«Методика применения медиаресурсов при подготовке к ГИА по математике»

Технология дистанционного обучения позволяет объединить комплекс методов, форм и средств взаимодействия с учащимися в процессе их самостоятельного освоения определенного объема знаний, умений и навыков. Система помогает организовать контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий; закрепить навыки учащихся используя систему тренингов; вести Интернет-журнал оценок учащихся, что дает возможность учащимся и их родителям всегда увидеть результаты. Оказать информационную поддержку школьникам при...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика применения медиаресурсов при подготовке к ГИА по математике



Кузнецова Елена Николаевна,

учитель математики

ГБОУ гимназия №1599 г.Москва

Технология дистанционного обучения объединяет комплекс методов, форм и средств взаимодействия с обучающимся в процессе его самостоятельного, но контролируемого со стороны преподавателя, освоения определенного объема знаний, умений и навыков.

Дистанционное обучение предполагает максимальное включение самостоятельного изучения обучающимся учебного материала с использованием современных электронных средств, коммуникативных систем, индивидуализации обучения под руководством учителя с использованием учебно-методических пособий, способствующих самообучению и самоконтролю знаний.

Для повышения эффективности обучения при взаимодействии "обучающийся-учитель" необходимы формы организации занятий, максимально активизирующие обучающихся, а также подготовка обучающихся к использованию технических средств.

Дистанционная форма предоставляет каждому обучающемуся возможность использовать свой стиль обучения, в отличие от группового обучения, присущего "близкому" (традиционному) обучению. При индивидуальном обучении легче учесть различия обучающихся и избежать "усредненного подхода".

Одним из способов организации дистанционного обучения являются возможности Интернета.

Техническая основа дистанционного обучения:

  • Обмен файлами;

  • Использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий (тестирование в режиме on-line);

  • Индивидуальные консультации на форуме.

Для реализации дистанционного обучения необходимо наличие:

  • комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств;

  • преподавателей, специально подготовленных для работы в новой среде;

  • специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний учащихся.

Роль обучающегося в дистанционном обучении.

По оценкам специалистов, лишь 15% людей способны пройти полный курс в форме дистанционного обучения. Это объясняется тем, что обучающиеся дистанционно оказываются в совершенно новых условиях. И не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, главное - им предоставлена «свобода» в обучении. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться.

Система дистанционного обучения требует определенной готовности обучающегося, т.е. определенного уровня образования (начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места.

Качества, необходимые участнику:

  • мотивация к обучению;

  • самодисциплина; способности;

  • коммуникативные качества.

Дистанционное обучение отличается высокой эффективностью и низким отсевом обучающихся за счет особой роли тьютора высококачественных обучающих материалов.

Учебная среда в дистанционном обучении формируется таким образом, чтобы обучающийся имел свободный доступ к информационному обеспечению (справочникам, энциклопедиям, консультационному центру, веб-квестам, проектам, интернет-урокам и т.д.)

Основные дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций

  • оперативная передача на любые расстояния информации любого объема,

любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

  • длительное хранение информации в памяти компьютера и представление в нужном для целей обучения виде;

  • достижение интерактивности с помощью специально создаваемых для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи; доступ к различным источникам информации, базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через сеть Internet; организация электронных конференций, форумов, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций; запрос информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции;

  • создание собственных баз данных, перенесения полученных и найденных материалов в свою базу.

Следует иметь в виду, что эффективность обучения снижается при слишком длительном по времени обучении, поэтому оптимальная продолжительность такого обучения - 3 месяца.

Взаимодействие между участниками процесса обучения является ключевым элементом любой образовательной программы. Поэтому дистанционное обучение должно максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между обучающимися и учителем, между самими обучающимися, а также между обучающимися и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы обучающихся, частый обмен вопросами и ответами.

Обратная связь между обучающимися и учителем может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, текущего, итогового), дискуссий или телеконференций. При этом используют различные анкеты и тесты, в режиме on-line или отправляемые по электронной почте.

В процессе дистанционного обучения очень важно организовать оперативный ответ учителя на вопросы обучающихся. Компьютерные телекоммуникации создают для этого необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

В процессе дистанционного обучения, осуществляемого посредством компьютерных телекоммуникаций, для осуществления взаимодействия учителя и обучающихся, а также для поддержки информационного потока между ними могут использоваться такие сетевые технологии, как:

  • электронная почта;

  • общение посредством SKYPE

  • электронные учебники;

  • телевидеоконференции.

