Рабочая программа. Математика 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа курса математики

5 класс

Пояснительная записка

Программа по математике разработана в соответствии в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования 2-го поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения; а также на основе основной образовательной программы предмета «Математика, 5» для основной школы по УМК И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович.

Программа предназначена для обучающихся на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год освоения.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в 5 классе является фундаментом обучения в старших классах. В то же время этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики 5 класса призван решать следующие задачи:

- формирование логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, список использованных источников.


Общая характеристика учебного предмета


Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в стандарте 2-го поколения, основной целью которого является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

При разработке рабочей программы были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных универсальных действий(познавательных, регулятивных, коммуникативных) для основного общего образования, которые нашли свое отражение в формулировках метапредметных и личностных результатов.

Содержание математического образования в 5 классе представлено разделом арифметика, который служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни.

Одним из приоритетных направлений в обучении математике в 5 классе является формирование навыков осуществления различного вида вычислений с помощью всевозможных вычислительных способов и средств. Содержание курса 5 класса нацелено на достижение основной предметной компетенции - вычислительной, а также метапредметных и личностных результатов обучения.

Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является появление содержательного компонента «Решение комбинаторных задач».

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В данном курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута, пользуясь принципом минимакса.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.






Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

По окончании курса математики в 5 классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:

1.Предметные:

  • владение базовым понятийным аппаратом (натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, прямая, луч, отрезок, угол);

  • владение символьным языком математики;

  • владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений;

  • владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.

2.Метапредметные:

  • наличие представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

3.Личностные:

  • умение ясно и точно излагать свои мысли; развитие креативного мышления.

В результате изучения программы учащиеся 5 класса должны:

1.Предметные результаты:

Натуральные числа.

Знать и понимать:

  • принцип позиционной ( десятичной ) системы счисления

  • числовые и буквенные выражения;

  • координатный луч;

  • корень уравнения;

  • чтение геометрического рисунка;

  • понятие математического языка и математической модели.

Уметь:

  • выполнять устно арифметические действия с натуральными числами;

  • решать примеры на все действия с многозначными числами;

  • располагать числа на координатном луче;

  • сравнивать числа;

  • округлять натуральные числа;

  • свободно владеть формулами периметра, площади прямоугольника;

  • решать задачи на движение.

Обыкновенные дроби.

Знать и понимать:

  • определение обыкновенной дроби;

  • понятие правильной, неправильной дроби;

  • смешанного числа;

  • основное свойство дроби и его применение.

Уметь:

  • выполнять деление с остатком;

  • переводить неправильную дробь в смешанное число и наоборот;

  • применять основное свойство дроби для сокращения дробей и приведения к новому знаменателю;

  • складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем;

  • складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;

  • складывать и вычитать смешанные числа;

  • решать уравнения и задачи, с применением дробей;

  • строить окружность с заданным радиусом.

Геометрические фигуры.

Знать и понимать:

  • понятие угла, как геометрическая фигура

  • понятие треугольника и его основные элементы

  • свойства углов треугольника;

  • понятие серединного перпендикуляра и биссектрисы угла;

  • понятие масштаба.

Уметь:

  • строить углы и определять их вид;

  • сравнивать углы наложением и измерять при помощи транспортира;

  • находить площадь треугольника по формуле;

  • применять свойство углов треугольника для решения задач;

  • строить перпендикуляр, биссектрису треугольника.

Десятичные дроби

Знать и понимать:

  • понятие десятичных дробей;

  • понятие степени;

  • понятие процента;

Уметь:

  • читать и записывать десятичные дроби;

  • уметь переводить в другие единицы измерения величины;

  • складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби;

  • сравнивать десятичные дроби;

  • находить среднее арифметическое чисел;

  • переводить проценты в дроби и наоборот;

  • решать задачи на проценты;

  • решать задачи на все действия с дробями.

Геометрические тела.

Знать и понимать: иметь представление о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме.

Уметь:

  • выполнять построение прямоугольного параллелепипеда;

  • выполнять построение развертки прямоугольного параллелепипеда;

  • нахождения объема прямоугольного параллелепипеда по формуле.

Введение в вероятность.

Знать и понимать:иметь представление о достоверных, невозможных, случайных событиях.

Уметь:

  • составлять дерево возможных вариантов ;

  • решать простейшие комбинаторные задачи.

