- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Делимость чисел (5-6 класс)
Урок по теме Делимость чисел (5-6 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юдина Е.Б. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Юдина Елена Борисовна - учитель математики МОУ Магнитной СОШ
Урок математики
Тема: Делимость чисел.
Цель: повторение и обобщение материала по темам «Делители и кратные», «Признаки делимости», «Простые и составные числа».
Задачи:
Образовательные: закрепить теоретические знания по теме «Делимость чисел», обобщить способы решения задач на применение признаков делимости на 2, на 3, на 5, на 9 и на 10; отрабатывать умение решать задачи по данной теме.
Развивающие: развивать мышление и грамотную математическую речь, внимание и память.
Воспитательные: расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, работать в паре.
Планируемый результат: отработать умения решать задачи по данной теме.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуаль-ная, самостоятельная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах, задания для индивидуальной работы, задания для математического города, листы с самостоятельной работой, шаблоны для математического города, числа для математического города.
Ход урока
-
Организационный момент
Слайд 2
Учитель: Здравствуйте. Наш сегодняшний урок мы начнем с математической разминки. Нам предстоит заполнить таблицу, а для этого надо решить предложенные примеры наиболее удобным способом.
Учитель: С помощью этого задания мы с вами определили тему нашего сегодняшнего урока.
Учитель: Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и тему урока Обобщение по теме «Делимость чисел».
Учитель: Мы с вами закончили изучение главы «Делимость чисел». Значит, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал, выявим пробелы в знаниях, если они существуют, поработаем над устранением пробелов и проверим степень усвоения вами данного материала.
-
Фронтальный опрос
Учитель: Начнем нашу работу с устного опроса.
Слайд 3
Учитель: Прошу все внимание на экран. Итак, первое задание: Найдите: а) все делители числа 10 (ответ: 1, 2, 5, 10); б) наибольшее трехзначное число кратное 10 (ответ: 990); в) наименьшее пятизначное число кратное 10 (ответ: 100000).
Слайд 4
Учитель: Вспомните определения простого и составного числа. Следующее задание: Закончите предложение: а) натуральное число, имеющее два делителя: единицу и само себя называется… (ответ: простым); б) натуральные числа, имеющие больше двух делителей называются… (ответ: составными).
Слайд 5
Учитель: Расшифруем имя ученого, который открыл для нас способ нахождения простых чисел. Для этого решим примеры и с помощью ответов заполним пропуски в таблице, изображенной на доске.
Слайд 6
Учитель: Давайте проверим, как вы помните таблицу простых чисел до 30. внимание, следующий вопрос.
Слайд 7
Учитель: Для дальнейшего изучения математики большое значение имеют признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. Вспомним формулировку каждого из них.
Слайд 8
Учитель: А сейчас проверим, как вы умеете применять эти признаки на практике.
-
Работа по теме урока
Слайд 9
Учитель: Как вы помните деление с остатком, мы проверим с помощью математического диктанта. В тетрадях запишите математический диктант. Теперь напишите номер варианта, который вы будете выполнять.
Слайд 10
Учитель: В тетради пишите номер задания. Внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради. На данную работу у вас три минуты. Приступаем к работе.
Слайд 11
Учитель: Закончили работу. Возьмите карандаш и с помощью ключа, который вы видите на экране, проверьте и оцените свою работу.
Учитель: Закончили проверку, поставили в своей тетради оценку за диктант.
Учитель: Продолжаем нашу работу. У вас на столе карточки желтого цвета. Все, кто сидит на первом варианте, будут работать с карточкой № 1, а те, кто сидит на втором варианте - с карточкой № 2. На эту работу у вас три минуты.
Учитель: Работу с карточками закончили. Поменяйтесь своими карточками с соседом по парте. Теперь каждый из вас выступает в роли учителя. Вам нужно проверить и оценить работу вашего одноклассника. Если вы сомневаетесь, то можете воспользоваться ключом, который на карточке розового цвета.
Учитель: Карточки положите на край стола. Мы продолжаем нашу с вами работу.
