАВА II. Уравнения и неравенства с одной переменной.
14
Распознавать линейные и квадратные уравнения, целые и дробные уравнения. Решать линейные, квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат. Распознавать линейные и квадратные неравенства. Решать квадратные неравенства на основе графических представлений
5
§5. Уравнения с одной переменной.
8
6
§6. Неравенства с одной переменной.
6
ГЛАВА III. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
18
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решения уравнений с двумя переменными. Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; Решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. Строить графики уравнений с двумя переменными. Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков. Решать и исследовать уравнения и системы уравнений на основе функционально-графических представлений уравнений
7
§7. Уравнения с двумя переменными и их системы.
12
8
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы.
4
ГЛАВА IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
15
Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена или рекуррентной формулой. Устанавливать закономерность в построении последовательности, если известны первые несколько ее членов. Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости. Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Выводить на основе доказательных рассуждений формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий; решать задачи с использованием этих формул. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии; изображать соответствующие зависимости графически. Решать задачи на сложные проценты, в том числе задачи из реальной практики (с использованием калькулятора)
9
§9. Арифметическая прогрессия.
8
10
§10. геометрическая прогрессия.
7
ГЛАВА V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
13
Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путём.
Решать задачи на нахождение вероятностей событий.
Приводить примеры случайных событий, в частности достоверных и невозможных событий, маловероятных событий. Приводить примеры равновероятностных событий.
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций. объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей и т. П.).
Распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления.
Решать задачи на вычисление вероятности с применением комбинаторики.
Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа
11
§11. Элементы комбинаторики.
9
12
§12. Начальные сведения из теории вероятностей.
3
13
Итоговое повторение .Решение задач по курсу VII - IX классов.
16
Знать материал, изученный в курсе математики за 9 класс
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других,работать в команде.
итого
98
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Квадратичная функция
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
Цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом парабол . Метод интервалов.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о решении сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умения решать неравенства вида ax2 + bx + с >0; ax2 + bx + с<0, где а ≠ 0 с опорой на сведения о графике квадратичной функции4 познакомиться с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Познакомиться с понятием неравенства с двумя переменными , с графиками уравнений с двумя переменными, которые используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель - дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n -го члена арифметической прогрессии»
5. Элементы статистики и теории вероятностей .
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события
Цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
7. Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 -9 классов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать:
-
основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания,
убывания функций
-
методы решения уравнений:
а) разложение на множители;
б) введение новой переменной;
в)графический способ.
-
формулу n -го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии.
-
какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q.
-
определение и свойства четной и нечетной функций
-
что степень с основанием, равным 0 определяется только для положительного дробного показателя и знать, что степени с дробным показателем не зависят от способа записи r в виде дроби
-
свойства степеней с рациональным показателем, уметь выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
-
формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь:
-
находить область определения и область значений функции, читать график функции
-
решать квадратные уравнения, определять знаки корней
-
выполнять разложение квадратного трехчлена на множители
-
строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразования графиков функций
-
строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций
-
строить график квадратичной функции, находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.
-
построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства
-
находить точки пересечения графика квадратичной функции с осями координат.
-
построить график функции y=ax2 и применять её свойства.
-
разложить квадратный трёхчлен на множители.
-
решать квадратное уравнение.
-
решать квадратное неравенство алгебраическим способом.
-
решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции
-
решать квадратное неравенство методом интервалов.
-
находить множество значений квадратичной функции.
-
решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функций
-
решать целые уравнения методом введения новой переменной
-
решать системы двух уравнений с двумя переменными графическим способом
-
решать уравнения с двумя переменными способом подстановки и сложения
-
решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
-
решать системы неравенств с двумя переменными графическим способом
-
применять формулу суммы n -первых членов арифметической прогрессии при решении задач
-
вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии
-
применять формулу при решении стандартных задач
-
применять формулу S= при решении практических задач
-
находить разность арифметической прогрессии
-
находить сумму n первых членов арифметической прогрессии.
-
находить любой член геометрической прогрессии.
-
находить сумму n первых членов геометрической прогрессии.
-
решать задачи.
-
выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя изученные свойства арифметического корня n-й степени
-
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
-
пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать1
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
-
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
-
Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
-
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.
