Пояснительная записка-5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике, для обучающихся 5 В класса, составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

  2. Примерной программы по учебным предметам. Математика.5-9 классы: проект.-2-е изд., - М.: Просвещение, 2010г.

  3. Программа к завершённой предметной линии учебников по математике для обучающихся 5 класса, под редакцией Н.Я. Виленкина. (Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [авт.-сост. Т.А.Бурмистрова].- М.: Просвещение, 2011.).

  4. Надпредметная программа «Основы смыслового чтения. Работа с текстом».

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что служит базой для изучения математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни. Обучение математике даёт возможность развивать у учащихся точную, экономичную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Учебник математики под редакцией Н.Я. Виленкина написан понятным, доступным языком для обучающихся, что позволяет реализовать программу в полной мере.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Особенность построения курса состоит в том, что основной целью является введение метапредметного направления.

Задачи курса:

  • Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе

  • Выработать умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами. Закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

  • Познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей

  • Выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей

  • Выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

  • Сформировать умения решать простейшие задачи на проценты.

Общая характеристика учебного курса

В ходе преподавания математики в 5 классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения. Теоретический материал курса излагается на наглядно - иллюстративном уровне, математические методы и законы сформулированы в виде правил выделенных в тексте.

Одним из приоритетных направлений в обучении математики в 5 классе является формирование навыков осуществления различного вида вычислений с помощью всевозможных вычислительных способов и средств. Содержание курса 5 класса нацелено на достижение основной предметной компетенции - вычислительной, а также метапредметных и личностных результатов обучения.

При изучении курса учащиеся должны иметь представление:

  • о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;

  • об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • о достоверных, невозможных и случайных событиях;

  • о плоских фигурах и их свойствах.

Учащиеся должны уметь:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

  • составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;

  • решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);

  • строить дерево вариантов в простейших случаях;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • определять длину отрезка, величину угла;

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, перешедших на новые образовательные стандарты, предусматривает обязательное изучение математики в 5 классе в количестве 5 часов в неделю, всего - 175 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как всё больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, наука). Математика становится профессионально значимым предметом.

В данном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • самостоятельной работы с математическим текстом, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • формирование умения ясно и точно излагать свои мысли; развитие креативного мышления.

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие критического и логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Метапредметные результаты:

коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, с товарищами;

  • учиться работать в группе, в паре;

познавательные:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

регулятивные:

  • уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;

  • уметь планировать;

  • уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • уметь осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Предметные результаты:

  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами,

  • переводить практические задачи на язык математики;

  • подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

  • владение базовым понятийным аппаратом (натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, прямая, луч, отрезок, угол); владение символьным языком математики; владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений; владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.

ученик научится выполнять

ученик получит возможность

арифметические действия с натуральными числами, находить степени с натуральным показателем, уметь решать текстовые задачи арифметическими способами.

переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условия с помощью схем, строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять самоконтроль.

Выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, уметь находить проценты от величины и величину по её проценту.

Моделировать в графической предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби, осуществлять поиск информации (СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их, проводить исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты.

Сравнивать рациональные числа, производить арифметические действия с ними.

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами.

Находить зависимости между величинами и представлять их в виде формул

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам.

Находить неизвестные компоненты арифметических действий, корни уравнений, числовые значения буквенных выражений.

Решать уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Строить дерево вариантов в простейших случаях.

Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, находить наибольшие и наименьшее значения величин, выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций.

Изображать геометрические фигуры, вычислять периметр многоугольника, градусную меру угла, площадь фигуры, объём многогранника.

Изготавливать пространственные фигуры из развёрток, приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире, моделировать геометрические объекты, использовать компьютерные моделирования и эксперимент для изучения свойств математических объектов.


Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

мини проекты

метапредметные контрольные работы

Предметные

самостоятельные работы

исследовательские задания

контрольные работы

тесты

Содержание курса

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Натуральные числа (15 часов). Систематизировать знания учащихся о натуральных числах; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начать формировать умения: начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее каждому штриху на координатном луче.

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час). Закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Закрепить алгоритмы арифметических действий над многозначными числами, т.к. это является базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начать алгебраическую подготовку: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений.

Умножение и деление натуральных чисел (27 часов). Закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами (умножение и деление многозначных чисел, квадрат и куб числа). Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи арифметическими способами. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. При решении задач с помощью уравнений, выполняются преобразования буквенных выражений.

Площади и объёмы (12 час). Расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объёмов и систематизировать сведения о единицах измерения. Научить находить объем, длину стороны.

Обыкновенные дроби (23 часа). Дать понятие "дробь", "числитель", "знаменатель", "правильная и неправильная дробь", "смешанное число". Научить складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем.

