• Преподавателю
  • Математика
  • Использование краеведческого материала на уроках математики как средства формирования элементов математической культуры учащихся

Использование краеведческого материала на уроках математики как средства формирования элементов математической культуры учащихся

В условиях быстрого изменения ситуации в Российском образовании, особенно важной является проблема формирования личности, свободно владеющей своей профессией, способной к эффективной работе по своей специальности на уровне мировых стандартов, готовой к постоянному профессиональному росту. Необходимым условием решения данной проблемы является формирование у специалиста общечеловеческой культуры, одной из составляющих которой является математическая культура. Безусловно, для того, чтобы математич...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Золотова Татьяна Николаевна


Использование краеведческого материала на уроках математики как средства формирования элементов математической культуры учащихся


Золотова Татьяна Николаевна, учитель математики, МБОУ «Гостищевская СОШ»

В условиях быстрого изменения ситуации в Российском образовании, особенно важной является проблема формирования личности, свободно владеющей своей профессией, способной к эффективной работе по своей специальности на уровне мировых стандартов, готовой к постоянному профессиональному росту. Необходимым условием решения данной проблемы является формирование у специалиста общечеловеческой культуры, одной из составляющих которой является математическая культура.

Безусловно, для того, чтобы математическая культура у учащихся была сформирована на достаточно высоком уровне, работа по ее формированию должна начинаться с самых первых уроков математики. Проанализировав курс математики на уровне основного общего образования, сделан вывод, что его содержание не дает полную возможность для формирования умений, необходимых для развития математической культуры. Как показал анализ содержания учебников, основные задачи, предлагаемые ими, не в полной мере обеспечивают условия эффективного формирования элементов математической культуры школьников. Внутри одного учебника невозможно учесть все особенности России. Каким бы хорошим не был учебник, он не в состоянии удовлетворить потребности учащихся из различных регионов, с различным уровнем развития. Поэтому необходима дополнительная система задач, в которой были бы представлены задания, учитывающие региональные особенности жизнедеятельности учащихся и создающие условия для повышения их математической культуры. Реализация региональных особенностей обучения математике в школе возможна через текстовые задачи краеведческого содержания. Их реализация будет эффективна для успешного формирования, развития элементов математической культуры и для повышения уровня математической культуры учащихся в целом.

Одним из путей активизации деятельности учащихся является и установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью, использование краеведческого материала.

Краеведческий принцип предусматривает такую организацию учебно-воспитательной работы, когда обучение и воспитание ведется на основе краеведческого содержания, когда краеведческий материал рассматривается как средство, облегчающее процесс усвоения знаний, умений и навыков и формирования научного мировоззрения.

В 5-7 классах основным средством реализации краеведческого принципа являются текстовые задачи.

Цели решения задач сводятся к следующим:

  1. Установить причинно-следственные связи и раскрыть зависимость между величинами, которые использованы в условии задачи.

  2. Научиться умению логически правильно рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выяснении хода решения задач.

  3. Обоснованно выбирать арифметические действия и проводить их безошибочно.

  4. Ознакомиться с решением задач определенного вида.

Работа с задачами преследует и воспитательные цели:

    1. Задачи, раскрывающие достижения в науке, технике, экономике, воспитывают любовь к Родине.

    2. Многие задачи готовят учеников применять в жизненной и учебной практике приобретенные ими знания.

    3. Поиск решения развивает настойчивость, воспитывает волю.

    4. Участие в творческом процессе, открытие решения доставляет ученику эстетическое наслаждение и воспитывает его эстетически.

    5. Сюжет задачи и взятые из жизни числовые данные способствуют общему развитию учащегося.

  1. Понимая роль задачи и ее место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задач и выбору способов ее решения обоснованно и четко знать, что должна дать ученику работа при решении данной им задачи [1; 9].

На первом этапе задачи краеведческого характера вводит учитель с целью повышения мотивации к изучаемому предмету.

На втором этапе учащимся предлагается поучаствовать в подборе материала для составления задач.