-
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
-
Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
-
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
-
Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
-
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится в случае, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью.
-
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Формы контроля достижений учащихся.
Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных работ, самостоятельных работ и тестирования. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы ( в форме теста).
Учебно-методическое обеспечение предмета.
Организация учебного процесса предполагает наличие минимального набора учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования.
Минимальный набор демонстрационного учебного оборудования включает:
-
демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы, соотношения, законы, таблицы метрических мер, графики основных функций;
-
демонстрационные наборы плоских и пространственных геометрических фигур, в том числе разъемные, модель координатной прямой и доска с координатной сеткой, классные линейки, угольники, транспортир, циркуль;
В наборах для индивидуального использования имеется: линейка, угольник, транспортир, циркуль, наборы плоских и пространственных геометрических фигур.
Календарно-тематическое планирование
№
Раздел, название урока в
поурочном планировании
Основные виды учебной деятельности, требования к результату
Контроль
знаний учащихся
Кол-во
часов
Дата
Оборудование
мультимедийный компьютер, проектор, экран, программное обеспечение
ГЛАВА I. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, выработать умение строить график квадратичной функции и применять графическое представление для решения неравенств второй степени с одной переменной.
23
§1. ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА.
Знать:
-
прием нахождения приближенных корней;
-
понятие квадратного трехчлена;
-
формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
-
понятие функции и другие функциональные терминологии
-
понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства
-
основные функции курса алгебры 7 - 8 классов и их свойства;
-
понятия четной и нечетной функции.
Уметь:
-
выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена;
-
раскладывать трехчлен на множители;
-
правильно употреблять функциональную терминологию, понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
-
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком и решать; решать обратную задачу;
-
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения.
5
1
2
Функция. Область определения и область значений функции, п.1.
Вводная и обзорная лекции. Проверочная самостоятельная работа (СР).
Самоконтроль (СК), взаимоконтроль (ВК), индивидуальный контроль (ИК).
2
1.09
4.09
3
4
5
Свойства функций, п.2.
Усвоение нового материала в процессе выполнения заданий. Математический диктант (МД).
СР, СК, ИК.
3
5.09
8.09
11.09
§2. КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН.
4
6
7
Квадратный трехчлен и его корни, п.3.
Уроки практикумы. Проверочная СР. Групповой контроль (ГК), ИК. Дифференцированный контроль (ДК).
2
12.09
15.09
8
9
Разложение квадратного трехчлена на множители, п.4.
Лекция с примерами. Практикум. Обучающая и контролирующая СР. Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
2
18.09
19.09
10
Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен», п.п. 1 - 4.
Урок контроля и оценки знаний учащихся. Письменный контроль (ПК).
Фронтальный контроль (ФК).
1
22.09
§3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК.
Знать:
-
свойства и особенности графиков функций y=ax2, y=ax2+ n, y=a(x-m)2, y=ax2+bx+c;
-
свойства степенной функции при четном и нечетном натуральном показателе;
-
график функции y=ax2+bx+c можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов;
-
представление о нахождении значений корня с помощью микрокалькулятора;
-
понятие корня п-ой степени; свойства корней n-ой степени.
Уметь:
-
строить график квадратичной функции;
-
выполнять простейшие преобразования графиков;
-
указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы;
-
находить по графикам квадратичной и степенной функций промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак.
8
11
12
Функция y=ax2 , ее график и свойства, п.5.
Исследование. Проверочная и обучающая СР. Индивидуальный контроль. Групповой контроль.
2
25.09
26.09
13
14
15
Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2, п.6.
Исследование. Проверочная СР.
ИК.
3
29.09
2.10
3.10
15
16
17
Построение графика квадратичной функции , п.7.
Исследование. Практическая работа (ПР).
Проверочная СР.
МД. Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
3
6.10
9.10
10.10
§4. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ. КОРЕНЬ п-ой СТЕПЕНИ.
4
18
Функция у=хп, п. 8.
Усвоение нового материала в процессе выполнения заданий.
СР. СК. ИК.
1
13.10
20
Корень п-ой степени, п. 9.
Комбинированный урок: лекция с элементами беседы, практикум, ИК.
