• Преподавателю
  • Математика
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности лаборатории «В мире математики» для учащихся 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности лаборатории «В мире математики» для учащихся 5 класса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина»и

Согласовано

Протокол №1

От _____2015г.

Руководитель МО учителей

математиков

Согласовано

Зам. директора по УВР

________ М.М. Бурякова

от

«___»______________2015г.

Утверждаю

Директор лицея

_________ Л.И.Сухих

Приказ № ____ от _____2015г.

______ Левченко Т.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


лаборатории

«В мире математики»





для учащихся 5 класса

Сроки реализации - 2015 - 2016 учебный год

Составила:

Инюшова Елена Николаевна,

учитель математики







Заринск

2015

Пояснительная записка


  1. 1. Статус документа

Рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе является авторской, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).

  3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).

  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).

  5. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).

Данная рабочая программа лаборатории «Тайны математики» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часа, 1 ч. в неделю, 35 недель.

2. Цели изучения:

Познавательные:

- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.

Развивающие:

- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);

- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

- интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений.

Воспитательные:

- становление самосознания;

- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

  • воспитание культуры умственного труда.

Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:

  • -повысить мотивацию к обучению отдельных предметов;

  • -формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;

  • - развивать метапредметные компетенции учащихся;

  • - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • - улучшить условия для развития ребенка;

  • - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи изучения курса

  1. Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем.

  2. Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.

  3. Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.

  4. Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.

  5. Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.

3. Принципы построения программы

Программа строится на следующих принципах:

  • Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

  • Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

4. Предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, проблемное обучение.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.

В курсе "В мире математики" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На занятиях применяются следующие формы: традиционные уроки, лекции, деловые игры, математические бои, разработка и защита проектов, публичные выступления, презентации.

На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровье сберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);

  • способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

  • взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ.

Контроль осуществляется в форме тестов, самостоятельных работ, игр, анализа результатов проведенных исследовательских методик, письменных работ учащихся.

Выставление отметок в рамках творческого объединения не предполагается. Оценка деятельности ребенка производится словесно.

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) составлять план и последовательность действий;

5) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

5) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;

6) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

7) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

8) оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

предметные:

по окончании курса «Тайны математики» учащиеся должны:

знать: нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развития математической науки

  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

уметь: логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

  • познакомиться с великими математиками;

  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;

  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • получить навыки решения нестандартных задач;

  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.

Учебно-тематический план

Название темы занятия

Часы

Форма занятия

Вид деятельности

Информационное сопровождение

1

Из истории математики

1

урок-лекция

Определение интересов, склонностей учащихся.

Презентация

2

Математические ребусы

2

практикум

Творческая работа

составление математических ребусов

CD"Приключение в городе математиков", изд-во Media 2000

3

Математические софизмы.

2

урок-исследования

работа в группах

CD М.Н. Малыгина "В мире логики".

4

Игры на логику.

2

урок-исследование

работа в группах

CD М.Н. Малыгина "В мире логики".

5

Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

1

урок-исследования

CD"Приключение в городе математиков", изд-во Media 2000

6

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

1

практикум по решению заданий

самостоятельное решение задач

CD"Приключение в городе математиков", изд-во Media 2000

7

Интересные приемы устного счёта.

2

практикум

работа с алгоритмами

презентация

8

Загадки- смекалки.

2

Практикум

составление загадок, требующих математического решения

9

Обратные задачи.

2

урок-исследования

работа в группах «Найди пару»

10

Практикум «Подумай и реши».

1

Практикум

Индивидуальная работа

11

Решение нестандартных задач.

2

урок-исследования

решение заданий повышенной трудности

12

Решение олимпиадных задач.

4

Практикум

решение заданий повышенной трудности

13

Решение задач международной игры «Кенгуру».

3

Практикум

решение заданий повышенной трудности

14

Математический КВН.

1

Урок-игра

Систематизация знаний по изученным разделам.

презентация

15

Решение занимательных задач в стихах.

1

Урок-викторина

работа в группах.

16

Решение логических задач.

3

Практикум

работа в группах, решение задач

презентация

17

Задачи с многовариантными решениями.

2

урок-исследования

работа в группах.

18

Знакомьтесь: Архимед! Пифагор!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой творческая работа

презентация

19

Выпуск стенгазеты «В мире математики».

2

проектная деятельность

Учебно-методическое обеспечение программы.

Литература для учителя:

  • 1.О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Программы «Математика. Занятия школьного курса. 5-6 классы»- М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2007.

  • С.Быльцов. математические игры, пасьянсы и фокусы. - СПб.:2010. - 160.

  • Ф.Корбалан. Мир математики: Золотое сечение. Математический язык красоты. М.:де Агостини, 2014. - 160с.

  • Ю.В.Щербакова, И.Ю.Гераськина. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 - 8 классы/авт.-сост.- 2-е изд.,доп. - М.: Изд-во «Глобус», 2010. - 240с.

Литература для учащихся:

1. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

2. М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

3. «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009.


© 2010-2022