• Преподавателю
  • Математика
  • Отчет по интеграции модуля «Обучение через диалог» в серию последовательных уроков алгебры и началам анализа

Отчет по интеграции модуля «Обучение через диалог» в серию последовательных уроков алгебры и началам анализа

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иманашева Асель Маратовна Портфолио учителя Отчет А

Группа №1 3 (базового) уровня

г.Астана 28.10.2015 год


Отчет по интеграции модуля «Обучение через диалог» в серию последовательных уроков алгебры и началам анализа

Диалог - это форма взаимодействия, позволяющая найти истину вместе. Диалог на уроке - это коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Модуль «Обучение через диалог» рассматривается в рамках новых подходов, поскольку находится в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалог для любого учителя, в том числе и для меня - это инструмент, с помощью которого осуществляется управление всем процессом обучения, направление учащихся в нужное русло при поиске информации и выполнении заданий.

Модуль «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками.

В данном отчете я бы хотела поподробнее остановиться на модуле «Обучение через диалог». Почему я выбрала именно этот модуль? Прежде я никогда не задумывалась над тем, как важен диалог между учениками, между учеником и учителем в обучении. Однако, «результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Руководство для учителя, стр134). Понимая это, я иначе взглянула на свой стиль преподавания, я поняла, что мне необходимо менять собственную практику и уделить особое внимание диалогическому обучению на уроке для развития интеллекта у ученика.

Хотелось бы ответить на вопрос, с чего же начинается продуктивный диалог в классе? В период этапа «Практика в школе», на первом уроке мы с учениками разработали правила работы на уроке, для того, чтобы ученики могли эффективно работать: внимательно слушать и слышать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнения других, открыто высказывать свои идеи. Каждые свои уроки я начинала с создания коллаборативной среды, такой атмосферы в классе в которой ученикам хотелось бы говорить, обсуждать, размышлять. Таким образом, при проведении стратегий на уроках, например, «Я хочу познакомить вас….», «Гусеница», было заметно, что ученики стали более открыты и дружелюбны, теперь они были готовы к сотрудничеству, к диалогу.

Согласно идее Мерсера (2000), который описал диалог как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» на уроках я использовала парные и групповые формы работы. Для меня было важно организовать деятельность на уроке таким образом, чтобы диалоговое обучение был эффективным.

При прохождении этапа «Лицом к лицу» я с недоверием относилась к диалогическому обучению, так как обучение математике, по моему мнению, не может происходить через диалог между мною и учащимися или между самими учащимися. Я считала, что математика это предмет, основанный не на диалоге, а на использовании различных способов и методов решения заданий. Да диалог должен быть между учителем и учеником, но только при обсуждении или пояснении выполненной работы.

Я не понимала, как будет происходить обучение только с помощью диалога между учениками. При проведении первого урока я получила свои первые положительные результаты. Учащимся предлагалась стратегия «Мозайка», направленная на взаимообучение, взаимодействие. Класс был разделен на группы. Каждой группе предлагалось изучить один из разделов по теме. Изучив материал индивидуально в своей группе, учащиеся образовали новые группы, в которых через объяснение смогли поделиться своим знанием с другими учениками т.е. обучиться и обучить К моему большому удивлению, учащиеся справились с заданием, самостоятельно изучили, хотя и новую тему, и объяснили это другим, посредством диалога. Это был первый урок в моей практике без моего участия, первый опыт использования групповой работы, где обучение происходило через диалог.

На втором уроке, на этапе исследования темы учащимся предлагалось изучить ресурс индивидуально, а затем ответить на вопросы. Затем группам предлагалось обсудить изученный ресурс и создать общий кластер. Вся работа в группе была выстроена через диалог. Например, ученицы Альмира и Азиза, ученицы со средней мотивацией, смогли организовать работу группу, вовлекая каждого в процесс обсуждения над темой. Они не испытывают трудностей в обучении и старались помогать остальным членам группы. Сергей, ученик с повышенной мотивацией продемонстрировал свои лидерские качества, выступил в качестве спикера. Работа проходила в доброжелательной обстановке. Активный диалог способствовал развитию таких навыков, как логическое мышление, умение обобщать изученный материал. В ходе наблюдения я заметила, что, во-первых такая работа охватывает всех учеников, а так же учит детей взаимодействию друг с другом, а во-вторых дает возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение (Выготский,1978;Флейвелл, 1976).

