- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сазонова О.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №_____
от «___» сентября 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании МС ШКОЛЫ
Протокол №_____
от «___» сентября 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ СОШ №21г. Брянска
№_______
от «____»сентября2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
6 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
САЗОНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
-
федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике 2004 года;
-
примерная программа основного общего образования по математике;
-
авторская программа Виленкина Н.Я. по математике 5-6 класс, автор-составитель В.И. Жохов, изд. Мнемозина, 2010;
-
учебный план МБОУ СОШ №21 г. Брянска.
Цели и задачи учебного курса
-
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-
формирование представлений о математических идеях и методах;
-
формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Целями изучения курса математики в 5-6-м классах являются: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Внесенные изменения
Рабочая программа реализуется в рамках учебного плана основного общего образования МБОУ СОШ №21 г. Брянска для 6 класса по математике в количестве 175 часов в год (5 часов в неделю). В связи с тем, что государственные праздники (23 февраля, 8 марта и 9 мая) считаются неучебными днями, и учитывая, что учебный год состоит из неполных 35 недель, вместо 175 учебных часов возможно выдать только 170 часов, поэтому рабочая программа полностью соответствует авторской программе Виленкина Н.Я. по математике 5-6 класс, автор-составитель В.И. Жохов, изд. Мнемозина, 2010, составленной на 170 часов.
Один час взят на входную контрольную работу из резерва.
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Примечание
1
Делимость чисел
20
20+1
1 час на входную контрольную работу
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
22
22
3
Умножение и деление обыкновенных дробей.
31
31
4
Отношения и пропорции.
18
18
5
Положительные и отрицательные числа.
13
13
6
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
11
11
7
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
12
12
8
Решение уравнений.
15
15
9
Координаты на плоскости
13
13
10
Итоговое повторение
13
13
11
Резерв
2
1
Итого
170
170
Учебно-методический комплект
-
Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М., 2013.
-
Жохов В. И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М., 2010
Список контрольных работ, проводимых в 6 классе.
№
работы
Тема
Дата проведения
по плану
по факту
Входная контрольная работа
10.09
1
Делимость чисел
30.09
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
21.10
3
Сложение и вычитание смешанных чисел
30.10
4
Умножение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа
26.11
5
Деление обыкновенных дробей
8.12
6
Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения
21.12
7
Отношения и пропорции
14.01
8
Масштаб. Длина окружности. Площадь круга
25.01
9
Положительные и отрицательные числа
11.02
10
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
29.02
11
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
14.03
12
Раскрытие скобок. Подобные слагаемые
13.04
13
Решение уравнений
21.04
14
Координаты на плоскости
11.05
15
Итоговая контрольная работа
23.05
Формы контроля
Устный и письменный опрос
Карточки
Самостоятельная работа
Тестовые задания
Контрольные работы
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя - степени десяти в записи числа.
Содержание курса (учебно-тематический план)
№
п\п
Раздел
Количество часов
Знания и умения
1
Делимость чисел
20 часов
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель - завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
22 часа
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель - выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3
Умножение и деление обыкновенных дробей
31 час
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби
4
Отношения и пропорции
18 часов
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель - сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5
Положительные и отрицательные числа
13 часов
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель - расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами
6
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
11 часов
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель - выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
13 часов
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь - в десятичную или периодическую.
8
Решение уравнений
15 часов
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель - подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9
Координаты на плоскости
13 часов
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель - познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10
Повторение
13 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Наименование темы
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
по факту
Делимость чисел ( 20+1)
Делители и кратные
1
2.09
Делители и кратные
1
3.09
Делители и кратные
1
4.09
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
7.09
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
8.09
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
9.09
Входная контрольная работа.
