Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

Данная тема актуальна, так как деления десятичных дробей необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей умения и навыки деления десятичных дробей, используя различные методы обучения. Новизна методической разработки урока состоит в том, что урок соответствует требованиям ФГОС: 1.    Ориентация на новые образовательные результаты. 2.    Нацеленная деятельность на формирование УУД. Целевая группа: ученики 5 классов. Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока «Деления десятичных дробей» в ходит в раздел «Десятичные дроби», который занимает третье место в курсе математике 5-ого класса и отводится на весь раздел 42 часа. По программе на тему «Деления десятичных дробей» запланировано 10 часов, а данный урок был первым по счету.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая картаОБЩАЯ ЧАСТЬ Соловьева Зинаида Владимировна

Предмет математика Класс 5 Б

Тема урока: деление десятичных дробей

Цель урока: ученик научится делить десятичные дроби, использовать умения и навыки деления десятичных дробей при решении задач.

Задачи урока:

1. Актуализация имеющихся знаний.

2. Постановка проблемы, темы и цель урока.

3. Решение задач для разрешения проблемы и вывода правила деления десятичных дробей.

4. Отработать первичные знания с помощью упражнений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

знать правило деления десятичных дробей, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.

учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы, развивать способность к познанию; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению деления десятичных дробей, проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность, учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения

десятичные дроби.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор.

Методическое назначение средств ИКТ

Обучающие, демонстрационные при объяснении нового материала

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер с установленной операционной системой Windows, Интернет





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Прошу занять свои места.
Слушайте меня внимательно,

На вопросы отвечайте,

Всё, ребята, подмечайте,

Ничего не забывайте,

Меня, прошу, не подкачайте.

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения

Устный счет

Предлагается учащимся задание для устного счета. Выдается на каждую парту по конверту.

Приложение 1

Задание 1. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта.

Задание 2. Расположите полученные ответы в порядке возрастания.

Задание 3. Переверните карточки с ответами и прочитайте полученное слово







Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу.

Постановка проблемы:

Площадь прямоугольника 16,32 дм2, а его ширина равна 4,8 дм. Чему равна длина прямоугольника?

Как найти длину прямоугольника?

16,32:4,8=

Дети какие затруднения у Вас появились?

Чему сегодня мы должны научиться?

Запишем тему урока.

Что для этого надо знать?

Разбор задания из учебника № 993

Давайте сделаем вывод.


Задание 1. Выбери пары выражений, значение которых одинаковы:

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

Задание 2. Выбери выражения, значения которых ты можешь вычислить:

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

Если теперь делимое и делитель увеличить в 10 раз, то значение частного не изменится. 77753:4=19384

А нельзя ли воспользоваться одновременным увеличением делимого и делителя в несколько раз для вычисления значений других выражений?

0,03*100=3

6,402:100=640,2

640,2:3=


Мы будем действовать так же, при деление натуральных чисел. Начнем делить целую часть, а когда она кончится, то поставим запятую в частном и продолжим дальше деление:

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

Следовательно: 6,402:0,03=213,4

Как проверить правильно ли мы выполнили деление?

Правила деления десятичных дробей:

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

•в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

•после этого выполнить деление на натуральное число.

  • Приветствуют учителя,

  • проверяют готовность к уроку,

эмоционально настраиваются на урок






Выполняют устно вычисления, выстраивают ответы в порядке возрастания, проверяют правильность с помощью полученного слова.

Ученики отвечают.

Москва

Ученик выступают с подготовленным кратким сообщением.

Москва́-Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи, Советской России и СССР, столица Российской Федерации. Москва носит почетное звание города-Героя.

Московский кремль. Кремль- замечательный памятник истории и архитектуры - давно уже стал символом не только Москвы, но и всей России. Учащиеся открывают тетрадь записывают число и классную работу.

Надо площадь прямоугольника разделить на его ширину.

-Мы не можем делить десятичные дроби

- Мы должны сегодня научится делению десятичных дробей.

Записывают тему урока

-Знать правило деления десятичных дробей.

Читают задания и отвечают на поставленные вопросы.

-Если делимое и делить одновременно увеличить в одно и то же число раз, то значения частного не изменится.

Учащиеся выбирают пары.


-Я могу вычислить значение выражения, в котором нужно выполнить деление натуральных чисел.

Дети увеличивают делимое и делитель в 10 раз и делит натуральные числа в столбик.

- Можем


-Но ведь делимое не натуральное число, а десятичная дробь, что же мы будем делать с запятой?

Дети решают пример



-Надо частное умножить на делитель.

Записывают правило деления десятичных дробей.

Длительность этапа

12 мин

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение осознанно строить речевое высказывание.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу;

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

Фронтальная, работа в тетрадях, работа в парах

Презентация

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Учитель - координатор

Учитель - навигатор

Методы обучения,

приемы,

техники

Объяснительно-иллюстративный,

Подводящий диалог

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Поддержание активного восприятия новой информации; её осмысление; соотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Задание 3. Выполни деление

12,06:0,8.

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»


Подсказка: Надо в частном в разряде десятки поставить ноль

Подсказка: Следует воспользоваться нулями, которые можем приписывать справа к десятичной дроби, не изменяя ее

Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни.