1
16.10
21
Дробно-линейная функция и ее график, п. 10.
Усвоение нового материала в процессе выполнения заданий. СК. Дифференцированный контроль.
1
17.10
22
Степень с рациональным показателем, п. 11.
МД проверочный.
Практикум. СР. ИК.
1
20.10
23
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция»,
п.п. 5 - 11.
Урок контроля и оценки знаний учащихся. Письменный контроль. Фронтальный контроль (ФК).
1
23.10
ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида или , где .
14
§5. УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Знать:
-
понятие целого уравнения и его степени;
-
основные методы решения целых рациональных
уравнений.
Уметь:
-
решать целые уравнения третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
8
24
25
26
27
Целое уравнение и его корни, п.12.
Комбинированные уроки: лекция с элементами беседы, практикумы, проверочная СР. ГК, ИК.
Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
4
24.10
27.10
30.10
31.10
28
29
30
31
Дробные рациональные уравнения, п. 13.
Знать:
-
понятие дробного рационального уравнения, метода интервалов;
-
основные методы решения целых рациональных уравнений, некоторые специальные приемы решения дробно-рациональных уравнений;
-
понятие неравенств второй степени с одной переменной и методы их решений.
Уметь:
-
применять графическое представление для решения неравенств второй степени с одной переменной;
-
решать рациональные неравенства методом интервалов.
Усвоение нового материала в процессе выполнения заданий. СР. ВК, СК, ИК.
4
10.11
13.11
14.11
17.11
§6. НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
5
32
33
Решение неравенств второй степени с одной переменной,
п. 14.
Частично-поисковая деятельность. Практикум. Обучающая и контролирующая СР.
2
20.11
21.11
34
35
Решение неравенств методом интервалов, п. 15.
Практикум по решению задач. ВК. ИК.
2
24.11
27.11
36
Обобщающий урок.
Некоторые приемы решения целых уравнений, п. 16.
Самостоятельная работа с доп. литературой. Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
1
28.11
37
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной», п.п. 12 - 16.
Урок контроля и оценки знаний. Фронтальный письменный контроль.
1
1.12
ГЛАВА III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнений второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
18
§7. УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
Знать:
-
понятия системы уравнений, неравенств с двумя переменными;
-
уравнение окружности.
12
38
39
Уравнение с двумя переменными и его график, п.17.
Уроки усвоения новых знаний и умений. СР. ИК
2
4.12
5.12
40
41
42
43
Графический способ решения систем уравнений, п.18.
Усвоение новых знаний в процессе выполнения заданий. СР. ГК, ИК.
4
8.12
11.12
12.12
15.12
44
45
46
47
48
Решение систем уравнений второй степени, п. 19.
Лекция с примерами. Практикумы по решению заданий. ТК. ИК. ВК.
5
18.12
19.12
22.12
25.12
26.12
49
50
Решение задач с помощью уравнений второй степени, п. 20.
Уметь:
-
решать текстовые задачи методом составления систем;
-
решать системы уравнений методом подстановки, методов ведения вспомогательной переменной;
-
решать графически системы уравнений;
-
решать простейшие системы неравенств второй степени.
Частично-поисковая деятельность. ВК. ИК.
2
12.01
15.01
§8. НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ.
4
51
52
Неравенства с двумя переменными, п. 21.
Комбинированные уроки. ВК. ИК. ГК.
2
16.01
19.01
53
Системы неравенств с двумя переменными, п. 22.
МД проверочный.
Практикум.
1
22.01
54
Обобщающий урок.
Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными, п. 23.
Самостоятельная работа с доп. литературой. Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
1
23.01
55
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными», п.п. 17 - 23.
Урок контроля и оценки знаний. ФК. ИК.
1
26.01
ГЛАВА IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
15
§9. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
Знать:
-
понятие последовательности, n-го члена последовательности; арифметическая прогрессия - последовательность особого вида; формулы n-го члена последовательности, арифметической прогрессии; формулы суммы n первых членов для арифметической прогрессии.
Уметь:
-
использовать индексные обозначения;
-
решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с непосредственным применением изучаемых формул.
7
56
57
Последовательности, п. 24.
Вводная лекция. Практикум. СР. ИК. СК.
