Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»

Изучение свойств функции и построение ее графика являются одним из самых замечательных приложений производной. Этот способ исследования функции неоднократно подвергался тщательному анализу. Основная причина состоит в том, что в приложениях математики приходилось иметь дело с более и более сложными функциями, появляющимися при изучении новых явлений. Появились исключения из разработанных математикой правил, появились случаи, когда вообще созданные правила не годились, появились функции, не имеющи... Целью изучения курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах является систематическое изучение функций, раскрытие прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций. Развитие функциональных представлений в курсе изучения алгебры и начал анализа на старшей ступени обучения помогает старшеклассникам получить наглядные представления о непрерывности и разрывах функций, узнать о непрерывности любой элементарной функции на области ее применения, научиться строить их графики и обобщить сведения об основных элементарных функциях и осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практики.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».









РЕФЕРАТ

«Полное исследование функции и построение её графика».











ВВЕДЕНИЕ


Изучение свойств функции и построение ее графика являются одним из самых замечательных приложений производной. Этот способ исследования функции неоднократно подвергался тщательному анализу. Основная причина состоит в том, что в приложениях математики приходилось иметь дело с более и более сложными функциями, появляющимися при изучении новых явлений. Появились исключения из разработанных математикой правил, появились случаи, когда вообще созданные правила не годились, появились функции, не имеющие ни в одной точке производной.

Целью изучения курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах является систематическое изучение функций, раскрытие прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций.

Развитие функциональных представлений в курсе изучения алгебры и начал анализа на старшей ступени обучения помогает старшеклассникам получить наглядные представления о непрерывности и разрывах функций, узнать о непрерывности любой элементарной функции на области ее применения, научиться строить их графики и обобщить сведения об основных элементарных функциях и осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практики.




  1. Возрастание и убывание функции

Решение различных задач из области математики, физики и техники приводит к установлению функциональной зависимости между участвующими в данном явлении переменными величинами.

Если такую функциональную зависимость можно выразить аналитически, то есть в виде одной или нескольких формул, то появляется возможность исследовать ее средствами математического анализа.

Имеется в виду возможность выяснения поведения функции при изменении той или иной переменной величины (где функция возрастает, где убывает, где достигает максимума и т.д.).

Применение дифференциального исчисления к исследованию функции опирается на весьма простую связь, существующую между поведением функции и свойствами ее производной, прежде всего ее первой и второй производной.

Рассмотрим, как можно находить интервалы возрастания или убывания функции, то есть интервалы ее монотонности. Исходя из определения монотонно убывающей и возрастающей функции, можно сформулировать теоремы, позволяющие связать значение первой производной данной функции с характером ее монотонности.

Теорема 1.1. Если функция y = f(x), дифференцируемая на интервале (a,b), монотонно возрастает на этом интервале, то в любой его точке
Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x ) >0; если она монотонно убывает, то в любой точке интервала Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x)<0.

Доказательство. Пусть функция y = f(x) монотонно возрастает на (a,b), значит, для любого достаточно малого Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0 выполняется неравенство:

f (x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) < f (x) < f (x+Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) (рис. 1.1).

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».

Рис. 1.1

Рассмотрим предел

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Если Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0, то Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0, если Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». < 0, то

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».< 0.

В обоих случаях выражение под знаком предела положительно, значит, и предел положителен, то есть Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x )>0, что и требовалось доказать. Аналогично доказывается и вторая часть теоремы, связанная с монотонным убыванием функции.

Теорема 1.2. Если функция y = f(x), непрерывна на отрезке [a,b]и дифференцируема во всех его внутренних точках, и, кроме того, Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x ) >0 для любого x ϵ (a,b), то данная функция монотонно возрастает на (a,b); если

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x ) <0 для любого xϵ (a,b), то данная функция монотонно убывает на (a,b).

Доказательство. Возьмем Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». ϵ (a,b) и Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». ϵ (a,b), причем Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».< Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».. По теореме Лагранжа

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(c) = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Но Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». (c)>0 и Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0, значит, Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0, то есть

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».. Полученный результат указывает на монотонное возрастание функции, что и требовалось доказать. Аналогично доказывается вторая часть теоремы.

  1. Экстремумы функции

При исследовании поведения функции особую роль играют точки, которые отделяют друг от друга интервалы монотонного возрастания от интервалов ее монотонного убывания.

Определение 2.1. Точка Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». называется точкой максимума функции

y = f(x), если для любого, сколь угодно малого Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»., Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». < 0, а точкаРеферат «Полное исследование функции и построение её графика». называется точкой минимума, если Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0.

Точки минимума и максимума имеют общее название точек экстремума. У кусочно-монотонной функции таких точек конечное число на конечном интервале (рис. 2.1).

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».