1
10.09
Признаки делимости на 9 и на 3
1
11.09
Признаки делимости на 9 и на 3
1
14.09
Простые и составные числа
1
15.09
Простые и составные числа
1
16.09
Разложение на простые множители
1
17.09
Разложение на простые множители
1
18.09
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
21.09
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
22.09
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
23.09
Наименьшее общее кратное
1
24.09
Наименьшее общее кратное
1
25.09
Наименьшее общее кратное
1
28.09
Наименьшее общее кратное
1
29.09
Контрольная работа №1 по теме "Делимость чисел"
1
30.09
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями ( 22 ч)
Основное свойство дроби.
1
1.10
Основное свойство дроби.
1
2.10
Сокращение дробей
1
5.10
Сокращение дробей
1
6.10
Сокращение дробей
1
7.10
Приведение дробей к общему знаменателю
1
8.10
Приведение дробей к общему знаменателю
1
9.10
Приведение дробей к общему знаменателю
1
12.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
13.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
14.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
15.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
16.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
19.10
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
1
20.10
Контрольная работа № 2 по теме " Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "
1
21.10
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
22.10
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
23.10
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
26.10
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
27.10
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
28.10
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
29.10
Контрольная работа № 3 по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел "
1
30.10
Умножение и деление обыкновенных дробей (31 ч)
Умножение дробей.
1
9.11
Умножение дробей
1
10.11
Умножение дробей
1
11.11
Умножение дробей
1
12.11
Нахождение дроби от числа
1
13.11
Нахождение дроби от числа
1
16.11
Нахождение дроби от числа
1
17.11
Нахождение дроби от числа
1
18.11
Применение распределительного свойства умножения.
1
19.11
Применение распределительного свойства умножения.
1
20.11
Применение распределительного свойства умножения.
1
23.11
Применение распределительного свойства умножения.
1
24.11
Применение распределительного свойства умножения.
1
25.11
Контрольная работа № 4 по теме "Умножение обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа"
1
26.11
Взаимно обратные числа.
1
27.11
Взаимно обратные числа
1
30.11
Деление
1
1.12
Деление
1
2.12
Деление
1
3.12
Деление
1
4.12
Деление
1
7.12
Контрольная работа № 5 по теме "Деление обыкновенных дробей"
1
8.12
Нахождение числа по его дроби
1
9.12
Нахождение числа по его дроби
1
10.12
Нахождение числа по его дроби
1
11.12
Нахождение числа по его дроби
1
14.12
Нахождение числа по его дроби
1
15.12
Дробные выражения
1
16.12
Дробные выражения
1
17.12
Дробные выражения
1
18.12
Контрольная работа № 6 по теме "Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения"
1
21.12
Отношения и пропорции (18ч)
Отношения
1
22.12
Отношения.
1
23.12
Отношения.
1
24.12
Отношения.
1
25.12
Отношения.
1
28.12
Пропорции
1
29.12
Пропорции
1
30.12
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
11.01
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
12.01
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
13.01
Контрольная работа № 7 по теме "Отношения и пропорции"
1
14.01
Масштаб.
1
15.01
Масштаб
1
18.01
Длина окружности и площадь круга.
1
19.01
Длина окружности и площадь круга.
1
20.01
Шар
1
21.01
Шар
1
22.01
Контрольная работа № 8 по теме "Масштаб. Длина окружности. Площадь круга"
1
25.01
Положительные и отрицательные числа ( 13ч)
Координаты на прямой
1
26.01
Координаты на прямой
1
27.01
Координаты на прямой
1
28.01
Противоположные числа
1
29.01
Противоположные числа
1
1.02
Модуль числа
1
2.02
Модуль числа
1
3.02
Сравнение чисел
1
4.02
Сравнение чисел
1
5.02
Сравнение чисел
1
8.02
Изменение величин
1
9.02
Изменение величин
1
10.02
Контрольная работа № 9 по теме "Положительные и отрицательные числа"
1
11.02
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел ( 11ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
1
12.02
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
15.02
Сложение отрицательных чисел
1
16.02
Сложение отрицательных чисел
1
17.02
Сложение чисел с разными знаками
1
18.02
Сложение чисел с разными знаками
1
19.02
Сложение чисел с разными знаками
1
22.02
Вычитание
1
24.02
Вычитание
1
25.02
Вычитание
1
26.02
Контрольная работа № 10 по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
1
29.02
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел ( 12 ч)
Умножение.