2
29.01
30.01
58
59
Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии, п.25.
Обзорная лекция. Исследование. Практикум. МД. СР.
2
2.02
5.02
60
61
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии, п.26.
Исследование. Исторический материал. Проверочная СР.
2
6.02
9.02
62
Обобщающий урок, п.п. 24 - 26.
Тренировочный тест (подготовка к ГИА).
1
12.02
63
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия», п.п. 24 - 26.
Урок контроля и оценки знаний.
ФК. ТК. ИК.
1
13.02
§10. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
Знать:
-
геометрическая прогрессия - последовательность особого вида;
-
формулы n-го члена геометрической прогрессии;
-
формулы n членов для геометрической прогрессии, для бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
-
решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с непосредственным применением изучаемых формул.
6
64
65
Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии, п. 27.
Вводная лекция. Исследование. Практика. Проверочная СР. МД.
2
16.02
19.02
66
67
68
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии, п. 28.
Исследование. Практикум.
СР. МД.
ИК. ВК.
3
20.02
26.02
27.02
69
Обобщающий урок.
Метод математической индукции, п. 29.
Работа с доп. источниками. Тест (подготовка к ГИА).
1
2.03
70
Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия», п.п. 27 - 29.
Урок контроля и оценки знаний.
ФК. ТК. ИК.
1
5.03
ГЛАВА V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
Цель: ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
13
§11. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ.
Знать:
-
понятия: перестановки, размещения, сочетания; относительной частоты, случайного события;
-
различные подходы к определению вероятности случайного события;
-
формулы для подсчета числа перестановок, размещений, сочетаний.
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи на применение изученных формул;
-
решать задачи на нахождение вероятностей случайных событий
9
71
72
Примеры комбинаторных задач, п. 30.
Лекция. Лабораторная работа. Проверочная СР.
2
6.03
12.03
73
74
Перестановки, п. 31.
Исследование. Исторический материал. СР. СК. ИК.
2
13.03
16.03
75
76
Размещения, п. 32.
Усвоение новых знаний в процессе выполнения заданий.
2
19.03
20.03
77
78
Сочетания, п. 33.
Работа в группах с подробным отчетом. ГК.
2
2.04
3.04
§12. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.
3
79
Относительная частота случайного события, п. 34.
Вводная лекция. Исследование. Практика.
1
6.04
80
Вероятность равновозможных событий, п. 35.
Частично-поисковая деятельность, СР.
ВК. ИК.
1
9.04
81
Обобщающий урок.
Сложение и умножение вероятностей.
Работа с дополнительными источниками. Тест (подготовка к ГИА).
1
10.04
82
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей», п.23, 24.
Урок контроля и оценки знаний. Фронтальный письменный контроль.
1
13.04
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО КУРСУ VII - IX КЛАССОВ.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: повторить, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса алгебра.
19
83
84
Вычисления.
Знать:
-
математические термины и формулы;
-
различные методы решения задач, пропорций, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
-
графики основных элементарных функций и их свойства;
-
способы преобразования выражений.
Уметь:
-
правильно употреблять математические термины и формулы;
-
применять различные методы при решении задач, пропорций, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
-
выполнять преобразование различных выражений.
Уроки обобщения, систематизации знаний. Работа с дополнительными источниками информации.
Решение тренировочных заданий (подготовка к ГИА)
2
16.04
17.04
85
86
Тождественные преобразования.
2
20.04
23.04
87
88
89
Уравнения и системы уравнений.
3
24.04
27.04
30.04
90
91
92
Неравенства.
3
7.05
8.05
11.05
93
94
95
Функции.
3
14.05
15.05
18.05
96
97
Итоговая контрольная работа №8.
Урок контроля и оценки знаний. ФК.
2
21.05
22.05
98
Итоговый урок
Уроки практикумы, самостоятельные работы, решение тренировочных тестов (подготовка к ГИА). Все виды контроля.
1
25.05
Литература.
-
Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. - 15-е изд., дораб - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.: ил.
-
Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум - М, 2000. - 96 с.
-
Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997 - 160с.
