- Преподавателю
- Математика
- «Язык уравнений»
«Язык уравнений»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мансурова Г.М. |
Дата | 22.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: математика.
Дата: 24.01.2014 г.
Класс: 6 - A.
Тема урока: «Язык уравнений».
Одной из основных задач школьного курса математики является знакомство учащихся с соотношением между явлениями реального мира и его математическими моделями, обучение построению математической модели и ее реализации для решения задачи, объяснение им того, что абстрактная математическая модель, в которой отброшено все несущественное, позволяет глубже понять суть вещей.
В процессе обучения математики к 6 классу отрабатываются навыки решения различной сложности линейных уравнений и к ним сводящихся. Первое знакомство с модулем числа позволяет решать простейшие уравнения, содержащие модуль. Учащиеся знакомятся с уравнениями, имеющими не один корень, встречаются с ситуацией, когда корней в уравнении нет. В зависимости от степени подготовленности класса, знакомятся с простейшим линейным уравнением, содержащим параметр. Все это способствует приобретению навыков работы с заданиями более высокого уровня сложности, формированию математической культуры учащихся, развитию интереса к предмету.
Урок «Язык уравнений» повторяет и обобщает знания по данной теме. Проверяет степень усвоения изученного материала, дает возможность детям увидеть полную картину изученного, красоту языка уравнений. Он проходит в кабинете, где наряду с обычной доской есть экран, проектор, компьютер. Есть возможность использовать компьютерные материалы, подготовленные учителем, на различных этапах урока.
Цели и задачи урока:
- образовательные: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изученному материалу, закрепление навыков решения уравнения с одной переменной;
- развивающие: развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи учащихся, умения систематизировать и применять полученные знания;
- коррекционно-развивающее: умение самостоятельно решать примеры и простейшие уравнения;
- воспитательные: формирование интереса к решению уравнений различного типа; создание условий для развития навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, коммуникативных умений.
Ожидаемый результат: в ходе урока учащиеся повторяют решение различного вида уравнений, сводимых в процессе решения к линейным уравнениям, необходимый теоретический материал по теме. Все это создает более целостную картину изученного, формирует умение в многообразии заданий находить рациональный, обоснованный способ решения, дает возможность перейти к изучению других видов уравнений.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: комбинированный.
Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, целей, задач.
III. Актуализация знаний и умений учащихся.
IV. Основной этап урока.
1) Самостоятельная работа. Проверка усвоения навыков решения уравнений, корректировка знаний.
2) Обобщение изученного материала при решении уравнений с параметром.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организаци-онный момент.
Приветствие.
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и задач урока.
Историческая справка.
На экране слайд №1,называется тема урока. Учитель: «Математика изучает математические модели.
Они описываются специфическим языком, языком уравнений. Владение математическим языком, моделированием, позволяет лучше ориентироваться в природе и обществе, решать многие задачи. Поэтому столь важно научиться решать уравнения разного вида, находить оптимальные, красивые решения».
Затем, с помощью слайда №2 презентации, учитель знакомит учащихся со словами А.Эйнштейна о значимости уравнений
и сообщает цели и задачи урока.
Записывают дату урока, тему урока. Затем один из учащихся по просьбе учителя дает краткую справку из истории уравнений, подготовленную дома. (Можно использовать Приложение1)
III. Актуали-зация знаний и умений учащихся.
1. Учитель: «При решении уравнений необходимо, уметь упрощать выражения, приводить подобные слагаемые».
Учащимся предлагается выполнить задания слайда №3,упростить выражения. Через некоторое время, на экране появляется правильное решение (слайд №4), и ученики проверяют написанное.
2. Далее повторяется понятие уравнения с одной переменной, определение корня уравнения, что значит решить уравнение. Повторяются различные исходы решения линейного уравнения, свойства уравнений.
Для этого выполняется задание слайда №5,где необходимо из данных выражений составить уравнение с одной переменной, решить составленное уравнение.
Слайды №6,7,8 позволяют проверить выполненное задание.
3. По слайдам №9-13, еще раз повторяются основные понятия и алгоритм решения уравнений.
Дети выполняют задания в тетради самостоятельно, исправляют допущенные ошибки.
Отвечают на вопросы учителя о ходе решения.
Учащиеся выбирают левую и правую части для каждого уравнения, записывают в тетрадях, находят корни уравнений, если это возможно.
Подробно объясняют свои действия, отвечают на вопросы учителя. Задания слайда №6 выполняются устно.
IV. Основной этап.
1) Самосто-ятельная работа. Проверка усвоения навыков решения уравнений, корректировка знаний.
2) Обобщение изученного материала при решении уравнений с параметром.
Учитель предлагает проверить степень усвоения материала при решении задач слайда №14,15. Затем детей просит поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить его работу, поставить оценку.
С помощью слайда №16 учитель предлагает выполнить следующее задание:
Найдите значение коэффициента а, при котором уравнение:
1) имеет один корень, найдите этот корень;
2) имеет один корень, равный 0;
3) не имеет корней;
4) имеет в качестве корня любое число.
Далее разбирается решение уравнения и возможные случаи решения.
Слайд №17 иллюстрирует полученные выводы.
Учащиеся выполняют самостоятельно задания слайда. Выполняют проверку работы соседа, дают оценку работы. Далее открывается решение на слайде и дети завершают проверку своих работ.
Учащиеся выполняют задание в тетради, комментируя подробно решение:
1) уравнение имеет один корень, если , тогда .
2) имеет корень , если , а коэффициент после знака равенства равен нулю. Но он равен . Значит, ни при каких значениях уравнение не имеет корня .
3) не имеет корней, если . Действительно,.
4) имеет в качестве корня любое число, если и коэффициент после знака равенства равен нулю. Но он равен . Значит, таких значений нет.
Учащиеся участвуют в обсуждении решения уравнения , записывают его в тетради.
V. Физкульт-
минутка.
Мы считали, мы решали
И на редкость все устали
Дружно встали, потянулись,
Наклонились, улыбнулись,
Разминаем кисти рук,
Посмотрим вдаль, потом вокруг,
Наклоняемся слегка,
Чтоб размять свои бока,
Упражняться нам не лень,
Будем добрыми весь день.
Вместе с учителем выполняют все движения.
VI. Закрепление.
Затем решаются задания учебника № 839 (уровень А), № 856 (уровень В),задания слайда №18. Слайды №19-24 позволяют проверить выполненное задание.
Комментируя решение каждого уравнения, записывая решение в тетради, учащиеся знакомятся с решением уравнений с параметром. Преодолевая трудности восприятия такого типа уравнений, они становятся участниками небольшого, но важного исследования в математике.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель подводит итог урока, обращает еще раз внимание учащихся на многообразный мир уравнений и предлагает ответить на вопросы:
- Что понравилось на уроке?
- Что было интересным?
- Что самым трудным?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на следующем уроке?
Далее анализирует ответы учащихся и дает им оценку. Проводит краткий инструктаж по домашнему заданию.
Учащиеся отвечают на вопросы, просматривают домашнее задание, записывают в дневник.
VIII. Домаш-нее
задание (на карточках).
базовый уровень А.
более сложный уровень В.
Доп. задание: «Подобрать задачу, для решения которой необходимо составить уравнение».