1
1.03
Умножение
1
2.03
Умножение
1
3.03
Деление
1
4.03
Деление
1
7.03
Деление
1
9.03
Рациональные числа
1
10.03
Рациональные числа
1
11.03
Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"
1
14.03
Свойства действий с рациональными числами.
1
15.03
Свойства действий с рациональными числами
1
16.03
Свойства действий с рациональными числами
1
17.03
Решение уравнений ( 15ч)
Раскрытие скобок
1
18.03
Раскрытие скобок
1
4.04
Раскрытие скобок
1
5.04
Коэффициент.
1
6.04
Коэффициент.
1
7.04
Подобные слагаемые.
1
8.04
Подобные слагаемые.
1
11.04
Подобные слагаемые.
1
12.04
Контрольная работа № 12 по теме "Раскрытие скобок. Подобные слагаемые"
1
13.04
Решение уравнений.
1
14.04
Решение уравнений.
1
15.04
Решение уравнений.
1
18.04
Решение уравнений.
1
19.04
Решение уравнений.
1
20.04
Контрольная работа № 13 по теме "Решение уравнений"
1
21.04
Координаты на плоскости (13ч)
Перпендикулярные прямые.
1
22.04
Перпендикулярные прямые.
1
25.04
Параллельные прямые.
1
26.04
Параллельные прямые.
1
27.04
Координатная плоскость.
1
28.04
Координатная плоскость.
1
29.04
Координатная плоскость.
1
2.05
Столбчатые диаграммы.
1
3.05
Столбчатые диаграммы.
1
4.05
Графики.
1
5.05
Графики.
1
6.05
Графики.
1
10.05
Контрольная работа № 14 по теме "Координаты на плоскости"
1
11.05
Итоговое повторение.( 13 ч)
Делимость чисел
1
12.05
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
13.05
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
16.05
Умножение и деление дробей с разными знаменателями
1
17.05
Отношения и пропорции
1
18.05
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
1
19.05
Умножение и деление отрицательных и положительных чисел.
1
20.05
Итоговая контрольная работа
1
23.05
Модуль числа.
1
24.05
Решение уравнений.
1
25.05
Координаты на плоскости.
1
26.05
Решение задач на пропорцию
1
27.05
-
1
Действия с рациональными числами
1
30.05
Резерв
1
31.05
Итого часов
170
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
УЧАЩИХСЯ
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты - в виде десятичной или обыкновенной дроби);
сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
- решать линейные уравнения с одной переменной.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Можно повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
по математике
В основе письменного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
работа выполнена правильно на 90-100%
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены ошибки или недочеты в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки), работа выполнена правильно на 75-89%
Отметка «3» ставится, если:
допущены ошибки или недочеты в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме, работа выполнена правильно на 50-74%
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере, работа выполнена правильно менее, чем на 50%
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
-
Жохов В. И. Преподавание математики в 5-6 классах : методическое пособие. - М.: Просвещение , 2004.
-
Жохов В. И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 2008.
-
Жохов В. И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В. И. Жохов, А.А.Терехова. - М.: Просвещение, 2009.
-
М. А. Попов. Контрольные и самостоятельные работы по математике 6 класс. М.: изд. «Экзамен», 2009
-
Дидактические материалы по математике для 6 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. - 8-е изд. - М.: Просвещение, Классикс-Стиль, 2011.
-
Ф. Ф. Лысенко. Математика 5-6 класс тесты для промежуточной аттестации. Ростов- на -Дону. Изд. «Легион», 2008
-
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. - 5-е изд., испр. - М: ИЛЕКСА, 2010,
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
-
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
- 19 -