-
Математика в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы.-Москва «АСТ. Астрель» 2004
-
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова-Москва «Просвещение» 2001
-
Контрольные и зачетные работы по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов-Москва «Экзамен» 2007
-
Тесты по алгебре. 9 класс. П.И. Алтынов-Москва «Экзамен» 2008
-
Контрольные и проверочные работы по алгебре. 9 класс. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник,
Б.В. Козулин-Москва «Дрофа» 2005
Программы общеобразовательных учреждений Алгебра 7 - 9 классы. М:- Просвещение 2008 г.
-
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. - 95 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты контрольных работ для учащихся 9-х классов, которые включают в себя задания 3-х уровней.
Выполнение 1 и 2 варианта рассчитано на удовлетворительный результат, для поднятия оценки достаточно решения задания обозначенного *. Следовательно, выполнение 3 и 4 вариантов оценивается на «хорошо», а 5и 6 вариантов на «отлично».
Контрольная работа №1 по теме «Квадратичная функция.»
Уровень «А»
Вариант 1.
1.Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2-14х+45; в)3у2+7у-6
2.Постройте график функции у=х2-2х-8.Найдите с помощью графика:
А) значение у, при х=-1,05;
Б) значения х, при которых у=3;
В) нули функции;
Г) промежуток, в котором функция возрастает.
3.Сократите дробь: 3р2+р-2
4-9р2
4*.Не выполняя построение, определите, пересекаются ли парабола у=1/3 х2 и прямая у=6х-15. Если точки пересечения существуют , то найдите их координаты.
Вариант 2
1.Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2-10х+21; в)5у2+9у-2
2.Постройте график функции у=х2-4х-5.Найдите с помощью графика:
А) значение у, при х=0,5;
Б) значения х, при которых у=3;
В) нули функции;
Г) промежуток, в котором функция убывает.
3.Сократите дробь: 4с2+7с-2
1-16с2
4*.Не выполняя построение, определите, пересекаются ли парабола у=1/2х2 прямая у=12-х, если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
Уровень «В»
Вариант 1.
1.Докажите, что данные два квадратные трехчлена имеют общий корень и найдите его:14х2+19х-3 и -14х2+37х-5.
2.Постройте график функции и укажите на нем все точки, координаты которых удовлетворяют данному условию. Найдите координаты этих точек: у=х2-4х+4, абсцисса равна ординате.
3.Сократите дробь и вычислите её значение при х=х0: -15х2+13х-2
3х2-8х+4 , х0=4,2
4.Пусть f(x)= х2-6х+9 _ х2-8х+16, найдите f(5/9)
3-х
5*.При каких значениях а график данной функции проходит через данную точку k: у = aх2-5х-3,k(-1;3).
Вариант 2.
1.Докажите, что данные два квадратные трехчлена имеют общий корень и найдите его: -15х2+4х+4 и 15х2+х-2.
2.Постройте график функции и укажите на нем все точки , координаты которых удовлетворяют данному условию. Найдите координаты этих точек: у=х2+2х+2, сумма абсциссы и ординаты равна нулю.
3.Сократите дробь и вычислите её значение при х=х0: -15х2+13х-2
3х2-8х+4 , х0=4,2
4.Пусть f(x)= х2-4х+4 _ х2-8х+16, найдите f(3/7)
4-x
5*.При каких значениях а график данной функции проходит через данную точку k: у = 3х2-ах-1, k(-2;1).
Уровень «С»
Вариант 1.
1.Найдите корни квадратного трехчлена и проверьте для них теорему Виета (проверку запишите аналитически): х2- х-1
2.Изобразите фигуру ,ограниченную графиками функций(выделите её штриховкой) у=х2 и у=2х+3.Укажите координаты точки этой фигуры имеющей наибольшую ординату.
3.Пусть х1и х2 - корни квадратного трехчлена х2-7х-1.Найдите значение выражения : U(x1;x2)=x1-
4.При каких значениях а квадратный трехчлен -3х2+х-а имеет корень
х = -
5. Не выполняя построения графиков функций у = х2-2х-3 и у = х2+2х-1, постройте прямую проходящую через общие точки этих графиков и напишите уравнение этой прямой.
Вариант 2.