И вновь глазами по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь веди горизонтально,

И в центре ты остановись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Глаза открываем мы, наконец,

Зарядка окончилась. Ты молодец!

-Сначала нужно делитель сделать натуральным числом. Для этого увеличим его в 10 раз. А чтоб частное не изменилось, надо и делимое увеличить в 10 раз. Теперь можно делить десятичную дробь на целое число.

-Но как действовать дальше?

А дальше что делать?


Дети заканчивают решать пример.

Выполняют задания, предлагаемые на слайдах.

Длительность этапа

10

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Предметные: формирование основных понятий;

Метапредметные:

умение строить логическое рассуждение, делать выводы;

Коммуникативные:

умение осознанно строить речевое высказывание.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная , работа в тетрадях.

Средства ИКТ

презентация

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Учитель-навигатор

Методы обучения, приемы, техники

Объяснительно-иллюстративный

ЭТАП 3. Практикум

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка новых целей.

А сейчас мы можем ответь на вопрос задачи, поставленный в начале урока?

Площадь прямоугольника 16,32 дм2, а его ширина равна 4,8 дм. Чему равна длина прямоугольника?

Работа в группах. Каждой группе выдается карточка с одной задачей с подсказками. Приложение 2.


-Да

Дети находят длину прямоугольника по правилу деления десятичных дробей.

Ответ:3,4 дм

Группы решают задачу.






Длительность этапа

10

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Предметные: формирование основных понятий;

Метапредметные:

умение строить логическое рассуждение, делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; Осознание своих возможностей.

Форма организации деятельности учащихся

Средства ИКТ

Работа в группах

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Координатор

Методы обучения, приемы, техники

Практический

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Длительность этапа

6

Приложение 3

Жокей и лошадь.

Класс делить на две группы

Жокеи: выдаются примеры деления десятичных дробей

Лошади: выдаются ответы на примеры.

Жокеи должны решить пример и найти лошадь со своим ответом

Ученики-жокеи решают пример и находят лошадку с правильным ответом.

Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов

индивидуально

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Рабочая тетрадь

Методы контроля

самопроверка

Способы коррекции

Индивидуальная коррекция

Форма организации деятельности учащихся

Жокей и лошадь

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Эксперт

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

«Дом знаний»

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Рабочая тетрадь № 107, 108, 109.

Приложение 4

Предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания и отменить их на доске. После этого выставляет отметки учащимся.

Давайте сейчас вместе построим наш дом успеха и посмотрим будет ли он крепким. Для этого, те, у кого сегодня все получилось, у кого не возникло никаких затруднений, возьмите красный кирпичик, кто немного сомневался и у кого были недочеты незначительные, те возьмите желтый кирпичик, ну а кто чувствует, что тема для него была сложной и если что-то не получилось, возьмите белый кирпичик. Чтобы наш дом был крепкий, нужно заложить крепкий фундамент, поэтому, я приглашу к доске прикрепить красные кирпичики, теперь подойдите те, у кого желтые кирпичики, и в конце прикрепим белые кирпичики. Теперь наш дом крепкий, устойчивый и не будет заваливаться, так как у нас много красных крепких кирпичиков, На следующих уроках мы разберемся с нашими недочетами.

Вы все молодцы!

Вы все удальцы!

И пусть на года

Любимой всегда

Для вас математика будет!

Урок окончен.

Записывают домашнее задание

Определяют уровень достижений своих результатов и наглядно изображают его на доске


Приложение 1

1. 0, 023*10=

2. 0,128*1000=

3. 56,214:10=

4. 15,348*100=

5.123,45:1000=

6. 14,258*100=


м

о

с

к

в

а

0,12345

0,23

5,6214

128

1425,8

1534,8

у

т

н

ё

ь

ы

0,13

0,145

5,214

142,8

134,8

118




Приложение 2

1 группа

Задача:

Длина прямоугольника 8,5 дм, а ширина в 2,5 дм меньше. Найдите площадь прямоугольника.

Ответ: 28.9 дм2

2 группа

Задача:

Сторона одного квадрата 77,4 см, а сторона другого - в 3,6 раза меньше. Вычисли площадь второго квадрата.

Ответ:462,25 дм2

3 группа

Задача: Купили стол и 5 стульев, заплатив за все 2999,8 р. Сколько стоит один стул, если стол стоит 713,3р?

Ответ:457,3р.

4 группа

Задача:

Длина прямоугольника 10,5 дм, а ширина в 2,5 дм меньше. Найдите площадь прямоугольника.

Ответ: 44,1 дм2

5 группа

Задача:

Сторона одного квадрата 77,4 см, а сторона другого - в 4,3 раза меньше. Вычисли площадь второго квадрата.

Ответ:1393,2 дм2

6 группа

Длина прямоугольника 12,5 дм, а ширина в 2,5 дм меньше. Найдите площадь прямоугольника.

Ответ: 62,5 дм2



Приложение 3


Жокей

Лошадь

25,2:0,7

36

2,76:0,04

69

77,6:0,8

97

553:0,07

7900

3,725:0,005

745

244,8:1,2

204

33,22:0,11

302

1,2:0,3

4

15:0,3

50

1,8:0,9

2

0,45:0,15

3

1,6:0, 2

8

15:0,5

30

Приложение 4Технологическая карта урока «Деление десятичных дробей»












© 2010-2022