Рис. 2.1

Теорема 2.1 (необходимое условие существования экстремума). Если дифференцируемая на интервале (a,b) функция имеет в точке Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». из этого интервала максимум, то ее производная в этой точке равна нулю. То же самое можно сказать и о точке минимума Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Доказательство этой теоремы следует из теоремы Ролля, в которой было показано, что в точках минимума или максимума Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».= 0, и касательная, проведенная к графику функции в этих точках, параллельна оси OX.

Из теоремы 2.1 вытекает, что если функция y = f(x) имеет производную во всех точках, то она может достигать экстремума в тех точках, где Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».= 0.

Однако данное условие не является достаточным, так как существуют функции, у которых указанное условие выполняется, но экстремума нет. Например, у функции y = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». в точке x = 0 производная равна нулю, однако экстремума в этой точке нет. Кроме того, экстремум может быть в тех точках, где производная не существует. Например, у функции y = |x| есть минимум в точке x = 0, хотя производная в этой точке не существует.

Определение 2.2. Точки, в которых производная функции обращается в ноль или терпит разрыв, называются критическими точками данной функции.

Следовательно, теоремы 2.1 недостаточно для определения экстремальных точек.

Теорема 2.2 (достаточное условие существования экстремума). Пусть функция y = f(x) непрерывна на интервале (a,b), который содержит ее критическую точку Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»., и дифференцируема во всех точках этого интервала, за исключением, быть может, самой точки Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».. Тогда, если при переходе этой точки слева направо знак производной меняется с плюса на минус, то это точка максимума, и, наоборот, с минуса на плюс - точка минимума.

Доказательство. Если производная функции меняет свой знак при переходе точки Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». слева направо с плюса на минус, то функция переходит от возрастания к убыванию, то есть достигает в точке Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». своего максимума и наоборот.

Из вышесказанного следует схема исследования функции на экстремум:

1) находят область определения функции;

2) вычисляют производную;

3) находят критические точки;

4) по изменению знака первой производной определяют их характер.

Не следует путать задачу исследования функции на экстремум с задачей определения минимального и максимального значения функции на отрезке. Во втором случае необходимо найти не только экстремальные точки на отрезке, но и сравнить их со значением функции на его концах.

  1. Интервалы выпуклости и вогнутости функции

Еще одной характеристикой графика функции, которую можно определять с помощью производной, является его выпуклость или вогнутость.

Определение 3.1. Функция y = f(x) называется выпуклой на промежутке (a,b), если ее график расположен ниже любой касательной, проведенной к нему на данном промежутке, и наоборот, называется вогнутой, если ее график окажется выше любой касательной, проведенной к нему на данном промежутке.

Докажем теорему, позволяющую определять интервалы выпуклости и вогнутости функции.

Теорема 3.1. Если во всех точках интервала (a,b) вторая производная функции Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x) непрерывна и отрицательна, то функция y = f(x) выпукла и наоборот, если вторая производная непрерывна и положительна, то функция вогнута.

Доказательство проведем для интервала выпуклости функции. Возьмем произвольную точкуРеферат «Полное исследование функции и построение её графика». ϵ (a,b)и проведем в этой точке касательную к графику функции y = f(x) (рис. 3.1).

Теорема будет доказана, если будет показано, что все точки кривой на промежутке (a,b) лежат под этой касательной. Иначе говоря, необходимо доказать, что для одних и тех же значений x ординаты кривой y = f(x)меньше, чем ординаты касательной, проведенной к ней в точке Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».

Рис. 3.1

Для определенности обозначим уравнение кривой: Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». = f(x), а уравнение касательной к ней в точке Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».- f(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)

или

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».= f(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) + Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».).

Составим разность Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». и Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». -Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». = f(x) - f(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».).

Применим к разности f(x) - f(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) теорему о среднем Лагранжа:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». -Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) = (x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)[Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)],

где Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». ϵ (Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».,x).

Применим теперь теорему Лагранжа к выражению в квадратных скобках:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». -Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)(x-Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».), где Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». ϵ (Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».,Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».).

Как видно из рисунка, x >Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»., тогда x -Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0 и Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». > 0. Кроме того, по условию теоремы, Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».)<0.

Перемножая эти три множителя, получим, что Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»., что и требовалось доказать.

Определение 3.2. Точка, отделяющая интервал выпуклости от интервала вогнутости, называется точкой перегиба.

Из определения 3.1 следует, что в данной точке касательная пересекает кривую, то есть с одной стороны кривая расположена ниже касательной, а с другой - выше.

Теорема 3.2. Если в точке Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». вторая производная функции

y = f(x) равна нулю или не существует, а при переходе через точку Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». знак второй производной меняется на противоположный, то данная точка является точкой перегиба.

Доказательство данной теоремы следует из того, что знаки Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».(x) по разные стороны от точки Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». различны. Значит, с одной стороны от точки функция выпукла, а с другой - вогнута. В этом случае, согласно определению 3.2, точка Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». является точкой перегиба.