1. Найдите корни квадратного трехчлена и проверьте для них теорему Виета(проверку запишите аналитически): х2- х+1
2. Изобразите фигуру, ограниченную графиками функций(выделите её штриховкой) у=х2 и у=6-х. Укажите координаты точки этой фигуры имеющей наименьшую абсциссу.
3. Пусть х1и х2 - корни квадратного трехчлена х2-5х+1.Найдите значение выражения:
U(x1;x2)=
-х2
4. При каких значениях а квадратный трехчлен 5х2+2х+а имеет корень х=
5. Не выполняя построения графиков функций у=х2+4х+5 и у = -х2-4х-1, постройте прямую проходящую через общие точки этих графиков и напишите уравнение этой прямой.
Контрольная работа №2 по теме «Неравенства второй степени с одной переменной».
Вариант №1.
1.Решить неравенство:
А) 2х2-13х+6<0 ; б) х2-9>0 в) 3х2-6х+32>0
2.Решить неравенство используя метод интервалов:
А) (х+8)(х-4)>0 Б) <0
3. Дана функция у =
Найдите область её определения.
4*.При каких значениях t уравнение 3х2+tх+3=0 имеет два корня?
Вариант 2
1.Решить неравенство:
А) 2х2-х-15 >0 ; б) х2-16<0 в) х2+12х+8<0
2.Решить неравенство, используя метод интервалов:
А) (х+8)(х-4)<0 Б) >0
3. Дана функция у =
Найдите область её определения.
4*.При каких значениях t уравнение 2х2+tх+8=0 не имеет корней?
Вариант 3
1.Решите неравенство:
а) х2-5х-6 >0 ; б) 4х2 ≤ х
2.Дана функция f(х)=6х-х2 найдите при каких значениях х, f(х)>0, f(х)≤0.
3.Решите неравенство используя метод интервалов:
а) х(х-1)(х+2)<0 б) ≥0 в)<1.
4. При каких значениях в определено выражение +
5. При каких значениях параметра а уравнение 3х2+ах+а-3=0 имеет два различных корня?
Вариант 4
1.Решите неравенство :
а) х2+2х-12 <0 ; б) х2≥ 25
2.Дана функция f(х)=х2-2х найдите при каких значениях х, f(х)≥0, f(х)<0.
3.Решите неравенство используя метод интервалов:
а) х(х+1)(х-3)>0 б) ≤0 в)>1.
4. При каких значениях в определено выражение +
5. При каких значениях параметра а уравнение 4х2+ах+а-4=0 имеет два различных корня?
Контрольная работа №3 по теме «Целое уравнение и его корни»
Вариант 1.
1.Решите уравнение:
а) х3-25х=0 ; б) - -=1
2. Решите биквадратное уравнение : х4-4х2-45=0
3.Решите уравнение используя введение новой переменной :
а) (х2-7)2-4(х2-7)-45=0; б) (х2-х+1)( х2-х-7)=65.
4*. При каких значениях параметра а уравнение имеет один корень:
х4-6х2+а=0.
Вариант 2.
1.Решите уравнение:
а) х3-81х=0 ; б) - -=2
2. Решите биквадратное уравнение : х4-19х2+48=0
3.Решите уравнение используя введение новой переменной :
а)(х2-10)2-3(х2-10)+4=0 ; б) (х2+х+6)( х2+х-4)=144.
4*. При каких значениях параметра а уравнение имеет один корень:
х4-8х2+а=0.
Вариант 3.
1.решите уравнение:
(1-2х)(4х2+2х+1)=(2-2х)(4+4х)(х+2)
2.Решите уравнение указанным способом:
а) замена переменной: 2()2-7+5=0,
б) разложите на множители: )2-1=0
в) х4-9х2+18=0.
3*. При каких значениях параметра а уравнение имеет один корень:
ах2- (2а+6)х+3а+3=0.
Вариант 4.
1.решите уравнение:
(8х-16)(х2-1)=(4х2-2х+1)(2х+1)
2.Решите уравнение указанным способом:
а) замена переменной 5()2-7-3=0,
б) разложите на множители )2 -=0
в) х4+3х2-10=0.
3*. При каких значениях параметра а уравнение имеет два различных корня:
ах2+(4а-2)х +=0.
Вариант 5.
