• Преподавателю
  • Математика
  • Методический материал из опыта работы Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению математики

Методический материал из опыта работы Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению математики.

Готина Р.В.учитель математики

МБОУ гимназия №103

г.Минеральные Воды.

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом - благоприятное общение в учебном процессе.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы - Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя. Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее: По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя - не только научить (в нашем случае - математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. С особым удовольствие решают следующую задачу.

Отряд солдат подошел к реке и задумал через нее переправиться. Однако мост оказался сломанным, а река очень глубокой. Рядом с берегом в лодке сидят 2 мальчика, но их лодка настолько маленькая, что на ней можно переправиться на другой берег или только одиному солдату или только двум мальчикам - не больше. Как им переправиться?

Путь к интересу лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Самостоятельное выполнение задания - самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока. Дело в том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников которые с заданием не успели справиться, а ждать их - значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

В.А.Сухомлинский говорил, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Большой интерес у учащихся вызывают дидактические игры. Их назначение - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность) и закрепление приобретённых знаний.
На уроках игра имеет особое значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. В играх различные задания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на традиционном уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания. Игра развивает детскую наблюдательность. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют именно те ученики, у которых этого не хватает для систематического освоения предмета. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, интерес к предмету.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На уроках можно использовать такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, "ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ",ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.

На уроках математики часто использую для проверки знаний теоретического материала 5игру «Теоретическая разминка или турнир «рыцарей»
К доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по всему курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, не него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс и начисляет баллы, за которые в конце игры выставляется оценка. Условия начисления баллов и выставления оценок обсуждается с классом в начале игры. В турнире «рыцарей» вызванные к доске ребята вопросы задают друг другу. Для этого надо заранее предупредить учащихся о проведении турнира, объявить тему, чтобы ребята могли приготовить вопросы и повторить материал.

Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен научить их самостоятельно приобретать знания.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является проведение нетрадиционных уроков.
В своей практике использую следующие виды уроков: "Урок - сказка", "Урок - путешествие", "Урок - улей", "Урок - КВН", "Математический час", "Поле чудес", "Урок-конференция", "Урок-презентация" и др..

"Урок - сказка", "Урок - путешествие" - это уроки, опирающиеся на фантазию школьников. Учитывая физиологические особенности детей, такие учебные занятия следует проводить в 5-6 классах. Внимание школьника направлено на игровое действие, наблюдая за которым, он незаметно для себя выполняет обучающую задачу.
С интересом учащиеся работают на "Уроках - улей", которые представляют собой особым образом организованную самостоятельную работу школьников. На подобных занятиях учащиеся не могут пользоваться ни учебником, ни тетрадью, ни черновиком. Они выполняют каждый пример на отдельных листочках. Сначала выдаётся по одному листочку на каждого ученика. Ученик выполняет первое задание, подходит к учителю, который мгновенно проверяет правильность решения. Если пример выполнен верно, то учитель забирает листочек, ученик берёт другой и на нём выполняет другое задание…
На доске заранее записываются три варианта заданий: на "3" - синим мелом, на "4" - жёлтым, на "5" - красным. Отдельно готовится стенд для учёта каждого выполненного задания. Слева - колонки с фамилиями, справа - три колонки вариантов: на "5", на "4", на "3". После проверки учителем правильности решения в таблице отмечаются результаты. Можно использовать и компьютер с другими мультимедийными средствами. Работа прекращается за 5 минут до звонка. За это время учитель даёт оценку подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда.
Преимущества таких уроков: учащиеся могут выбрать задания по своим силам, а учитель - оценить всех учащихся за урок, увидеть, где больше было допущено ошибок.
Опыт показывает, что как правило, не бывает отрицательных оценок. Даже слабые ученики стараются выполнить задание на "4" и получить оценку выше, чем всегда.
"Урок - КВН" - заключительный урок изучаемой темы. Целесообразно проводить такие уроки с учащимися 7-9 классов. Велика подготовительная работа учителя к такому уроку. Надо хорошо знать учащихся класса, разбить их на команды, выявить в них лидеров, которые смогут работать в качестве консультантов во время КВН. На уроке непременно используются наглядные пособия, дидактический материал, ТСО. Команды готовят эмблемы, математические газеты, вопросы противникам, повторяют материал изученной темы, выполняют заранее оговорённое творческое домашнее задание.
Урок - КВН превращает в соревнование занятие по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.

Уроки в которые включён занимательный материал, никого не оставляют равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес, развивают их способности, о которых сами школьники порой и не подозревают

Применяя различные формы работы можно достичь устойчивого интереса к изучению математики, повышения качества знаний по предмету и более успешной адаптации выпускников средней школы в обществе.
5. Литература
1. Айвазян Д.Ф. Алгебра 8 класс: поурочные разработки. - Волгоград, 2003.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 - 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2006.
3. Бегун Л.В. Урок-лекция «Теорема Пифагора»//Математика// 1996, № 17.
4. Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 - 11 классов общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2000.
5. Зив Б.Г. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7 (8) класса. - М.: Просвещение, 2000.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990 г.
8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.
9. Красиков Ю.А. Оригинальные домашние задания//Математика в школе 1996, № 4.
10. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Теляковского С.А. - М.: Просвешение, 2006.
11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,1990.
12. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.
13. Оникул П.Р. Игры по математике: Учебное пособие. - СПб., 1999 г.
14. Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
15. Фадеева Т.В. «Задания к началу изучения темы «Координатная плоскость»// Математика в школе // 1993 №2.
16. Чекмарев Я.В. Методика устных вычислений. - М.: Просвещение, 1970.
17. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса / М.: Классикс Стиль, 2007.
18. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М.: Просвещение, 1995.
19. nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/raboc

© 2010-2022