Все эти средства должны быть учтены и их использование описано в сценарной проработке курса дистанционного обучения, а именно в рабочей программе курса и приложениях к ней. В технологиях дистанционного обучения применение технических средств обучения должно быть описано в рамках учебно-методического комплекта, синхронно сопровождая рабочую программу и календарный план курса. Вся эта совокупность образует информационную систему дистанционного обучения.

Учебный процесс по технологии дистанционного обучения осуществляется с использованием дидактических средств и электронных технологий, обеспечивающих обучение на расстоянии. Учебная деятельность осуществляется посредством использования электронных средств связи или при необходимости личного общения с учителем, самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами и системой самоконтроля. Контроль за качеством усвоения образовательных программ профессионального обучения осуществляется в процессе текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации участников.

Организация работы учителя

Инновационность дистанционного обучения проявляется в новой специализации преподавателя, который осуществляет учебно- методическое обеспечение и решает организационные вопросы, связанные с контролем успеваемости и качеством усвоения учебного материала обучающимися в процессе обучения.

Функции учителя:

• помогает обучающемуся дидактически правильно организовать процесс обучения;

  • мотивирует на эффективное усвоение знаний, умений и навыков;

  • разрабатывает программно-методическое обеспечение;

  • организует и управляет учебным процессом;

  • консультирует обучающихся;

  • контролирует выполнение индивидуальных планов обучения;

  • создает благоприятные для обучения организационно-психологические условия, облегчающие и содействующие эффективному процессу самообразования.

Основы комплексной системы контроля качества в дистанционном обучении

Контроль успеваемости (качества усвоения знаний и умений) осуществляется учителем в процессе обучения методом электронного тестирования после каждой пройденной темы в режиме on-line на сервере системы дистанционного обучения, а также при необходимости посредством прямых личных контактов с обучающимся или с использованием коммуникационного оборудования.

Цель системы комплексного контроля - объективно, комплексно и в полном объёме оценить уровень подготовки участника дистанционного обучения.

Внешние контрольные акты, проводимые тьютором при дистанционном обучении, разделяются на следующие:

  • констатирующие, с помощью которых учитель устанавливает факт выполнения обучающимися какого-либо задания;

  • проверяющие, с помощью которых учитель выясняет, как обучающиеся овладели каким-либо знанием, умением и навыком;

  • итоговая аттестация, проверка усвоения знаний, умений и навыков.

Этапы комплексной системы контроля знаний

Комплексная система контроля знаний, навыков и умений включает в

себя несколько этапов:

  • входной контроль

  • текущий контроль

  • итоговый контроль

Входной контроль

Первым этапом комплексной системы контроля является входной контроль. В первые же дни работы с обучающимися учителю необходимо иметь полную и объективную информацию об их образовательном уровне.

Входной контроль при дистанционном обучении позволяет построить индивидуальную учебную программу, а также еще до начала обучения познакомить обучающегося с возможностями и видами обучения, основной идеей обучения (в частности с особенностями дистанционного обучения), методами и т.д.

Входной контроль необходимо проводить по следующим направлениям: проверка базового образовательного уровня (определение уровня имеющихся знаний, умений, навыков); тестирование индивидуальных особенностей (оперативная память, наличие логического мышления, организованность, наличие внимания и т.д.).

Текущий контроль

Следующим этапом комплексной системы контроля является текущий контроль, проводимый в течение всего срока обучения. Текущий контроль успеваемости осуществляется самим обучающимся путём самоконтроля и учителем посредством электронного тестирования обучающегося и фиксирования результатов, а также в процессе общения с обучающимся (прямого или с использованием электронных средств связи).

Этот вид контроля обычно соотносится с завершением крупных тем курса или их разделов, а также приурочивается к заранее определенным временным рубежам. Такой контроль должен обязательно предшествовать переходу к новой теме, разделу, новому виду учебной деятельности. Его итоги учитель обязан учитывать в своей дальнейшей работе.

В тестах текущего контроля, как правило, используются многовариантные вопросы, предоставляющие обучающемуся сделать выбор из одного или нескольких вариантов ответов.

При составлении тестов существуют определенные правила:

При использовании многовариантных вопросов количество предложенных вариантов должно быть не менее 3-х - 4-х, чтобы исключить возможность угадывания.

Вопросы, предлагаемые в тесте, должны согласовываться с целями и задачами обучения. Иными словами, вопросы теста должны проверять указанные знания и умения.

Структурирование содержания предмета и подбор тестов по тематике.

Итоговый контроль

Итоговая аттестация лиц, прошедших курс обучения может осуществляться в форме итогового тестирования.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, успешно прошедшие обучение по отдельным блокам, модулям, имеющие положительные результаты электронного тестирования.