На третьем уроке предлагалась стратегия, направленная на самостоятельное изучение проблемного вопроса. Предлагалась парная работа переходящая в групповую работа. Взаимодействие «ученик-ученик» интересно тем, что у учащихся есть возможность пообщаться на уроке друг с другом, высказать собственную точку зрения. Это доказывает идею Александера (2004), который утверждал что беседа в обучении является взаимным процессом, и на этой основе идет продвижение ученика вперед. В груповой работе наблюдалась исследовательская беседа: учащиеся обменивались идеями и мнениями, обсуждали и оценивали идеи друг друга, создавали коллективное знание и понимание. Учащиеся отстаивали свою точку зрения, задавали друг другу вопросы. Ученики думали вместе,что способствовало более плодотворному результату. В результате был создан кластер, в котором группы отразили решение задачи. Я считаю, что диалог способствовал вовлечению всех учащихся в групповую работу. В ходе диалога даже пассивный ученик занят обсуждением проблемы и более того, он участвует в обсуждении проблемы, предлагая свои идеи членам группы. Диалог способствовал тому, что ученики стали без стеснения высказывали свою точку зрения, говорили и не боялись за то, что ответят неправильно. Повысилась активность в классе.

Как утверждают Барнс (1976) и Мерсер (2000), самой полезной и плодотворной является исследовательская беседа, где используется работа в малых группах, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе. Понимая это, на четвертом уроке группам предлагалась работа на исследовательскую деятельность. Учащиеся должны были обобщить знания по предыдущим темам, исследовать функцию и создать кластер. В ходе обсуждения задания прослеживалась кумулятивная беседа. В ходе работы приходилось оказывать помощь одной из групп при выполнении задания, хотя отмечаю для себя, что ученики справились с этим заданием неплохо потому, что учащиеся все участвовали в диалоге. Данное задание было составлено с учетом возрастных особенностей ученика, способствовало развитию речи, тесному взаимодействию учащихся и способствовали активному диалогу внутри группы, результат которого отражался на качестве работы всей группы. Моей главной задачей использую идеи модуля «Обучение через диалог» было услышать «голос ученика».

Что мне дали идеи по данному модулю: учащимся намного легче обучаться через диалог, он помогает раскрывать способности у учеников со средней успеваемостью. Через диалог можно выявить свои ошибки, при этом не чувствуя дискомфорт, страх, скованность.

Я считаю, что диалог, крайне необходим на уроках математики, так как через диалоговое обучение, учащиеся могут реализовать себя в полной мере, проявить свои личностные качества. Мои уроки доказывают это. Те учащиеся, которые молчали на уроках, во время групповой работы, при диалоговом обучении высказывали свое мнение.

Анализируя результаты своей практики, могу с уверенностью сказать, что диалоговое обучение прослеживалось на протяжении всех уроков. В планировании уроков диалог являлся неотъемлемой частью урока, и считаю, именно беседа способствовала следующим главным умениям учащихся:

  1. Мыслить логично. Особенно на уроках, завершающих определённую тему. Дети в группе договаривались о том, каким образом они это сделают. Наблюдая за происходящей беседой, я стала замечать, что те дети, которые на уроке меньше всего говорили, стали проявлять свои способности мыслить логично.

  2. Выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично. При составлении кластера, в котором необходимо отразить определенный алгоритм, ученики высказывали разные предложения, но вскоре приходили к единому мнению. Так как это групповая работа, то на защиту выходили спикеры от каждой группы, которые старались выразить мысль всей группы четким, связным, полным рассказом. Пусть пока некоторые выступления менее четкие, но они в полной мере отражают мысль группы.

  3. Формировать свою точку зрения. Теперь на уроках дети с высоким уровнем мотивации задавали вопросы, а ученики с низкой мотивацией говорили определения. При этом ответы дают полными, доказывают, что сказанное ими является верным.

