Методическая разработка Рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 4»



Методическая разработка



Рейтинговая система оценивания знаний учащихся




Выполнила: Е.Н. Шолохова,

учитель математики,

первая квалификационная категория




Шелехов-2015

Система оценивания - механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой связи учениками.

Цель моделирования: создание эффективной системы получения и распространения полной и достоверной информации о качестве образования в ОУ и обеспечение развития ОУ.

Задачи: -изучить требования ФГОС

к личностным, метапредметным, предметным результатам;

- определить компоненты системы оценивания

достижений учащихся;

- описать особенности системы оценивания

достижений учащихся.









Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят

методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные - среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.

В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования.

С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.

Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок

Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет

отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)

дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);

недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа

корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;

незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам

определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов

планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;

узкий диапазон школьных оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);

большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки

повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в школе;

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах (положение о контрактной системе оценивания), где прописывают порядок оценивания учебных достижений, уровня знаний,умений и навыков учащихся при текущем и итоговом контроле успеваемости учащихся по предметам и разработано на основе: закона РФ «Об Образовании», действующего Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательного учреждения РФ и нормативных требований по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и образовательным областям. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:

Виды работы

Количество баллов

Посещение уроков

0,5 балла за урок

Ведение тетради

1 балл за урок

Работа на уроке

До 10 баллов

Решение задач

До 10 баллов

Сообщение

5-10 баллов

Исследовательская работа в группе

До 10 баллов

Самостоятельная исследовательская работа

30-50 баллов

Контрольная работа

До 30 баллов

Выполнение домашнего задания

5 баллов

Выполнение заданий из банка зданий

Не ограниченно

Доказательство теорем и вывод формул

До 10 баллов

Участие в олимпиадах и конкурсах

50-70 баллов

Компьютерное тестирование

определяет компьютер

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:

Пропуск урока по неуважительной причине

-20 баллов

Опоздание на урок по неуважительной причине

-10 баллов

Нарушение дисциплины на уроке

-10 баллов

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в аттестат, классный журнал, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам.

Количество набранных процентов

Отметка

96%-100%

5

75%-95%

4

50%-74%

3

До 50%

2

Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся могут купить себе льготы на следующую четверть:

+1 балл за контрольную работу

+1 балл за самостоятельную работу

Помощь учителя во время выполнения контрольной работы

Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы

Право выходить к доске по желанию

+5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы - значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.





























Приложение 1.

Например:
Лист контроля успеваемости по геометрии за 1 полугодие 2014 -201 5 учебный год, учащихся 10 класса.

№ п/п

Виды зачетной работы

Максимальный балл (%)

Оценка работы

(учитель выставляет оценку после каждой проверки)

Подпись учителя

Подпись обучающегося

Ознакомлен(а)

Подпись родителей

1

Тест 1. Аксиомы стереометрии и следствия из них.

5


2

Тест 2 Прямые в пространстве.

5


3

Тест 3. Параллельность прямых и плоскостей

5


4

Контрольная работа № 1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

30


5

Зачет по теории № 1

3


6

Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

30


7

Тест 4

Перпендикулярность прямой и плоскости.

5


8

Тест 5. Перпендикуляр и наклонные.

5


9

Домашняя контрольная работа № 3 по теме «Угол между прямой и плоскостью»

12


Итого:

100%


Дополнительные оценки за следующие виды работ:

1

Посещение уроков

0,5 балла за урок


2

Ведение тетради

1 балл за урок


3

Работа на уроке

До 10 баллов


4

Решение задач

До 10 баллов


5

Сообщение

5-10 баллов


6

Исследовательская работа в группе

До 10 баллов


7

Самостоятельная исследовательская работа

30-50 баллов


8

Выполнение домашнего задания

5 баллов


9

Выполнение заданий из банка зданий к ЕГЭ

Не ограниченно


10

Доказательство теорем и вывод формул

До 10 баллов


11

Участие в олимпиадах и конкурсах

50-70 баллов


12

Компьютерное тестирование

определяет компьютер










Для учителя

Мониторинг успеваемости по геометрии за 1 полугодие, 10 класс.

№ п/п

Ф.И.

Тест 1

Оценка

















1

Амосова А













2

Азизова Н













3

Ашрапова л













4

Богомолов И













5

Горбачев С













6

Госьков Ю













7

Григорьев Н













8

Ершов Е













9

Лабунский А













10

Мироненко В













11

Михалев В













12

Овчинникова К













13

Сафронов А













14

Сокольникова Д













15

Тюрина Е













16

Ушакова Е













17

Хаблак С













18

Шаламов Д













19

Щукин В



















© 2010-2022