Разработка урока математики в 5 классе по теме Делимость суммы и разности

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 159» Советского района г.Казани












Урок математики

Тема: «Делимость суммы и разности»

( 5 класс )





Учитель математики

первой квалификационной категории

Карелина С.П.







Казань

2015


1. Организационный момент.

Ребята, чтобы нам настроиться на урок, проведем с вами энергизатор «на удачу»:

1.хлопать в ладоши 5 раз

2. помассировать пальцы рук и ушные раковины

3. снова похлопать в ладоши.

Проверка домашнего задания

по образцу:

Если все также и делал дома сам, то ставим «5»

Если все также, но кто-то дома помогал, то «4»

Если 1 ошибка, то «4»

Если 2 ошибки, то «3»

Если больше двух ошибок, то «-».

Сколько 5? Сколько 4? Сколько 3?

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работу над делимостью суммы и разности чисел, вспомним, что знаем, расширим эти знания, открыв новое свойство, напишем небольшую самостоятельную работу.

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Внимание на доску!

На доске написаны высказывания.

1) ( 44 + 304 ) : 2

2) ( 44 + 22 88 ) : 11

3) ( 549 - 81 ) : 9

_

4) ( 44 + 60а ) : 4

5) ( 246 + 44 ) : 6

1) Поиграем в пятый лишний.

Какие вы молодцы, ребята! Как много вы увидели!

Такие вы внимательные, наблюдательные.

2) А теперь определите: истинность высказываний (определяют).

Так в пятом высказывании мнения разошлись!

- Почему в первых четырех примерах было единое мнение? (знаем свойство)

- Какое? (говорят)

- А чем пятый пример отличается от предыдущих? (отвечают)

- Почему он вызвал затруднение? (не знаем такого свойства)

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? (говорят)

Это и есть тема нашего урока. Открыли тетради , записали число и тему

«Деление суммы и разности, когда одно число делится, а другое не делится на какое-то число».

- Ребята, как можно узнать, делится ли сумма или разность на число?

(Вычислить)

Давайте попробуем!

По вариантам на планшетах

I вар II вар

Определить истинность высказываний:

(450+14):5 (321-35):5

(Л) (Л)

- Попробуйте сформулировать в виде общего свойства (говорят)

- А рассмотренными примерами мы доказали это свойство? (нет)

- Почему? (это высказывание общего вида)

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Правильно. Значит, это всего лишь гипотеза. Что же нам делать, чтобы использовать это свойство для любого примера? (доказать в общем виде)

- Какие методы доказательства общих утверждений мы знаем? (перебора, проб и ошибок, введение обозначений)

- Какой метод нам подойдет?

(введение обозначений)

- Введем обозначения. Сколько чисел? (3)

- Какими буквами обозначим? (а, в, с)

Работаем на планшетах.

- Что предполагаем (одно число делится на с, второе число не делится на с)

_

- Какое делится? Какое не делится? (например, а:с, в:с)

- Запишите на математическом языке (пишут на планшетах), я на доске.

- Что нам нужно доказать? (говорят)

- Ребята, давайте предположим, что сумма чисел а и в делится на с, запишите это на математическом языке (пишут (а+в):с)

- Применив 1 свойство делимости суммы и разности, составьте разность между этой суммой и числом а (пишут ((а+в)-а):с)

Упростив левую часть, что получим? (говорят, в:с)

_

Посмотрите а по условию в:с, а мы получили? (говорят , в:с)

- Что получили? (противоречие)

- В чем причина? (предположили неверно)

- А что предположили? (говорят (а+в):с)

_

- Значит, (а+в):с. Что и требовалось доказать.

Ребята, такой метод доказательства математики называют методом «от противного». Аналогично доказывается делимость разности.

- Итак, что мы доказали? (говорят свойство) _ _

- Запишите это свойство на математическом языке (пишут если а:с, в:с, то (а+в):с)

Эта запись будет, как опорный конспект (открываю таблицу).

- На какие вопросы мы можем быстро теперь дать ответ? (делится или не делится)

- Требуется ли теперь, зная новое свойство, вычислять значение суммы или разности? (нет)

Откройте учебники на странице 106 и прочитайте 2е свойство делимости суммы и разности.

Посмотрите, мы точно как в книге сформулировали и доказали новое для нас свойство. Какие вы молодцы, ребята!

Вернемся к пятому высказыванию, которое вызвало у вас затруднение. Так какое это высказывание - истинное или ложное? (говорят, что ложное).

Почему? (отвечают, проговаривают свойство).

3. Первичное закрепление во внешней речи.

На доске выставляю карточки с примерами.

Известно, что одно из данных выражений не кратно 7, какое? (отвечают, говорят свойство).

Переворачиваю правильно выбранную карточку, где на обратной стороне написано «Молодцы!».

Выполним устно №487 (3, 4), обосновывая свои выводы.

Выполняем № 488 (7, 8) на доске и в тетрадях, проговаривают свойство.

Физкультминутка. Ученики встают; задание: если сумма (разность) делится на 4, то поднимаемся на носки, потянулись; если не делится- руки опускаем вниз с наклоном и расслаблением (на доске записаны примеры).

4. Самостоятельная работа в парах с проверкой по эталону.

Выполняют № 488 (1, 2, 3), дополнительный номер 510.

Учащиеся меняются тетрадями, сверяют с эталоном, исправляют ошибки.

Если все правильно, то ставим соседу «5».

Если одна ошибка, то ставим «4».

Если более одной, то «-».

Сколько «5»?

Сколько «4»?

Сколько «-»?

В каком примере допустили ошибку?

Кто решил дополнительный номер?

Напишите свой ответ на планшете и сдайте мне.

5. Включение в систему знаний и повторение.

Решаем №489, 506 (одно на выбор).

6. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что нового узнали на уроке? (говорят).

Какой метод позволил нам вывести свойство? (говорят). Какое задание больше понравилось? (говорят).

Оцените свою работу на уроке (оценивают).

Домашнее задание: параграф 2 пункт 2 №509, 510, 514 (на выбор)

дополнительно: №519, доказательство делимости разности.

Спасибо, до свидания!



© 2010-2022