2.Метапредметные результаты: уметь:

  • приводить примеры аналогов отрезков, треугольников и многоугольников, прямых и лучей в окружающем мире;

  • осуществлять анализ объекта по его составу;

  • выявлять составные части объекта;

  • определять место данной части в самом объекте;

  • выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

  • группировать объекты по определенным признакам;

  • осуществлять контроль правильности своих действий;

  • составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений; выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • сопоставлять свою работу с образцами;

  • анализировать условие задачи и выделять необходимую для ее решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать объекты в соответствии с заданными образцами; выстраивать логическую цепочку рассуждений;

  • переносить взаимосвязи и закономерности с одних объектов и действий на другие

  • по аналогии;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; представлять зависимости между различными величинами в виде формул; вычислять площадь объекта, состоящего из нескольких частей; вычислять площади объектов в форме многоугольников при решении бытовых задач; использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач;

  • читать диаграммы, представлять информацию в виде диаграмм.

3. Личностные результаты:

  • Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране

  • государству;

  • Проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;

  • Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

  • Различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • Оценивать свои и чужие поступки;

  • Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие

  • внимательность;

  • Выражать положительное отношение к процессу познания;

  • Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,

  • самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки

  • зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и

  • доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;

  • формирование культуры работы с графической информацией;

  • владение навыками чтения показаний измерительных приборов, содержащих шкалы;

  • выполнение расчетов на бытовом уровне с использованием величин, выраженных многозначными числами;

  • формирование и развитие операционного типа мышления;

  • формирование внимательности и исполнительской дисциплины;

  • оперирование различными единицами измерения длин, площадей и объемов при описании объектов.


Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

В направлении личностного развития:

  1. умение записывать ход решения по образцу;

  2. умение замечать в устной речи других учащихся неграмотно сформулированные мысли;


  3. умение приводить примеры математических фактов;

  4. дополнение и исправление ответа других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания;

  5. умение выполнять пошаговый контроль, взаимоконтроль результата учебной математической деятельности;

  6. способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи;

В метапредметном направлении:

1) первоначальные представления о необходимости применения математических моделей при решении задач;

2) умение подбирать примеры из жизни в соответствии с математической задачей;

3) умение находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; умение воспринимать задачи с неполными и избыточными условиями;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации математических фактов, понятий;

5) умение принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не сог-ся с ней;

6)умение воспринимать различные стратегии решения задач, применять индуктивные способы рассуждения;

7) понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму;

8) умение принимать готовую цель на уровне учебной задачи;

9) умение принимать готовый план деятельности, направленной на решение задач исследовательского характера;

В предметном направлении:

1) представление об основных изучаемых понятиях: число (натуральное и дробное), геометрическая фигура (плоская и объемная), уравнение;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать и осмысливать текст), точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи с применением математической терминологии и символики, различать основную и дополнительную информацию, выделять видовые отличия группе предметов (понятий);

3) развитие представлений о числе и числовых системах (десятичные и др), овладение навыками устных и письменных вычислений;
4) первоначальное овладение символьным языком алгебры (запись законов арифметических действий), приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений;

5) умение работать с простейшими формулами;

6) умение использовать название и смысл геометрических фигур для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений (изображение плоских и простейших пространственных фигур от руки, с помощью линейки и циркуля), развитие глазомера;

7) применение простейших свойств плоских фигур при распознавании, для решения геометрических задач;

8) умение измерять длины отрезков, величины углов, находить периметр любой плоской фигуры, площадь квадрата и прямоугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда;

9) умение применять математические знания при простейших практических и лабораторных работ.

Образовательные технологии и формы работы

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

- технологии модульного обучения;

- технологии обучения на основе решения задач;

- технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

- технологии проблемного обучения.

Доминирующей технологией обучения является блочно - модульная технология.. также используются:

  • задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс);

  • технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов);

  • технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин);

  • технология «имитационные игры»;

  • технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов);

  • элементы технологии дифференцированного обучения;

Система контроля складывается из следующих компонентов:

  1. Математические диктанты. В математических диктантах оцениваются не только знания ученика, но и умение его работать на слух и за ограниченное время. Оценки выставляются на усмотрение учителя и ученика.

  2. Тесты предложены двух видов: на установление истинности утверждений и на выбор правильного ответа. Первые проверяют умение пятиклассников обосновывать или опровергать утверждения. Такие тесты позволяют акцентировать внимание школьников на формулировках определений, свойств, законов и др. математических предложений, а также развивают точность, логичность и строгость их математической речи. На их выполнение отводится от 3 до 5 минут.

Тесты второго вида (с выбором ответа из трех или четырех вариантов) проверяют владение устными вычислительными приемами, усвоение материала каждого пункта, в той последовательности, в которой он там представлен. Тесты содержат по 10 вопросов, их можно предлагать целиком или частями, в зависимости от объема пройденного материала к моменту проведения. На выполнение каждого задания теста отводится около 1 минуты.