Организация контроля обучения в условиях Интернет

С технологической точки зрения в Интернет можно разместить практически любые по форме представления учебные материалы - текст, графические иллюстрации, анимационные и видеосюжеты, компьютерные модели и пр. Также стало возможным осуществить доступ обучающихся к различным информационным ресурсам Интернет - базам данных с онлайновым доступом, информационно-поисковым системам, тематическим телеконференциям и сайтам. Таким образом, обучающиеся, хорошо ориентирующиеся в информационном пространстве Интернет, уже сегодня получают реальную возможность заниматься самообразованием в сети.

На выбор форм контроля учебной деятельности в Интернет влияют такие факторы как: продолжительность контрольных мероприятий; оперативность; доступность; наличие обратной связи; соответствие используемым педагогическим технологиям; соответствие содержанию обучения; достоверность.

Проверяет выполненные задания учитель. Здесь происходит его личный контакт с обучающимся, отслеживаются успехи обучающегося, координация его учебной деятельности и т.д. Проблемой при этом является то, что один учитель в сети может вести не более чем 15-20 обучающихся. Если обучающихся больше, то на учителя во время проверки работ обучающихся и написания индивидуальных ответных сообщений ложится слишком большая нагрузка.

Одними из основных преимуществ использования тестирования являются возможность автоматизации обработки результатов и быстрая проверка качества подготовки большого числа тестируемых по широкому кругу вопросов. Это позволяет определить разделы, которые представляют наибольшую сложность в изучении и, возможно, корректировать процесс обучения.

Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. При обучающем тестировании пользователю после прохождения теста предоставляются ссылки на те разделы учебного материала, на вопросы по которым он ответил неверно.

База данных, содержащая тесты, хранится централизованно на сервере. Результаты теста по мере его прохождения автоматически пересылаются на данный сервер, что значительно упрощает их обработку. Рассматриваемая подсистема, кроме контрольного тестирования, обеспечивает и обучающее тестирование. Она может легко встраиваться в электронные курсы. При вызове подсистемы тестирования ей передаются параметры, которые включают в себя имя теста или профиля, которые должен выполнить тестируемый. Таким образом, в курсах обеспечивается текущий контроль усваивания материала (отдельной темы, параграфа и пр.).

Опыт организации дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ и ГИА по математике.

C целью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА по математике с использованием дистанционных образовательных технологий можно использовать возможности мониторинга в системе СтатГрад: statgrad.org/#project/, открытого банка Федерального института педагогических измерений: old.fipi.ru/view/sections/68/docs/681.html, учебный сайт Дмитрия Гущина reshuege.ru/ и sdamgia.ru/, а также отлично зарекомендовавший при многолетней работе alexlarin.net/.

Сайт uztest.ru/ организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.

Участники тренинга:

В тренинге могут принять участие учащиеся 9-11 классов, а также все

желающие, планирующие сдавать ЕГЭ и ГИА. Участники должны быть зарегистрированы на сайте, выбранном для работы учителем. Возможно параллельное использование нескольких ресурсов.

Структура проведения занятия:

1. Учитель разрабатывает занятие по одной из тем спецификации ЕГЭ или ГИА (на странице занятия размещается конспект, презентация, видео, рекомендации и комментарии к выполнению заданий и т.п.), предлагает учащимся задания для самостоятельной работы, тренировочные тесты.

2. После изучения теоретического материала и выполнения тренировочных заданий участники проходят тест для проверки знаний (части А и В - в режиме on-line).


  • Структура теста должна соответствовать заданиям, предлагаемым в демонстрационном варианте ЕГЭ или ГИА;

  • Вопросы, предлагаемые в тесте, должны проверять указанные знания и умения по теме занятия.

► Одними из основных преимуществ использования тестирования являются возможность автоматизации обработки результатов и быстрая проверка качества подготовки большого числа тестируемых.

► Проверку теста и занесение результатов в таблицу оценок производит ведущий занятия.

3. Часть С участники выполняют вручную и размещают в виде прикреплённых файлов в одном из следующих форматов doc, docx, jpg, pdf.




Выводы:

  • Учителям необходимо привлекать обучающихся, сдающих экзамен по математике, к дистанционному обучению и контролировать их в процессе тренинга, записавшись в участники.

  • Необходимо совершенствовать обратную связь с участниками и повышать их активность в форумах и обсуждениях материалов.

Возможно расширение форм обучения посредством интернет-телефонии, организация чатов, аудио- и видеоконференций, а также создание системы обучающего тестирования. Но всё это может быть возможным только при чёткой организации деятельности ведущих и участников дистанционного обучения.

Литература.

  1. Педагогам о дистанционном обучении /Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. - СПб: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.


11

© 2010-2022