- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа. Алгебра. 7 класс. Ю. Н. Макарычев
Рабочая программа. Алгебра. 7 класс. Ю. Н. Макарычев
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лешкевич Е.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №2»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_______ Н.Б.Радченко
Приказ № 185
«01»сентября 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора по УВР
_______ Н.В. Москалец
«31»августа 2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1 от «28»августа 2015 г.
рук. МО______Л.В. Бондаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
Алгебра, 7 класс
Количество часов: 102 (3 часа в неделю).
Уровень: базовый
Составитель: Лешкевич Е.В.,
учитель физики
первой квалификационной категории
Планирование составлено на основе:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
Алгебра. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Используемый учебник:
-
Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе/ (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под ред. С.А.Теляковского. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.-256с.: ил.
2015/ 2016 учебный год
Содержание
Содержание 2
1.Пояснительная записка 2
1.1.Цели учебного предмета 3
1.2.Место предмета в учебном плане 3
1.3.Требования к результатам освоения дисциплины 4
2.Содержание учебного предмета 4
2.1. Содержание разделов 4
3. Тематическое планирование и календарное планирование 6
3.1. Тематическое планирование 6
3.2. Календарно-тематическое планирование 6
4. Контроль и оценка достижения обучающимися планируемых результатов 8
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, средства обучения 10
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе следующих документов:
-
Закона РФ «Об образовании»
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.
-
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Авторской программы: Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.Г.Миндюк . - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2014.-32с.
-
Алгебра. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
-
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (Приложение 1 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 № 2/2).
-
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (Приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2).
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год. (Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
-
Образовательная программа основного общего образования, утвержденная педсоветом Протокол №1 от 27.08.2015
Рабочая программа раскрывает содержание обучения математике в 7 классе общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 170 ч в год (5 ч в неделю).
-
Цели учебного предмета
Изучение алгебры направлено на реализацию целей в государственном стандарте общего образования по математике:
Цели изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
-
Место предмета в учебном плане
-
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии является следующим: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 105 часов алгебры и 70 часов геометрии.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс - контроля, тестов, взаимоконтроля.
Количество учебных часов:
В год -102(3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часов алгебры и 68 часов геометрии.)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
-
-
Требования к результатам освоения дисциплины
-
Планируемые результаты изучения алгебры у учащихся 7 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
-
формулы сокращенного умножения;
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
-
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
-
Содержание учебного предмета
2.1. Содержание разделов
1. Выражения и их преобразования. Уравнения (19 ч.)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик. Знать простейшие статистические характеристики. Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
2.Функции (10 ч.)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график.
Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
-
Степень с натуральным показателем (11 ч.)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у= х², у= х³ , и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями. Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у= х², у= х³.
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у= х², у= х³; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
4.Многочлены (18 ч.)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
5.Формулы сокращённого умножения (21 ч.)
Формулы (a±b) = a² ±2ab+b² , (a-b)(a + b) = а² -b² ,[{a±b)(a²+ab+b²)]. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений (16 ч.)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач (7 ч.) Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса)
3. Тематическое планирование и календарное планирование
3.1. Тематическое планирование
№ п/п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Выражения и их преобразования. Уравнения
19
2.
Функции
10
3.
Степень с натуральным показателем
11
4.
Многочлены
18
5.
Формулы сокращённого умножения
21
6.
Системы линейных уравнений
16
7.
Повторение.
7
Итого
102
3.2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ в разделе
Тема урока
Количество часов
Дата проведения урока
по плану
Фактически
Глава 1. Выражения и их преобразования. Уравнения. (19 часов)
1
1
Числовые выражения
1
02.09
2-3
2-3
Выражения с переменными
2
04.09,07.09
4
4
Сравнение значений выражений
1
09.09,
5-7
5-7
Свойства действий над числами.
3
11.09 14.09, 16.09
8-10
8-10
Тождества. Тождественные преобразования выражений
3
18.09, 21.09, 23.09,
11
11
Контрольная работа №1 «Выражения и их преобразования»
1
25.09
12
12
Уравнения и его корни
1
28.09
13
13
Линейное уравнение с одной переменной.
1
30.09
14-16
14-16
Решение задач с помощью уравнений.
3
02.10, 05.10, 07.10
17-18
17-18
Статистические характеристики
2
09.10, 12.10
19
19
Контрольная работа № 2 по теме «Линейные уравнения с одной переменной».
1
14.10
Глава 2. Функции (10 часов)
20
1
Анализ контрольной работы. Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле
1
16.10
21-22
2-3
График функции
2
19.10, 21.10
23-24
4
Прямая пропорциональность.
2
23.10, 26.10
25-26
5-6
Линейная функция и ее график.
2
28.10, 30.10
27-28
7-8
Взаимное расположение графиков линейных функций.
