Критериалное оценивание как средство повышения мотивации обучения

Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Критериалное оценивание как средство повышения мотивации обучения»





Во всех обществах, в которых дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным является использование каких-либо форм оценивания для определения степени усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как «формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других информацией, необходимой для улучшения обучения.

ОдО стало известным в статусе концепции после опубликовании брошюры в 1999 году с

одноименным названием Группой Реформы Оценивания - учеными Великобритании.

Основной текст данной брошюры представляет собой обзор исследований Пола Блэка и Дилана Уильяма (1998a, 1998b), который был организован Группой Реформы Оценивания. Обзор рассматривает мировые исследования, проведенные по многим аспектам образования и по спектру предметных областей в период с 1987 по 1997 годы. Блэк и Уильям проанализировали 250 исследований, из которых, 50-ти исследованиям было уделено пристальное внимание, в связи с предоставлением ими доказательств улучшения успеваемости после «вмешательства», основанного на использовании практики ОдО. Предоставленные достижения были измерены суммативными тестами до и после названного «вмешательств» и коэффициент эффекта был выражен от 0,4 до 0,7. При этом, эффект размера 0,4 способствовал продвижению среднего учащегося до середины установленного уровня 2-го этапа (3-6 классы); размер же эффекта 0,7 обеспечил продвижение учащихся на три четверти установленного уровня. Кроме того, исследованием предоставлены доказательства тому, что повышение достижений для учеников снизкой успеваемостью, были еще выше названных, что обеспечило заинтересованное внимание, убежденность многих учителей и политиков в актуальности и значимости подхода ОдО. Оценивание - категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве. Данная категория предполагает два аспекта оценивания: оценивание обучения (суммативное оценивание) и оценивание для обучения (формативное оценивание). Различные формы оценивания описаны и оценены с точки зрения их потенциала для усовершенствования обучения.

Различия между формативными и суммативными (суммирующими) целями в обучении

установлены с 1960-х годов, хотя значения каждого из них недостаточно четко пределены до сегодняшнего времени. Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. Так, оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности, а оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, а также для сертификации или регистрации динамики продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения. В случае если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы (то есть, имеют определяющее значение), необходимо обеспечение надежности измерений, что возможно при использовании специальных тестов, устанавливающих контроль над содержанием информации и условиями ее формирования. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе - оцениванием для обучения (ОдО).

Суть оценивания

Неслучайно категория «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает

«сидеть рядом», отражая характерный признак ситуации оценивания: один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра форм оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах неоднократно, каждый день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть различной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время как другие - основываются на постановке вопросов в процессе повседневного общения в классе. Вместе с тем, все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают:

• наблюдение;

• интерпретацию полученных данных;

• заключение, которое может быть использовано для прогнозирования дальнейших действий.

Наблюдение

Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение учеников, наблюдая за ними в процессе выполнения заданий, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя, в отдельных случаях, возможно, понадобится использование специально продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться удачно сформулированный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.

Интерпретация

Интерпретация осуществляется в отношении того, что вызывает интерес, например: особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Подобные параметры часто называют критериями и именуют их целями или задачами обучения. Обычно наблюдение как часть оценивания осуществляется по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. Интерпретация позволяет охарактеризовать или попытаться объяснить поведение наблюдаемого субъекта; кроме того, интерпретация выступает, как логический вывод в результате наблюдения за поведением (к примеру, то, что говорит ребенок, является результатом его мышления и т. д.). В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.

Заключение

На основе интерпретации данных формулируется заключение, предполагающее некое оценивание. На данном этапе процесс оценивания представлен не однозначно, поскольку является зависимым от различных целей, для которых предназначен, и от назначений, в рамках которых будет использована полученная информация.

Оценивание обучения

Целью оценивания обучения, в отличие от оценивания для обучения, является суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. По существу, оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее существенное значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения. При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников, к примеру, одного возраста. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/не соответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.

Оценивание для обучения

При ОдО наблюдение, интерпретация и критерии оценивания могут быть сходными с

применимыми в процессе оценивания обучения, но характер заключения и принимаемых решений - иными. По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый

Учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также - направления, в котором следует развиваться, и установления оптимальных и эффективных путей достижения необходимого уровня.

Одним из значимых элементов данного определения является акцент на использовании

результатов оценивания учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, и, даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики тоже должны активно участвовать. Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать. Данное заключение чрезвычайно значимо и актуально для практики преподавания и обучения.

Формативное использование суммативных данных

Баллы и показатели уровней зачастую упоминаются как «данные». Собранные суммативные данные способствуют идентифицированию работ и акцентированию особого внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня. Направлены на сбор данных об уровне знаний и умений, приобретенных учениками по окончании курса обязательного образования и необходимых для полноценного их участия в жизни общества. Тем не менее, необходимо знать порядок сбора таких данных и анализа сформулированных выводов.

Школы также собирают данные для установления причин и дальнейшего планирования действий. Таким же образом на уровне отдельного ученика суммативное оценивание используется для определения уровня достижений и последующего, перспективного уровня, задаваемого в качестве цели для дальнейшего развития ученика. Однако, если обеспечение поддержки учеников на дальнейших этапах является ключевым аспектом, то обоснования и критерии, выдвигаемые для определения баллов и уровней, должны быть изучены особенно тщательно. Важно то, что качественная информация относительно основных аспектов выполненного задания может быть использована для обратной связи с учениками. К примеру, если просто осведомить ученика о достигнутом им определенном уровне, это не поможет ему определить его дальнейшие действия для достижения лучшего результата. В то время, как совместный с учеником анализ причин, обусловивших данный результат, и объяснение критериев оценивания позволят ученику понять свои дальнейшие действия для улучшения этого результата. В данном контексте суммативное оценивание (в цифровом выражении) не является определяющим, и учитель возвращается к данным (наблюдения и интерпретации), на которых оно и основано. Затем, учитель осуществляет формативное оценивание (в устной форме), отражая способы определения актуального уровня обучения ученика и уровня, которого ему необходимо достичь и каким образом лучше это сделать. Посредством изменения характера оценивания обучения возможна трансформация его в оценивание для обучения. Однако, ввиду того, что оно не было запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с оцениванием, предварительно запланированным с учетом особенностей ОдО. Внешние тесты являются еще более проблематичными, чем суммативное оценивание, поскольку учителя редко имеют доступ к исчерпывающим данным, на которых основываются баллы и уровни, не смотря на то, что учитель может использовать анализ типичных ошибок.

© 2010-2022