Учитель: У вас на столах белые листы с заданиями, которые мы сейчас будем решать совместно у доски и в тетрадях. Прочитайте первое задание. На какую тему это задание?
Учащиеся: На признаки делимости чисел.
Учитель: Кто готов пойти решить его. Прошу вас к доске, остальные работают в тетрадях. Только не забывайте, что у доски мы комментируем свое решение.
Учитель: Следующее задание - решить задачу. Кто хочет попробовать выполнить это задание?
-
Самостоятельная работа
Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили пройденный материал. В тетрадях запишите самостоятельная работа и вариант. Задания с самостоятельной работой на голубых листах. Внимательно читаем задание и в тетради записываем решение каждого задания. На выполнение работы у вас 7 минут.
Учитель: Закончили работу над самостоятельной работой. Передали тетради с последней парты на первую.
-
Итог урока
Учитель: Оценки за самостоятельную работу, вам будут объявлены на следующем уроке.
Учитель: Пришло время подвести итог нашего урока. Спасибо за работу. Удачи вам во всем. Урок окончен, хорошего вам настроения и успехов.
Приложение 1
Задания для работы у доски
-
На домиках математического города есть вывески, указывающие на свойства «проживающих чисел». Узнайте, где «проживает» каждое из данных в порядке возрастания чисел и впишите его в соответствующий домик.
Делится
на …
Делится
на 3 и 10
Делится
на 2 и 9
Делится
на 9 и 5
Делится
на 2 и 7
1740
1476
348
135
Какое число осталось? «Поселите» его в последний домик, указав на вывеске свойства этого числа. Какой домик остался «незаселенным»? Придумайте и запишите в кружке число, которое обладает свойствами, указанными на вывеске этого домика.
-
Решите задачу:
Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый?
-
Разложите на простые множители числа: 80, 180, 72.
-
Выделите соответствующим цветом числа, которые являются: кратными 5 (синим); делителями 10 (красным); кратными 10 (зеленым), кратными 3 (желтым).
2 21 35 43 75 80 420
Приложение 2
Индивидуальная работа
Фамилия, имя _____________________________
Задание 1
Ученик выписывает делители некоторого натурального числа парами. Узнайте, с каким числом работает ученик, какие еще делители есть у этого числа. Заполните пропуски:
Делители: Число ________
Другие делители этого числа: _____________________________
Фамилия, имя _____________________________
Задание 2
Определите, какие из высказываний истинные, а какие ложные. Буквы, соответствующие истинным высказываниям, обведите в кружок. Составленное из них слово позволит узнать, как называются числа, которые делятся только на единицу и на само себя.
а 15 - делитель 3 у 8 - общий делитель 16 и 68
п 4 - делитель 68 р 24 - делитель 72 и 48
о 1 - делитель а д 3 - кратно 15
с 70 - кратно 5 т 56 - кратно 7 и 8
ы 12 - общее кратное 4 и 3 и 4 - кратно 12
е х - кратно х
ответ: __________________________________
Придумайте несколько примеров таких чисел: ________________________________
Фамилия, имя _____________________________
Задание 3
Используя каждую из цифр 0, 5, 8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа:
а) кратные 10: ___________________________________________________________
б) кратные 5: ____________________________________________________________
в) кратные 2: ____________________________________________________________
Фамилия, имя _____________________________
Задание 4
Определите и запишите в кружочке букву и, если высказывание истинное, и букву л, если оно ложное:
а) 1250 делится нацело на 10
б) 53 кратно 3
в) 102 - 1 делится без остатка на 9
г) у числа 13 делителей больше, чем у числа 12
д) у числа 18 шесть различных делителей
е) у числа 25 четыре различных делителя
Фамилия, имя _____________________________
Задание 5
Выпишите из строчки: 42, 73, 243, 345, 420, 8612, 255 те числа, которые:
а) делятся на 10: ______________________________________________________
б) делятся на 2: _______________________________________________________
в) делятся на 5: _______________________________________________________
г) делятся на 9: _______________________________________________________
д) делятся на 3: _______________________________________________________
е) делятся на 2 и 3: ____________________________________________________
ж) делятся на 2, но не делятся на 3: ______________________________________
Фамилия, имя _____________________________
Задание 6
Используя способ, изобретенный в древности, найдите простые числа среди записанных в таблице:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
Фамилия, имя _____________________________
Задание 7
Запишите, если возможно, в каждую из клеток таблицы по одному числу, которое удовлетворяет условиям:
число
четное
нечетное
кратное 5
кратное 3
кратное 9
кратное 10
простое
составное
Фамилия, имя _____________________________
Задание 8
Выполните деление с остатком 673 : 17 = ____________________________
Выполните проверку и сделайте вывод.