Десятичные дроби (39 часов). Дать понятие "десятичная дробь", "сравнение", "округление". Научить выполнять простейшие действия с десятичными дробями, сравнивать десятичные дроби, находить среднее арифметическое. Решать текстовые задачи, данные которых выражены десятичными дробями.

Инструменты для вычислений и измерений (20 час). Дать понятия: "угол", "градусная мера", "проценты", "диаграммы". Выполнять построение и измерение углов. Оперировать процентами, решать три вида задач на проценты. При работе с диаграммами использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

Повторение. Решение задач. (18 часов).

В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по математике для 5 класса в соответствии с целями и задачами образования внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых, не превышает 15%:

Учебный раздел

Дидактическая единица

Объём учебного времени

Причина корректировки


Повторение курса математики начальной школы.

+4

Результаты итоговой аттестации обучающихся по итогам 4 класса, требующие увеличения количества времени на повторение материала за курс начальной школы

Инструменты для вычислений и измерений.

Таблицы и диаграммы

+3


Обогащение содержания программы за счёт углублённого изучения темы, расширения изучаемой области знаний


Итоговое повторение

-2

Организация повторения начинается раньше совместно с приобретением новых знаний по предыдущей теме.

Итого

5

Тематический план курса

Основные разделы

Количество часов

Количество

Контрольные работы

Тестов

Самостоятельные работы

1

Натуральные числа и шкалы

15

1

1

3

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

2

3

4

3

Умножение и деление натуральных чисел

27

2

2

4

4

Площади и объёмы

12

1

3

5

Обыкновенные дроби

23

2

2

4

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

1

3

3

7

Умножение и деление десятичных дробей.

26

2

2

5

8

Инструменты для вычислений и измерений.

20

2

3

9

Повторение. Решение задач.

18

1

1


Итого:

175

14

14

29

1 полугодие

80

6

6

14

2 полугодие

95

8

8

15





Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

для 5 класса под редакцией Н. Я. Виленкина. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [авт.-сост. Т.А.Бурмистрова].- М.: Просвещение, 2011.

Учебник, учебное пособие

Учебник «Математика - 5» авторов Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Швацбурда (М.: Мнемозина, 2012). mnemozina.ru/work/catalog/253/257/3796

Рабочая тетрадь для обучающихся

Рудницкая, В.Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №1: учебное пособие для образовательных учреждений/ В.Н.Рудницкая.-М.:Мнемозина,2011. Рудницкая, В.Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2: учебное пособие для образовательных учреждений/ В.Н.Рудницкая.-М.:Мнемозина,2011.

Электронное приложение к УМК

Уроки математики с применением информационных технологий. 5-6 классы. - М.: Планета, 2010

Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Л.И.Горохова и др.-2-е изд, стереотип. -- М.:Издательство «Глобус», 2010

Дидактический материал

А.С. Чеснокова Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков.- М.:Академкнига/Учебник, 2011.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. Контрольные работы по математике - 5. Издательство «Экзамен» Москва, 2011.

Жохов, В.И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся./ В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева.- М.: Мнемозина, 2011

Математика: Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5 классов/ Ф.Ф. Лысенко и др. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.

С.С. Минаева 20 тестов по математике. Ко всем учебникам по математике за 5-6 классы. Издательство «Экзамен» Москва, 2013.

В.Н.Рудницкая Рабочая тетрадь№1 для контрольных работ по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. Издательство «Экзамен» Москва, 2013.

В.Н.Рудницкая Рабочая тетрадь №2 для контрольных работ по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. Издательство «Экзамен» Москва, 2013.

Методическое пособие с поурочными разработками

Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. Л.П.Попова (М.: Вако, 2011).

Список используемой литературы

Журнал «Математика в школе» 2011 -2012

Вероятность и статистика Е.А. Бунимович, В. А. Булычев.

Дополнительные материалы к уроку математики. Избранные темы школьного курса. Исторические очерки. 5 - 11 классы. Р. Рязановский, Е. А. Зайцев.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

school-collection.edu.ru/regional/

fcior.edu.ru/catalog/meta/4/p/page.html

spheres.ru

edu - Российское образование» Федеральный портал.

school.edu - Российский общеобразовательный портал».

it-n.ru"Сеть творческих учителей"

www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Технические средства обучения

Видиопроектор, компьютер, экран

Используемые образовательные технологии для реализации рабочей программы:

  1. Развитие критического мышления посредством чтения и письма.

  2. ИКТ (обучающие и контролирующие программы серии «1С: Школа», электронные тренажёры, мультимедийные коллекции сайтов ФЦИОР, ЕКАЦОР).

  3. Обучение в сотрудничестве.


© 2010-2022