На третьем этапе учитель знакомит детей с алгоритмом составления задач краеведческой направленности. Детей необходимо познакомить с тем, что для составления задач на краеведческом материале необходимо иметь правильные сюжетные и числовые данные. Материалом для задач могут служить данные, взятые из жизни и деятельности класса и школы, семьи, из личного труда, своего села, поселения, района, области.

Алгоритм обучения составлению текстовых задач.

  • Придумай сюжет задачи (покупка овощей).

  • Назови объекты, о которых будет говориться в задаче (помидоры, лук).

  • Дай количественную характеристику объектам (данная задача будет на зависимость величин: цена, количество, стоимость).

  • Сформулируй требование задачи «Найдите стоимость покупки».

  • Смоделируй текст задачи «Мы купили 3 кг помидор по 30 руб. и 2 кг лука за 17 руб. Найдите стоимость покупки».

На четвертом этапе работа усложняется: учащиеся сами составляют задачи данного характера.

В составлении задач могут и должны принимать участие ученики, начиная с 5 класса. Например, учащиеся 5 класса составляют задачи в связи с непосредственным наблюдением: 1) В парковой зоне школьного парка по обеим сторонам дорожки растут сосны. С каждой стороны растет 24 сосны так, что расстояние между любыми соседними равно 180 см. Каково расстояние между крайними соснами?

Составляя задачи учащиеся сами добывают числовые данные путем непосредственного измерения, в справочниках, энциклопедиях, Internet и т.д. В качестве примера можно привести следующие задачи: 1) Общая протяженность границы Белгородской области - 1150 км, из них с Украиной - 540 км. Какова протяженность границы Белгородской области не считая границу с Украиной? 2) В Белгородской области 480 водоемов, из них 4 реки - больше 100 км, 35 - больше 25 км, 70 - больше 10 км, все остальные меньше 10 км. Найдите количество рек Белгородской области, длина которых меньше 10 км. 3) На улице Молодежной проживает 13 человек, которым от 12 до 18 лет. На улице Советской на 8 человек больше, чем на Молодежной, а на улице Рябиновой на 12 человек меньше, чем на Советской улице. Сколько человек, которым от 12 до18 лет, проживает на всех улицах вместе. 4) Скорость реки Северский Донец 2,3 км/ч, катер плыл по течению со скоростью - 20 км/ч. какова будет собственная скорость катера? И скорость против течения?

На дом учащимся можно предложить задачи с недостающими числовыми данными, которые носят «индивидуальный характер»: 1) На улице … с. Гостищево ... домов. Известно, что на четной стороне улицы … домов, а на нечетной на (в) … больше (меньше). Сколько домов на четной стороне улицы? 2) Длина моей комнаты … см, ширина … см, а высота … см. Найдите площадь пола и объем комнаты.

Иногда задачи предлагается выполнить 1-2 учащимся. Например: 1) Расстояние между селами Гостищево и Сажное составляет 700 м. Учащиеся Гостищевской школы ехали домой … мин. С какой скоростью двигался школьный автобус?

Проверяя задачи, необходимо обратить внимание не только на приемы, способы решения, правильность выполнения арифметических действий, но и на достоверность числовых данных, которые ребята добыли самостоятельно, на реальность ответа, полученного в результате.

Таким образом, составляя задачи краеведческой направленности знания учащихся обогащаются и применение их на уроках математики повышает математическую культуру учащихся. Кроме этого учитель получает хорошую возможность оказывать влияние на процесс воспитания подрастающего поколения.

Список использованной литературы

  1. Гнеденко Б.П. Математика и математическое образование в современном мире. М., 1985. - 192с.

  2. Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы - 2-е издание - М.: Мнемозина, 2010 г

  3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-kak-sredstva-formirovaniya-elementov-matematicheskoi-#ixzz3FMA6yTfT

  4. Столяр А.А. Вопросы теории в курсе методики преподавания математики // Современные проблемы методики преподавания математики. Сборник статей. Составители Антонов Н.С., Гусев В.А. М., 1985. - С.54-69.

  5. Шихалиев Х.Ш. Больше внимания формированию математической культуры//Математика в школе 1994.- №2.


© 2010-2022