913 : 15 = 6 (ост. 3)
Проверка:
Не выполняя вычислений, подчеркните примеры с ошибкой.
713 : 6 = 118 (ост. 5)
422 : 42 = 1 (ост. 2)
515 : 10 = 50 (ост. 15)
Приложение 3
Работа в парах
Карточка № 1
Заполните пропуски:
а) Делители числа 36: Делители числа 24:
б) Общие делители 24 и 36: __________________________________________
в) Наибольший общий делитель чисел 24 и 36: __________________________
Карточка № 2
Заполните пропуски:
а) Делители числа 42: Делители числа 43:
б) Общие делители 42 и 43: __________________________________________
в) Наибольший общий делитель чисел 42 и 43: __________________________
Ключ к проверке:
Карточка № 1
Ответы:
а) делители числа 36: делители числа 24:
1 2 3 4 6 1 2 3 4
36 18 12 9 6 24 12 8 6
б) общие делители чисел 24 и 36: 1, 2, 3, 4, 12, 6
в) наибольший общий делитель чисел 24 и 36: 12
Карточка № 2
Ответы:
а) делители числа 42: делители числа 43:
1 2 3 6 1
42 21 14 7 43
б) общие делители чисел 24 и 36: 1
в) наибольший общий делитель чисел 24 и 36: 1
Карточка № 1
Ответы:
а) делители числа 36: делители числа 24:
1 2 3 4 6 1 2 3 4
36 18 12 9 6 24 12 8 6
б) общие делители чисел 24 и 36: 1, 2, 3, 4, 12, 6
в) наибольший общий делитель чисел 24 и 36: 12
Карточка № 2
Ответы:
а) делители числа 42: делители числа 43:
1 2 3 6 1
42 21 14 7 43
б) общие делители чисел 24 и 36: 1
в) наибольший общий делитель чисел 24 и 36: 1
Приложение 4
Математический город
Делится
на ………………
Приложение 5
Самостоятельная работа
Вариант 1
Вариант 2
-
Какие из чисел 23 478, 2355, 105 600, 3421, 7775, 20 000, 39 717 делятся:
а) делятся на 2;
б) делятся на 10.
-
В числе 234* замените * цифрой так, чтобы полученное число:
а) делилось на 5, но не делилось на 10;
б) делилось на 2, но не делилось на 5.
-
Из данных чисел 108, 711, 112, 642, 513, 609, 705, 4821 выпишите числа, делящиеся на 9, и расположите их в порядке убывания.
-
Укажите все числа, кратные 9, которые больше 10, но меньше 50.
-
Запишите два трехзначных числа, делящихся на 5 и на 9.
-
Какие из чисел 23 478, 2355, 105 600, 3421, 7775, 20 000, 39 717 делятся:
а) делятся на 2;
б) делятся на 5.
-
В числе 753* замените * цифрой так, чтобы полученное число:
а) делилось на 5, но не делилось на 10;
б) делилось на 2, но не делилось на 5.
-
Из данных чисел 801, 171, 211, 426, 153, 309, 507, 2814 выпишите числа, делящиеся на 3, и расположите их в порядке убывания.
-
Укажите все числа, кратные 3, которые больше 30, но меньше 50.
-
Запишите два трехзначных числа, делящиеся на 3 и на 5.
Приложение 6
Числа математического города
135
348
1476
1740