- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике по теме РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. 9 класс
Урок по математике по теме РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ. 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарева Н.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «НОВОУСМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
урок по математике в 9 «г» классе.
Тема:
«РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ»
Подготовила:
учитель математики Бондарева Н.В.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели
.А. МАКРУШЕВИЧ
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
(алгоритм решения неравенств
второй степени с одной переменной)
Цели:
1) Обобщить и систематизировать решение неравенств второй степени с одной переменной графическим способом и методом интервалов.
Совершенствовать навыки и умения:
1) Развитие логического мышления, самостоятельности, создание проблемной ситуации.
2) Воспитывать устойчивое внимание, настойчивость, целеустремленность, навыки самоконтроля.
Тип урока: Закрепление знаний, отработка умений и навыков.
Оборудование:
карточки сигнальные;
тренажерные карточки;
карточки для проведения теста;
карточки для самостоятельной работы;
таблицы: «Формула корней квадратного уравнения», «Выберите высказывания»;
шаблоны для построения графиков квадратичной функции.
Учащимся необходимо:
Знать:
определение квадратного неравенства с одной переменной,
формулу корней квадратного уравнения,
свойства квадратичной функции,
алгоритмы решений квадратного неравенства графическим способом и методом интервалов.
Уметь:
решать квадратные уравнения, используя формулу корней,
решать квадратные неравенства графическим способом и методом интервалов.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
I. Устная работа.
1. Определите количество корней уравнения ах2 + bx + c = 0 и знак коэффициента а, если на рисунке изображен график функции у = ах2 +
+ bx + c.
а) б)
в)
г) д)
е)
2) Фронтальная работа с сигнальными карточками.
Учитель. Чему равен?
У каждого ученика набор карточек с правильными ответами.
2) Работа в парах. Взаимотренаж.
3) Работа с тестом.
Тест
Тема: «Квадратные уравнения»
Инструкция по проведению теста.
Обведите кружком ту букву, которая соответствует, по Вашему мнению, правильному ответу.
1. В квадратном уравнении укажите свободный (третий коэффициент).
а) 7, б) 19, в) 4, г) -19.
2. В квадратном уравнении укажите второй коэффициент
а) 3, б) - 3, в) 7, г) 8.
3. В квадратном уравнении укажите первый коэффициент:
а) 2, б) 4, в) -2, г) 6.
4. Сколько корней имеет квадратное уравнение
а) один, б) два, в) нет корней, г) три.
5. Решите уравнение:
а) (2, -3) б) (-2, +3) в) (2, 3), г) (-2, -3).
6. Найдите дискриминант квадратного уравнения :
а) 21, б) -21, в) 0, г) 24.
Ребята сверяют решения по таблице, ставят себе оценки.
Учитель:
Работа с тренажерными карточками, тестирование показали, что вы помните формулы квадратного уравнения, умеете его решать, что необходимо при решении квадратных неравенств с одной переменной.
Сейчас давайте повторим какие неравенства называются квадратными неравенствами с одной переменной и как решать такие неравенства методом интервалов и с помощью построения графика квадратичной функции.
1. Укажите неравенства, которые являются неравенствами второй степени с одной переменной.
2. Разбор решений квадратных неравенств с одной переменной графически и методом интервалов. (запись на доске). Поставить перед учащимися проблему: как может быть решено неравенство подобного вида? Если учащиеся не догадаются, то можно вернуться к заданиям устной работы и наводящими вопросами помочь им сделать в ы в о д: неравенства второй степени с одной переменной решаются графически.
Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно вывели алгоритм решения этих неравенств.
3. Выберите высказывания, дающие ответ на вопрос, как с помощью графика квадратичной функции решаются неравенства второй степени с одной переменной.
Таблица №1
1. Рассмотрим функцию
2. Находим точки пересечения параболы с осью OX, для чего решаем уравнение
3. Находим координаты вершины параболы (m; n), где m=-b/2a, n=y(m).
4. Определяем направление ветвей параболы.
5. Строим параболу по точкам.
6. Схематично изображаем параболу, не обозначая координат ее вершины.
7. С помощью графика находим промежутки, в которых функция принимает положительные (отрицательные) значения.
8. Записываем ответ.
Таблица №2
Выберите высказывания, дающие ответ на вопрос, как с помощью метода интервалов решаются неравенства второй степени с одной переменной.
1. Рассмотрим функцию
2. Определяем нули функции, для чего решаем уравнение
3. Решаем уравнение .
4. Отмечаем на оси OX интервалы, на которые область определения разбивается нулями функции.
5. Строим график функции
6. Определяем знак функции на каждом интервале, чередуя «+»,«-», начиная справа со знака «+».
7. Находим промежутки, в которых функция f(x) принимает положительные (отрицательные) значения
8. Записываем ответ.
III. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Учащиеся работают в группах по четыре человека, сверяют ответы по решебникам. Наиболее сложное задание на «5» один учащийся решает на доске.
Вариант №1.
1. Решите неравенство методом интервалов:
2. Решите неравенство графически.
Вариант №2.
1. Решите неравенство методом интервалов:
2. Решите неравенство графически.
Капитаны выставляют баллы в матрицу учета знаний.
Матрица учета знаний
№п/п
Ф.И. учащихся
Фронтальная работа
Взаимо-тренаж
Самостоя-тельная работа
Активность на уроке
оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
IV Итоги урока.
Учащиеся обмениваются тетрадями, учитель выставляет и подсчитывает количество правильных ответов. Происходит обсуждение ответов и учащиеся выставляют друг другу оценки по следующей шкале:
«5» - не менее 9 правильных ответов;
«4» - 7, 8 правильных ответов;
«3» - 5, 6 правильных ответов;
«2» - менее 5 правильных ответов.
Домашнее задание: № 309 (г, е), № 313, № 317.
Литература:
Алгебра. 9 класс. Дидактические материалы. Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. (2011, 126с.)
Алгебра. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Алимова Ш.А. и др. - Колягин Ю.М. и др. (2007, 112с.)
Алгебра. 9 класс. Учебник. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. (2009, 271с.)