2
09.11, 11.11
29
9
Контрольная работа № 3 «Линейная функция»
1
13.11
Глава 3. Степень с натуральным показателем (11 часов)
30
1
Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем.
1
16.11
31-32
2-3
Умножение и деление степеней.
2
18.11, 20.11
33-34
4-5
Возведение в степень произведения и степени.
2
23.11,25.11
35
6
Одночлен и его стандартный вид.
1
27.11
36-37
7-8
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
2
30.11, 02.12
38-39
9-10
Функции у = х², у = х³ и их свойства.
2
04.12, 07.12
40
11
Контрольная работа № 4 по теме: «Степень с натуральным показателем».
1
09.12
Глава 4. Многочлены (18 часов)
41-42
1-2
Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид.
2
11.12, 14.12
43-44
3-4
Сложение и вычитание многочленов.
2
16.12, 18.12,
45-47
5-7
Умножение одночлена на многочлен.
3
21.12, 23.12, 25.12,
48-50
8-10
Вынесение общего множителя за скобки.
3
11.01, 13.01, 15.01
51
11
Контрольная работа № 5 «Многочлен».
1
18.01
52-54
12-14
Умножение многочлена на многочлен.
3
20.01, 22.01, 25.01
55-57
15-17
Разложение многочлена на множители способом группировки.
3
27.01, 29.01, 01.02
58
18
Контрольная работа № 6 «Умножение многочленов. Способ группировки»
1
03.02
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (21 час)
59-61
1-3
Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.
3
05.02, 08.02, 10.02
62-63
4-5
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
2
12.02, 15.02
64-65
6-7
Умножение разности двух выражений на их сумму
2
17.02, 19.02
66-67
8-9
Разложение разности квадратов на множители.
2
24.02, 26.02
68-69
10-11
Разложение на множители суммы и разности кубов.
2
27.02,
29.02,
70
12
Контрольная работа № 7 «Все действия с многочленами».
1
02.03,
71-73
13-15
Преобразование целого выражения в многочлен.
3
04.03,
05.03,
09.03,
74-76
16-18
Применение различных способов для разложения на множители.
3
11.03, 14.03, 16.03
77-78
19-20
Применение преобразований целых выражений.
2
21.03, 23.03
79
21
Контрольная работа №8 по теме: «ФСУ».
1
25.03
Глава 6. Системы линейных уравнений (16 часов)
80-81
1-2
Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными.
2
04.04, 06.04
82-83
3-4
График линейного уравнения с двумя переменными.
2
08.04, 11.04
84-85
5-6
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
13.04, 15.04,
86-88
7-9
Способ подстановки
3
18.04, 20.04, 22.04,
89-91
10-12
Способ сложения
3
25.04, 27.04, 29.04,
92-94
13-15
Решение задач с помощью систем уравнений
3
04.05, 06.05, 11.05
95
16
Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».
1
13.05
Повторение (10 часов)
96
1
Анализ контрольной работы. Повторение. Уравнения с одной переменной.
1
16.05
97
2
Решение задач с помощью уравнений.
1
18.05
98
3
Линейная функция.
1
20.05
99
4
Степень с натуральным показателем и ее свойства.
1
23.05
100
5
Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов.
1
25.05
101
6
Итоговая контрольная работа.
1
27.05
102
7
Формулы сокращенного умножения.
1
30.05
4. Контроль и оценка достижения обучающимися планируемых результатов
Оценка устного ответа
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания,
полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
степень сформированных интеллектуальных и обще учебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка "5":
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка "4":
Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка "3":
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка "2":
Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5"
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка "4"
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
• или не более двух недочетов.
Оценка "3"
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок,
• или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
• или не более двух-трех негрубых ошибок,
• или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2"
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка "3", или если правильно выполнено менее половины работы.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
• незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
• незнание наименований единиц измерения;
• неумение выделить в ответе главное;
• неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
• неумение делать выводы и обобщения;
• неумение читать и строить графики;
• неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
• потеря корня или сохранение постороннего корня;
• отбрасывание без объяснений одного из них;
• равнозначные им ошибки;
• вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
• неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
• неточность графика;
• нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
• нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
• неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
• нерациональные приемы вычислений и преобразований;
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена "Нормами", если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего Оценке "3" ("зачет"), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка "4" ("хорошо") может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка "5" ("отлично") учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, средства обучения
Перечень средств икт, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
• персональный компьютер;
• принтер;
• сканер;
• сетевое оборудование.
Программные средства:
• операционная система Windows;
• полный пакт офисных приложений MicrosoftOffice;
• интернет - браузеры;
• HTML-редактор;
• почтовые клиенты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразова. организаций/ Н. Г. Миндюк. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2014. - 32 с.
Литература для ученика
Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе/ (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под ред. С.А.Теляковского. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.-256с.: ил.