  1. Самостоятельные работы содержат от 4 до 6 заданий и рассчитаны примерно на 15-20 минут. Оцениваются по желанию учащихся.

  2. Для итогового повторения составлены итоговые зачеты.

  3. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 5-6 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40-45 минут.









Требования к уровню усвоения дисциплины.

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике.

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

  3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.

  1. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

  1. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.

  2. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.

  3. Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.

  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Тесты

  • «5» - 90-100%

  • «4» - 75-80%

  • «3» - 60-70%

  • «2» - 50% и менее

Материально-техническое обеспечение

Основная литература.

  1. Учебник: Математика. 5 класс. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ М. Мнемозина, 2008

  2. Рабочая тетрадь: Математика 5 класс/ И.И. Зубарева/ М. Мнемозина ,2008

  3. Методическое пособие для учителя «Математика 5 - 6 класс» / И.И. Зубарева, А, Г. Мордкович/ М. Мнемозина, 2008

Дополнительная литература:

  1. Самостоятельные работы «Математика 5 класс»/ И.И. Зубарева, М.С. Мальштейн, М.Н. Шанцева/ М. Мнемозина, 2007

  2. Блиц - опрос «Математика 5», / Е.Е. Тульчинская/ М. Мнемозина, 2007

  3. Задачи по математике для 5-6 классов / И.В. Баранова, З.Г.Барчукова / СПб «Специальная литература»1997

  4. Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько /М. «Илекса», 2005

  5. 5 - 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. / Ф.Ф. Лысенко / Ростов -на - Дону «Легион» 2008

  6. 20 тестов по математике 5-6 классы / С.С.Минаев /М. «Экзамен» 2007

Печатные пособия

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения

  2. Карточки с заданиями по математике

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

  1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

  2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

Интернет-сайты для математиков

  • 1september.ru

  • math.ru

  • allmath.ru

  • uztest.ru

  • schools.techno.ru/tech/index.html

  • catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

  • methmath.chat.ru/index.html

  • mathnet.spb.ru

Содержание учебного курса

Наименование раздела

Содержание

Кол-во часов

Натуральные числа

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком. Введение в геометрию.Формулы.


Обыкновенные дроби

Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема

47

Геометрические фигуры.

Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

34

Десятичные дроби

Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Задачи на проценты.

24

Введение в вероятность

Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.

53

Повторение

Действия с многозначными числами. Числовые и буквенные выражения. Решение уравнений. Решение задач.

6









Календарно - тематическое планирование

Модульный блок «Натуральные числа»

Комплексная дидактическая цель: Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания, формирование представлений о десятичной системе счисления, о координатном луче, об уравнениях, о геометрических фигурах.

№ п/п

Тема

УЭ

Кол-во часов

Сроки

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты


личностные

метапредметные

предметные

Модуль 1: Введение в геометрию (14 часов)

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах и понятиях, овладение умением чтения геометрического рисунка

УЭ - 0

Введение в модуль «Введение в геометрию»

1

Знакомятся с геометрическими чертежами. Учатся читать геометрические чертежи. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные:

Планирует пути достижения цели. Умеет самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Целеполагание, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную. Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

Учится создавать и преобразовывать модель отрезка для решения практических задач.

Учится создавать и Расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернета

Умение строить логические рассуждения. Объяснять способы решения задач.

владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;

выполнять действия по заданному алгоритму

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Устанавливать разные точки зрения, делать выводы

.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Язык геометрических рисунков.

3

Строят геометрические фигуры. Учатся оформлять таблицы, схемы.

Уметь читать геометрический рисунок, определить геометрические понятия и сделать к ним рисунки.

УЭ-2

Прямая. Отрезок. Луч.

2

Строят прямые, отрезки, лучи. Стоят параллельные и пересекающиеся прямые.

Уметь изображать точку, принадлежащую прямой, лучу, отрезку, измерять отрезки; оформлять задачи с построением; работать с чертежными инструментами.

УЭ-3

Сравнение отрезков. Длина отрезка.

2

Сравнивают отрезки, находят длины отрезков. Работают по заданному алгоритму с использованием нестандартного единичного отрезка.

Уметь сравнивать отрезки, измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.

УЭ-4

Ломаная.

2

Строят ломаные, распознают замкнутые и незамкнутые ломаные. Описывают элементы ломаной линии.

Уметь описывать элементы ломаной линии;

определить какие из ломаных линий замкнутые, а какие - незамкнутые, находить длину ломаной.

УЭ-5

Координатный луч

2

Строят координатный луч. Определяют координаты точек. Работают по заданному алгоритму.