1.Решите уравнения:
а) 8х-(2+х2)(2-х2)=(х2-2х)+4х3;
б) )2-2)+1=0;
в) х3-3х2-4х+12=0;
г) 4х4-12х2+1=0
2. При каких значениях параметра а уравнение не имеет корней
(а-1)х2+2х +1=0 .
3. Решите уравнение: 4(2х- )4+7(2х-2-2=0.
Вариант 6.
1.Решите уравнения:
а) (1-х2)+12х=(х3-3х)(х3 +3х);
б) 4()2+5*+1=0;
в) х3+5х2-4х-20=0 ;
г) 12у4-у2-1=0
2. При каких значениях параметра а уравнение имеет два различных корня
ах2+2х -2=0 ;
3. Решите уравнение: 9(+ )4+14(+2-8=0
Контрольная работа №4 по теме: « Системы уравнений»
Вариант 1.
1.Решите систему уравнений:
2.Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника.
3. Не выполняя построения найдите координаты точек пересечения параболы у=х2+4 и прямой х+у=6.
4.*Решите систему уравнений
Вариант 2.
1.Решите систему уравнений:
2.одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны .Найдите стороны прямоугольника , если его площадь равна 120 см2.
3. Не выполняя построения найдите координаты точек пересечения параболы у=х2-8 и прямой х+у=4.
4.*Решите систему уравнений
Вариант 3.
1.Решите систему уравнений :
2.Басейн заполняется водой ,поступающей через две трубы. Одна труба может заполнить бассейн за 12 часов , а другая за 20 часов. За сколько часов заполниться бассейн работая одновременно ?
3.Решите графически систему уравнений :
4*.Решите систему уравнений:
Вариант 4.
1.Решите систему уравнений:
2.Вода , поступающая в первую трубу , может заполнить бассейн за 6 ч. , а вода , вытекающая из второй трубы , может его опорожнить за 15 ч.За сколько часов наполниться бассейн , если обе трубы будут одновременно открыты ?
3.Решите графически систему уравнений:
4*.Решите систему уравнений:
Вариант 5.
-
Решите систему уравнений:
-
Произведение двух чисел равно 10 , а их сумма составляет 70 % от произведения. Найдите эти числа.
-
Решите графически систему уравнений:
4.Решите систему уравнений:
Вариант 6.
-
Решите систему уравнений:
-
Если разделить возраст старшего брата на возраст младшего брата , то получится , а сумма их возрастов равна 30.Сколько лет каждому брату ?
-
Решите графически систему уравнений:
4.Решите систему уравнений:
Контрольная работа №5 по теме: « Арифметическая прогрессия».
Вариант 1.
1.Найдите а45 арифметической прогрессии (аn), если а1=65, d=-2.
2.Найдите S24 арифметической прогрессии: 42; 34; 26;…
3.Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (аn), в которой а1= 2,25 и а11=10,25 ?
4*.Найдите сумму членов с третьего по десятый включительно арифметической прогрессии: -3; -1; …
Вариант 2.
1.Найдите а32 арифметической прогрессии (аn), если а1=-9, d=4.
2.Найдите S14 арифметической прогрессии : -63; -58; -33…
3.Является ли число 35,8 членом арифметической прогрессии(аn), в которой а1= 23,6 и а22=11 ?
4*.Найдите сумму членов с третьего по десятый включительно арифметической прогрессии: 2; 7; …
Вариант 3.
1.В арифметической прогрессии (аn) а1=8 ,а11=104, d=3.Найдите n и Sn.
2. В арифметической прогрессии (аn) d=-7, n=-149.Найдите а1 и Sn.
3. В арифметической прогрессии 59; 55; 51; … найдите сумму всех её положительных членов.
4*.Найдите седьмой член арифметической прогрессии, если а3+ аn=20.
Вариант 4.
1.В арифметической прогрессии (аn) а1=5 ,аn=509, n =100.Найдите d и Sn.
2. В арифметической прогрессии (аn) d=3, n=15, аn=50.Найдите а1 и Sn.
3. В арифметической прогрессии -63; -58; -53; … найдите сумму всех её отрицательных членов.
4*.Запишите формулу n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии (аn) , если а2*а5=112, .
Вариант 5.
1. Градусные меры углов αn составляют арифметическую прогрессию, у которой α1=30о , α2=35о. Найдите .