Исследование функции на выпуклость и вогнутость проводится по той же схеме, что и исследование на экстремум.

4. Асимптоты функции

В предыдущих пунктах были рассмотрены методы исследования поведения функции с помощью производной. Однако среди вопросов, касающихся полного исследования функции, есть и такие, которые с производной не связаны.

Так, например, необходимо знать, как ведет себя функция при бесконечном удалении точки ее графика от начала координат. Такая проблема может возникнуть в двух случаях: когда аргумент функции уходит на бесконечность и когда при разрыве второго рода в конечной точке уходит на бесконечность сама функция. В обоих этих случаях может возникнуть ситуация, когда функция будет стремиться к некоторой прямой, называемой ее асимптотой.

Определение. Асимптотой графика функции y = f(x) называется прямая линия, обладающая тем свойством, что расстояние от графика до этой прямой стремится к нулю при неограниченном удалении точки графика от начала координат.

Различают два типа асимптот: вертикальные и наклонные.

К вертикальным асимптотам относятся прямые линии x = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»., которые обладают тем свойством, что график функции в их окрестности уходит на бесконечность, то есть, выполняется условие: Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Очевидно, что здесь удовлетворяется требование указанного определения: расстояние от графика кривой до прямой x = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». стремится к нулю, а сама кривая при этом уходит на бесконечность. Итак, в точках разрыва второго рода функции имеют вертикальные асимптоты, например, y = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». в точке x = 0. Следовательно, определение вертикальных асимптот функции совпадает с нахождением точек разрыва второго рода.

Наклонные асимптоты описываются общим уравнением прямой линии на плоскости, то есть y = kx+b. Значит, в отличие от вертикальных асимптот, здесь необходимо определить числа k и b.

Итак, пусть кривая Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». = f(x) имеет наклонную асимптоту, то есть при xРеферат «Полное исследование функции и построение её графика». точки кривой сколь угодно близко подходят к прямой Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».= kx+b (рис. 4.1). Пусть M(x,y) - точка, расположенная на кривой. Ее расстояние от асимптоты будет характеризоваться длиной перпендикуляра |MN|.

Согласно определению,

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Но |MN| вычисляется довольно сложно, гораздо проще найти |MN|=|Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».|.

Из треугольника MNP следует, что

|MN|=|MP|cosРеферат «Полное исследование функции и построение её графика».,

так как Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».PMN = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Значит,

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Итак,

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».0.

Но выше было сказано, что

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».=|Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».|=| f(Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».) - (kx+b) |,

откуда следует, что

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».0.

Вынесем x в данном выражении за скобки:

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».( x |Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». - k - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».| )=0.

Так как по условию Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». 0, то Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».|Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». - k - Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».| =0.

Здесь Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». 0, следовательно, Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».|Реферат «Полное исследование функции и построение её графика». - k | =0, откуда получаем:

k = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика»..

Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».

Рис. 4.1

Зная k, рассмотрим снова предел: Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».|(f(x) - kx)-b | =0. Он выполняется лишь при условии, что b = Реферат «Полное исследование функции и построение её графика».[ f(x) - kx ].

Таким образом, найдены k и b, а с ними и уравнение наклонной асимптоты. Если k = 0, то получаем частный случай горизонтальной асимптоты

y = b. При невозможности найти хотя бы один предел (при вычислении k или b) делается вывод, что наклонной асимптоты нет.

Аналогично проводится исследование и при xРеферат «Полное исследование функции и построение её графика»..



5. Общая схема исследования функций

На основании приведенных результатов можно провести полное исследование функции с качественным построением ее графика. План этого исследования следующий:

1) находят область определения функции;

2) определяют точки разрывов функции и их характер;

3) находят корни функции;

4) определяют четность или нечетность функции;

5) проверяют функцию на периодичность;

6) вычисляют производную функции, находят ее критические точки, находят интервалы монотонности и экстремумы;

7) вычисляют вторую производную функции и по ней определяют интервалы выпуклости, вогнутости и точки перегиба;

8) находят асимптоты функции;

9) по полученным данным строят качественный график исследуемой функции.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Над этой темой работали многие ученые и философы. Много лет назад произошли эти термины: функция, график, исследование функции и до сих пор они сохранились, приобретая новые черты и признаки.

Изучение поведения функций и построение их графиков является важным разделом математики. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решить многие задачи и парой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес.

Материал, связанный с построением графиков функций, в средней школе изучается недостаточно полно с точки зрения требований предъявленных на экзаменах. Поэтому задачи на построение графиков не редко вызывают затруднение у поступающих. Основываясь на этом факте, эта тема является необходимой для подробного рассмотрения.






© 2010-2022