- Преподавателю
- Математика
- Разработка мастер-класса для учителей Кейс-стади
Разработка мастер-класса для учителей Кейс-стади
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коваленко Т.И. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА 18"
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Мастер-класс для учителей математики 11-х классов «Организация повторения при подготовке к ЕНТ по технологии Кейс-стади»
Учитель математики высшей категории
Коваленко Т.И.
г. Усть-Каменогорск, 2014 год
План:
-
Психологический настрой
-
Вступительное слово методиста-консультанта по физике, математике. Экономике Нурпеисовой А.З.
-
Теоретическая часть
-
Практическая часть
-
Рефлексия
Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс».
Кейс - это...
Технология «Кейс-стади»
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году.
«Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая».
Метод Case Studies предполагает:
-
подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;
-
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
-
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
-
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая".
Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия.
Непосредственная цель case-study -совместными усилиями
-
сформулировать,
-
проанализировать,
-
дать оценку,
-
выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел - случая.
Решает проблемы
-
поиска точной информации;
-
сопоставления информации, полученной из разных источников;
-
выявления собственной точки зрения.
Структура кейса
-
Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс);
-
перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом;
-
пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории;
-
приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.
Виды кейсов
-
Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
-
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
-
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Обучающий кейс
-
Основные задачи - учебные и воспитательные, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни.
-
Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни.
-
Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей.
-
Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.
-
Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
Этапы работы
Стадия единения - погружение в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.
Варианты работы:
-
Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы.
-
В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении.
-
Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС.
-
Она соотносится с соответствующим разделом курса.
Стадия поляризации - организация совместной деятельности
Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы:
-
деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально;
-
слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени;
-
в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации;
-
в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.
Стадия мобилизации: обсуждение
-
Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).
-
Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.
Стадия прорыва
-
Найдено решение проблемы
Этап анализа и рефлексии совместной деятельности (катарсис)
Основная задача этого этапа - проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.
Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы.
Действия преподавателя могут быть следующими:
-
завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп,
-
рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Сценарий организации занятий
1. Подготовительный этап
Педагог готовит ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока
2. Ознакомительный этап
-
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
-
Введение в ситуацию.
-
Описание ситуации.
-
Информационный материал.
-
Глоссарий.
3. Основной (аналитический) этап
-
Вступительное слово учителя;
-
распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);
-
организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.
-
первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
-
второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
4. Итоговый этап
-
Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
-
обобщающее выступление учителя - анализ ситуации;
-
оценивание учителем учащихся.
Результаты работы с кейсом
Учебные (результаты, связанные с освоением знаний и навыков)
-
Освоение новой информации
-
Освоение методов сбора данных
-
Освоение методов анализа
-
Умение выбрать наиболее рациональный способ решения
-
Соотнесение теоретических и практических знаний
Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения)
-
Создание авторского продукта
-
Образование и достижение личных целей
-
Повышение уровня компетентности разрешения проблемы
-
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом
Правила для учителя:
Правила для учеников:
-
отказаться от ........... и ............
-
иметь нейтралитет к .........
-
занять ........... позицию
-
преодолевать конфликты и ............. без морализаторства
-
серьезно .......... участников
-
активизировать и ........... группу
-
.............. свои эмоции
-
............структурировать занятие.
-
высказывания должны быть ...........
-
не разрешается говорить нескольким.............
-
главные идеи должны быть ..........
-
все обсуждения ведутся ...............