  4. Умение отстаивать свою позицию. Вижу, что ещё не все ребята могут отстоять свою точку зрения. Для того чтобы диалоговое обучение было более эффективным я разрабатывала ряд вопросов открытого и закрытого порядка в соответствии с проведенным уроком

В течение четырех уроков, я была не в качестве руководителя процесса обучения, а в качестве наблюдателя за продвижением развития каждого ученика. Учащиеся учились выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и развивать собственное мышление. При взаимодействии с учащимися, мои ученики чувствовали себя раскрепощенными, полноправным собеседниками. Я думаю, я смогла создать такие условия для них. Это и атмосфера сотрудничества, и хорошо развитые коммуникативные навыки, чувство уважения и сопереживания. Я научилась слушать и слышать своих учащихся. Раньше для меня при опросе важно было получить желаемый ответ, а во время практики я стала прислушиваться к ответам учащихся, задавать дополнительные вопросы направляющего характера. Все это давало возможность ученикам размышлять, искать правильный ответ.

Хотелось бы проанализировать то, что не получилось? В течение практики, я заметила, что не все ученики в полной мере были включены в диалог. Я заметила, чтобы беседа достигла своей цели, и дала результат, мне, как учителю, необходимо тщательно продумывать структуру вопроса. Фундаментом для построения диалога являются, конечно же, вопросы. Я пришла к выводу, что тип вопроса и его форма могут меняться в зависимости от целей, которые учитель ставит на уроке перед собой: услышать размышления учащихся по какому-либо поводу, проверить знания учеников, учить высказывать собственную точку зрения и т.д.

Раньше не всегда получалось грамотно выстраивать диалог с учениками, были ошибки в последовательности вопросов, в структуре вопроса и в их количестве, я задавал слишком много вопросов, и сама же на них отвечала, иногда вопросы были достаточно сложными. Исходя из этого, я старалась использовать на своих уроках различные типы вопросов: уточняющие вопросы, вопросы на размышление. На одном из уроков я провела рефлексию, где учащиеся должны были проанализировать свою работу на уроке и ответить на вопросы

- Что сегодня я изучил?

- Что мне было выполнить легко?

- Что мне было выполнить сложным?

- Что бы вы хотели изменить в уроке?


В ходе такой работы ученики вступили во внутренний диалог с самим собой. В результате я заметила, что дети задумываются, над тем, что необходимо для развития их обучения, что нужно сделать для более активной мыслительной деятельности.

Еще очень важным моментом при опросе является время, данное ученику для размышления. Согласно исследованиям, Харгривса и Гэлтона «наибольшей пользы достигает такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса, так и после получения ответа ученика на вопрос». Я старалась дать время учащимся, чтобы они подумали. Ведь в классе бывают разные дети, которые могут быстро отвечать на поставленный им вопрос, но и есть такие, которым нужно время для того что подумать, прежде чем дать ответ.

Изучая теоретический материал, проводя уроки на практике, я поняла, что новый подход в обучении, а именно диалогическое обучение действительно является необходимостью на уроках математики обучения. Я увидела заинтересованность детей, их стремление к разговору со мной, из которого они много узнают и сумеют показать себя, свои знания, почувствуют себя полноценными собеседниками. И в тоже время я чувствую значительные перемены в себе: я тоже готова к конструктивному диалогу со своими учениками, я понимаю, как построить беседу для обучения, чтобы получить результат.

Результаты моей практики подтверждают высказывания о том, что диалог, действительно, занимает центральное место на уроке и при грамотной организации урока, диалоговое обучение в классе способствует интеллектуальному развитию учеников, повышает результативность обучения. Тщательно продуманное содержание урока, использование различных методов обучения, анализ результатов, рефлексии, безусловно, улучшат процесс обучения.

Тем самым, возвращаясь к результатам научных исследований Мерсера, Литлтона, Выготского и др., основываясь на приведенных выше доказательствах, полученных в результате проведения уроков, нельзя не согласиться со словами Мерсера и Литлтона, что развитие диалогической беседы в классе играет главную роль и способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности.

Таким образом, организация совместной учебной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, поддерживающего позицию учащегося, позволяют школьникам чувствовать себя открывателями в науке, переживать радость творчества и успеха. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.

В будущем при обучении учащихся я на каждом уроке буду использовать диалогическое обучение, т.к. учащиеся получают интеллектуальное развитие, повышается результативность в обучении, развивается социальное взаимодействие, развивается процесс обмена мыслями и идеями, развивается умение спрашивать, доказывать и обосновывать.

Литература


  1. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень).Четвертое издание. 2015г.

6


© 2010-2022