- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта по математике на тему Уравнение (5 класс)
Технологическая карта по математике на тему Уравнение (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Миннегулова З.М. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики в 5 классе по теме « Уравнение» (Виленкин Н.Я., Жохов В.И.)
Тема урока
Уравнение
Тип урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель: формировать умение решать уравнения; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последова-тельность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно до-говариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полученную на уроке)
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Уметь решать уравнения.
Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с по-мощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ра-ботать по коллективно составленному плану; оценивать правильность вы-полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; плани-ровать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить не-обходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предполо-жение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; познавательные - уметь ориентиро-ваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с по-мощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из матема-тических текстов необходимую информацию; использовать знаковосимво-лические средства; строить логическую цепочку рассуждений.
Уметь осуществлять са-мооценку на основе кри-терия успешности учеб-ной деятельности; осоз-навать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/ неуспе-ха в учебной деятельнос-ти .
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
•Учебник Н.Я.Виленкина «Математика. 5 класс»;
-
Т.М.Ерина. Рабочая тетрадь по математике.
-
Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н.Я.Виленкина и др.
-
Тесты по математике к учебнику Н.Я.Виленкина и др. Интерактивная доска
Основные понятия
Уравнение, корень уравнения, решить уравнение
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Мотивация к учебной деятельности.
Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней по-требности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки.
Деятельность учителя
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет. (С.Маршак)
- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок. Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
Деятельность учащихся
Анализировать стихотворение и высказать свое мнение.)
Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуально-го затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Деятельность учителя: организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний
Прежде чем смело к задачам идти,
Тему из букв ты сумей усобери!
562 - (233 + 162) Е
(612 + 276) - 412 У
713 + (87 + 189) А
682 - (364 + 282) И
65 + 431+ 35 + 69 Н
276 + 398 Р
476 - 239 В
476
674
989
237
600
167
600
36
167
У р а в н е н и е
у + 35 k -15 d - 27 = 45 17 + b c + 16 =31
Рассмотрите записи, выберите лишнее. Объясните своё решение.
Как найти неизвестное слагаемое? c + x = b Надо из суммы вычесть известное слагаемое x = b - c
Как найти неизвестное уменьшаемое? x - c = b Надо к разности прибавить вычитаемое x = b + c
Как найти неизвестное вычитаемое? c - x = b Надо из уменьшаемого вычесть разность c - b = x
Деятельность учащихся
Решают примеры, к каждому числу записывают буквы и читают тему урока.
Отвечают на вопрос.
Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. Отвечают на вопросы.
Формирование УУД
Познавательные УУД : - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известно-го с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; всту-пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные - уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке, высказывать свое предполо-жение
Личностные УУД - формулировать собственное мне-ние и аргументировать его.
Предметные - уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий (сложения и вычитания) и находить его значение
3 ЭТАП. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: создать условия для составления совместного плана действий; организовать уточнение следующего шага учебной деятельности.
Деятельность учителя: организует уточнение сле-дующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.
На экране дата и запись: «Уравнение»
Презентация ( слайд)
Сегодня мы находим корни уравнения.
Если в равенство входит буква, то равенство может быть верным при одних значениях этой буквы и не-верным при других ее значениях.
Например, равенство х + 3 = 7 верно при х = 4 и неверно при х = 2.
Уравнение - равенство, содержащее букву, значе-ние которой надо найти.
Значение буквы, при котором из уравнения получа-ется верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
Например, корнем уравнения х + 2 = 5 является число 3.
Решить уравнение - значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня)
Разделите уравнения на группы, в которых неиз-вестный компонент находится одинаковым дей-ствием
1) x + 12 = 45 2) b - 19 = 60
3) 256 - (y + 112) = 25 4) 60 = b + 19
5) k - 0 = 92 6) 162 = c - 47
7) 154 + x = 154
Проверка
1-ая группа 2 -ая группа 1) x + 12 = 45 2) b - 19 = 60 4) 60 = b + 19 5) k - 0 = 92 7) 154 + x = 154 6) 162 = c - 47
Почему уравнение под номером 3 не вошло ни в одну из группы?
Решим уравнение (х + 15) + 14 = 56 двумя способа-ми
1-й способ 2-й способ
(х + 15) + 14 = 56 (х + 15) + 14 = 56
х + 15 = 56 - 14 х + 15 + 14 = 56 х + 15 = 42 х + 29 = 56 х = 42 - 15 х = 56 - 29 х = 27 х = 27
Решим уравнение (х + 65) - 28 = 45 двумя способа-ми
1-й способ 2-й способ
(х + 65) - 28 = 45 (х + 65) - 28 = 45 х + 65 = 45 + 28 х + 65 - 28 = 45 х + 65 = 73 х + 37 = 45 х = 73 - 65 х = 45 - 37 х = 8 х = 8
Деятельность учащихся
Записывают в тетради дату и тему урока
Составляют и проговари-вают план действий с помощью учителя.
Слушают объяснение
Отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют задания в тетрадях.
Формирование УУД
Регулятивные - уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; опреде-лять последовательность промежуточных целей с уче-том конечного результата.
Познавательные - осознанно и произвольно строить речевые высказывание.
Личностные - осознавать ответственность за общее дело.
Предметные - знать определение уравнения, корня уравнения, что значить решить уравнение; правила сложения и вычитания; уметь выделять неизвестный компонент арифметических действий и находить его значение.
4 ЭТАП. Физкультминутка: Цель- переключение внимания, снятие синдрома усталости.
5 ЭТАП. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели: реализовть построенный прект в соответствии с планом; закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление воз-никшего затруднения.
Деятельность учителя:
Организует реализацию построенного проекта в со-ответствии с планом, подводящий диалог, фиксиро-вание нового знания в речи и знаках
А теперь выполним задания в рабочей тетради.
Работа с учебником: п.10, с. 58 - 60.
66 - (х - 13) = 25 х = 54 (65 - у) + 19 = 48 у = 36 (х + 14) - 5 = 16 х = 7
Деятельность учащихся
Ребята выполняют рабо-ту в своих тетрадях, све-ряются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную про-верку. В случае ошибки - помогает разобраться соседу по парте.
Формирование УУД
Познавательные - уметь добывать новые знания (на-ходить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уро-ке)
Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные - уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке; работать по коллективно сос-тавленному плану.
Предметные - уметь решать уравнения.
6 ЭТАП Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Деятельность учителя
- Что изучали сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить учащихся …
Деятельность учащихся
.
Формирование УУД
Познавательные - Обобщают полученные знания.
7 ЭТАП. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Деятельность учителя
Оцените свое отношение к уроку и насколь-ко комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей само-оценки на выданном вам кружочке один из вариантов смайликов. Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то изо-бразите улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что не достаточно усвоили мате-риал, то нарисуйте равнодушный смайлик.
Если вы считаете, что не поняли тему се-годняшнего урока, то грустный смайлик..
Спасибо за урок.
Деятельность учащихся
Дети изображают смайлики и размещают их на доске.
Регулятивные - уметь оценивать правильность вы-полнения действия на уровне адекватной ретроспек-тивной оценки.
Личностные- сформировать рефлексивную само-оценку деятельности на уроке,развивать умение вы-ражать настроение, анализировать его изменение в течение урока, понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности
8 ЭТАП Домашнее задание. П.10 Стр.58 - 60, № 395 пис.
Cоставила Миннегулова З.М. (МБОУ «Старокаширская СОШ» , Сармановский район, РТ)