2. В арифметической прогрессии аn=37,7-0,3n. Найдите наибольший отрицательный член этой прогрессии.
3. Сумма первых восьмидесяти трех членов арифметической прогрессии равна 5623.Найдите сумму первых восьмидесяти трех членов такой прогрессии , каждый член которой на 2 больше соответствующего члена данной прогрессии. ( ответ обоснуйте ).
4. В арифметической прогрессии вычислите: + 2а7а5+-(а8+а4)2
Вариант 6.
1. Градусные меры углов αn составляют арифметическую прогрессию, у которой α1=10о , α2=15о. Найдите
2. В арифметической прогрессии аn=0,7n-35,1. Найдите наименьший положительный член этой прогрессии.
3. Сумма первых ста семи членов арифметической прогрессии равна 4835.Найдите сумму первых ста семи членов такой прогрессии , каждый член которой на 3 меньше соответствующего члена данной прогрессии. ( ответ обоснуйте ).
4. В арифметической прогрессии вычислите: -4а1а9+-а172
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрическая прогрессия»
Вариант 1.
1.Найдите в9 геометрической прогрессии (вn) , если в1=-32 и g=1/2.
2. Найдите S6 геометрической прогрессии, если в1=2 и q=3.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; -12; 6
4. Представьте в виде обыкновенной дроби десятичную дробь
а)0,(27); в) 0,5(6)
5*.Найдите отношение суммы бесконечной геометрической прогрессии к сумме квадратов её членов, если в2=2 и q=-1/2.
Вариант 2.
1.Найдите в6 геометрической прогрессии (вn) , если в1=0,81 и g=-1/3.
2. Найдите S7 геометрической прогрессии , если в1=6 и q=2.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: -40; 20; -10;…
4. Представьте в виде обыкновенной дроби десятичную дробь
а)0,(153); в) 0,03(2)
5*.Найдите отношение суммы бесконечной геометрической прогрессии к сумме её членов с нечетными номерами, если в1=3 и q=1/3.
Вариант 3.
1.В геометрической прогрессии (вn) : в1=2, вn=1024, Sn=2046.Найдите q и n.
2. В геометрической прогрессии ( вn): в1=0,5, вn=256,q=2. Найдите n и Sn.
3. Найдите сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии : 1/16 ; 1/8;…
4.В бесконечной геометрической прогрессии в2=0,3 ; в3=-0,2.Найдите сумму этой прогрессии.
5*. Напишите формулу n-го члена и суммы n- первых членов геометрической прогрессии, если в3- в2=12 , 2в3+ в4=96.
Вариант 4.
1.В геометрической прогрессии (вn): в1=512, вn=1,Sn=1023.Найдите q и n.
2. В геометрической прогрессии (вn): в1=80, вn=5,q=0,5. Найдите n и Sn.
3. Найдите сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии : 32 ; 16;…
4.В бесконечной геометрической прогрессии в2=24; S=108.Найдите в1 и q..
5*. Напишите формулу n-го члена и суммы n- первых членов геометрической прогрессии, если в3*в4=27 , в19/ в17=9.
Вариант 5.
1.В геометрической прогрессии (вn): q=2, n=11,Sn=1023,5.Найдите в1 и вn.
2.В бесконечной геометрической прогрессии в1=15,S=18.Найдите q.
3.Второй член геометрической прогрессии составляет 20% от её первого члена. Сколько процентов составляет её пятый член от третьего?
4. Знаменатель геометрической прогрессии равен -0,5 , а первый член 64. Найдите сумму квадратов первых восьми членов этой прогрессии.
5. В геометрической прогрессии дите S24//S12
Вариант 6.
1.В геометрической прогрессии (вn) :q=1/3, n=3, Sn=121.Найдите в1 и вn.
2.В бесконечной геометрической прогрессии в1=18,n=3,S=121.Найдите вn.
3.Второй член геометрической прогрессии составляет 110% от её первого члена. Сколько процентов составляет её шестой член от четвертого?
4. первый член геометрической прогрессии равен , а знаменатель 2. Найдите сумму величин , обратных первым двадцати членам этой прогрессии.
5. В геометрической прогрессии S18/S9=7.дите .
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.