ИКТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШАЮЩАЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ИКТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШАЮЩАЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ   В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников в области, содержащих актуальную научную и учебную информацию.    Информационные технологии с...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полякова Людмила Анатольевна

Г. Йошкар-Ола

ГБОУ СПО РМЭ

«Йошкар-Олинский

строительный техникум»

ИКТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПОВЫШАЮЩАЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников в области, содержащих актуальную научную и учебную информацию.

Информационные технологии способствуют совершенствованию практических компетенций; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к занятиям, так и к профессиональным модулям; активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Создавать эффективную образовательную среду без использования информационно - коммуникационных технологий нельзя. Для преподавателя это: экономия времени на объяснение учебного материала; повышение качества усвоения учебного материала; комплексное воздействие на восприятие. Для обучающихся это: стимулирование активной позиции при изучении материала за счет самостоятельной работы; комплексное воздействие на восприятие обеспечивает быстрое усвоение материала и его длительное запоминание.

Актуальность использования информационно - коммуникационных технологий в образовании определяется следующими причинами:

  • исключительно широкими возможностями информационных и телекоммуникационных технологий по индивидуализации образования;

  • повышением мотивации обучающихся при использовании информационных и телекоммуникационных технологий и усилением эмоционального фона образования;

  • предоставлением широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;

  • обеспечением широкой зоны контактов; в потенциале возможность общения через Интернет с любым человеком, независимо от его пространственного расположения и разности временных поясов;

  • возможностью комплексного воздействия на различные органы чувств;

  • высокой наглядностью представления учебного материала, особенно при моделировании явлений в динамике, демонстрации быстротекущих и очень медленных процессов (возможность трансформации времени), объёмных или наоборот микроскопических объектов (возможность трансформации пространства); высокая наглядность обеспечивает возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений;

  • всё возрастающими интерактивными возможностями информационных технологий;

  • доступностью информационных технологий в любое удобное обучающемуся время;

  • ускорением и сокращением массы рутинных операций (например, таких, как производство объёмных вычислений, построение графиков, моделирование явлений, документирование результатов обучения и исследований и др.);

  • лёгкостью и привычностью организации игровых форм обучения.

С точки зрения использования ИКТ на учебном занятии, представляется целесообразным разделить эти занятия на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Занятия демонстрационного типа. Для его проведения требуется наличие лаборатории или кабинета, оснащенного компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком занятии информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов. Еще более популярным стало создание преподавателем презентаций к своим занятиям.

2. Уроки компьютерного тестирования. Тестирование - это один из видов контроля знаний. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе преподаватель - обучающийся. Программным обеспечением служат тестовые программы. В техникуме имеется тесты по различным дисциплинам. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу.

3.Занятия тренинги или конструирования. Этот тип занятий проводится в компьютерном кабинете или лаборатории. Программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Обучающиеся индивидуально или в группе работают конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели.

4. Интегрированные занятия. Интегрированные занятия проводятся, как правило, в кабинете или лаборатории, где обучающиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ МS-ОFFIC, они проводят целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого-либо процесса. Такие занятия обычно проводят преподаватели специальных дисциплин и преподаватель информатики. В учебных планах основных профессиональных образовательных программ по специальностям СПО немало профессиональных модулей, которые полезно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких дисциплин, именно в таких случаях интегрированные занятия достигают своей цели.

Использование ИКТ на занятиях позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на занятии; усовершенствовать контроль знаний; сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

И как следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся.

Место и роль компьютерных материалов в ходе обучения определяется прежде всего из дидактических целей и задач педагогического процесса (от потребностей занятия к компьютеру, а не наоборот!). А исключительные технические и психолого-дидактические возможности компьютера как средства обучения важно педагогу почувствовать и организовать во благо обучающихся. Чувство меры и педагогического такта в применении компьютерных технологий особенно необходимы.

Рассмотрим некоторые способы использования ИКТ.

  1. Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения в образовании являются: одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации; возможность симулировать сложные реальные эксперименты; визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.

Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.

  1. Использование компьютерных телекоммуникаций оказалось наиболее перспективным в системе дистанционного обучения и во внеучебной деятельности. С учетом возможности компьютера на качественно новом уровне стал развиваться метод проектов. Проектная деятельность обучающихся - современный способ стимулирования интереса к дисциплине через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности.

  2. Интерактивная доска - это современное средство обучения, способствующее повышению качества обучения, удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий на всех его этапах. Она не только совмещает в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет вносить пометки и изменения во время обсуждения поверх проецируемого на доску изображения, управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая занятия, сохранять материал в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, распечатки. При изучении новой темы чертежи, рисунки, схемы опытов можно готовить заранее на доске и проецировать во время занятия. При объяснении нового материала их легко комментировать, дополнять надписями, выводами. Процесс решения задач также проходит быстрее, т.к. условия и этапы решения тоже можно приготовить заранее, а значит, можно обсудить больше задач. К тому же сохранённая информация позволяет обучающимся не раз обратиться к материалу занятия в удобное для них время.

Преподавателями техникума разрабатываются циклы занятий с использованием интерактивной доски, используется метод компьютерного тестирования для контроля знаний студентов, создаются тематические презентации, применяются ИКТ при объяснении нового материала, созданы мультимедийные фильмы. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Результаты использования ИКТ рассматриваем по следующим направлениям: формирование мотивации обучения, интенсификация учебного труда, индивидуализация учебного труда.

Мотивация обучения в условиях использования ИКТ реализуется через достижение привлекательности обучения, повышение ответственности к представляемому результату обучения, рост престижности учебной деятельности; создание таких стимулов, которые побуждают к изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей, формируют интерес и позитивное отношение к познавательной деятельности.

Интенсификация обучения предполагает расширение объемов знаний за счет уплотнения учебной информации через преподнесение ее разными способами и в различных формах, включая гипертексты и мультимедиа. При этом обеспечивается повышение производительности переработки исходной учебной информации, а в итоге - повышение технологичности всей учебной деятельности.

Индивидуализация обучения проявляется в том, что ИКТ позволяют скорректировать ход обучения на основе обратной связи в соответствии с индивидуальными результатами обучения в ходе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателя.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс дает ощутимые положительные результаты. Ведь само повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства педагога создает нам условия для творческого роста участников образовательного процесса через использование информационных технологий, и, как следствие - повышение качества образования.

Библиографический список

  1. Боженюк А.В., Котов Э.М., Целых А.Н. Интеллектуальные Интернет-технологии. Учебник / А.В. Боженюк, Э.М. Котов, А.Н. Целых. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 381с.

  2. Корчажкина О.М. Научно-методический сборник «Профессиональная деятельность учителя в условиях информатизации образования» / О.М. Корчажкина. - М.: Издательство «ГЛОССА-ПРЕСС», 2010. - 398с.

  3. Моисеева М.В. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс/ Моисеева М.В., Степанов В.К., Патаракин Е.Д., Ишков А.Д., Тупицин Д. Н.; Институт ЮНЕСКО поинформационным технологиям в образовании- М.:Изд.дом «Обучение-Сервис», 2008.- 256с.

  4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.

© 2010-2022