Уметь изображать на координатном луче числа, заданные координатами, записывать координаты точек, изображенных на координатном луче.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Применят полученные знания, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Демонстрировать теоретические и практические знания о геометрических фигурах и координатном луче.

УЭ-К

Контрольная работа№1

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модуль 2 «Вычисления с многозначными числами» (16 часов)

Цель: овладение навыками действий с многозначными числами, развитие представлений о числе.

УЭ - 0

Введение в модуль «Вычисления с многозначными числами»

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение определения «натуральное число»; чтение чисел; запись чисел. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Целеполагание. Преобразование практической задачи в познавательную. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные

Проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, построение логических рассуждений. Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач, примеров. . Объяснение способов решения задач.

Учится самостоятельно актуализировать и повторять знания, применять их при решении различных задач.

Владение общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;

выполнение действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные

Принимать и сохранять учебную задачу;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании

достижения цели,

устанавливать разные точки зрения, делать выводы.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в коллективе.

Осуществлять взаимный контроль.

решения задач.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Десятичная система счисления

3

Учится формулировать цели деятельности на уроке.

Участвует в обсуждении плана урока. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Работает с разрядами и классами.

Уметь записывать и читать числа, пользуясь римской нумерацией, переводить из одной записи в другую.

УЭ-2

Числовые и буквенные выражения

3

Дают определение числовому и буквенному выражениям. Определяют порядок действий числового выражения. Находят значение числового выражения. Составляют выражения по условию задачи.

Уметь записывать числовые и буквенные выражения, находить значения числовых выражений.

УЭ-3

Округление натуральных чисел.

2

Округляют числа до заданного разряда.

Знать все разрядные единицы натуральных чисел, правило округления чисел до заданного разряда, сравнивать натуральные числа по разрядам, округлять числа до заданного разряда.

УЭ-4

Прикидка результата действий

1

Применяют прикидку для любых вычислений и решения уравнений

Знать определение прикидки, способ вычисления с помощью прикидки.

УЭ-5

Вычисления с многозначными числами.

3

Повторяют компоненты сложения и вычитания. Выполняют действия с многозначными числами; решают задачи на сложение и вычитание натуральных чисел. Используют свойства арифметических действий при упрощении числовых выражений.

Уметь выполнять любые действия с многозначными числами; делать прикидку перед выполнением вычислений; иметь представление о многозначных числах, о вычислениях с многозначными числами, о сложении и вычитании многозначных чисел, о цифрах одноименных разрядов.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Применят полученные знания, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Демонстрировать теоретические и практические знания о многозначных числах и правил действия с ними.

УЭ-К

Контрольная работа №2

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

УЭ-проект

Числа в профессии моих родителей.

1

Защищают проекты, демонстрируют презентации.

Познакомиться со сферой применения математики.

Модуль 3 «Формулы. Уравнения» (17 часов)

Цель: овладение символьным языком математики, умением решать уравнения, упрощение выражений.

УЭ - 0

Введение в модуль «Формулы. Уравнения»

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

Демонстрируют опыт практической деятельности,

Участвуют в обсуждении своих результатов.

Оценивают соседа. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности

Регулятивные

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различать способ и результат действия.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Планирует пути достижения цели. Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные

Проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам.

владеть общими приемами решения задач. Выполнение заданий и вычислений;

выполнять действия по заданному алгоритму. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Умение строить логические рассуждения. Объяснять способы решения задач.

Коммуникативные

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Устанавливать разные точки зрения, делать выводы.

Осуществлять взаимный контроль.

Выстраивать отношения с позиции сотрудничества.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Прямоугольник.

1

Знакомятся с понятием прямоугольника, его элементами. Вычисляют периметр и площадь прямоугольника.

Умение строить прямоугольник, измерять его стороны, находить периметр и площадь.

УЭ-2

Формулы.

2

Записывают и находят на математическом языке формулы.

Иметь представление о формулах площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника, уметь проводить расчеты по формулам.

УЭ-3

Законы арифметических действий

2

Знакомятся с законами арифметических действий. Применяют законы при решении задач. Переводят словесную форму закона на математический язык.

Умение применять законы арифметических действий.

УЭ-4

Уравнения.

2

Решают уравнения, используя правила нахождения неизвестных компонентов. Решают задачи с помощью уравнений.

Умение решать уравнения, выполнять проверку корней, иметь представление о составлении уравнения по условию задачи.

УЭ-5

Упрощение выражений.

4

Упрощают числовые и буквенные выражения, используя законы арифметических действий.

Умение рационально преобразовывать выражения.

УЭ-6

Математический язык. Математическая модель.

3

Составляют буквенные выражения по заданному условию, решают задачи с использованием математического языка

Умение составлять математическую модель по заданному условию.

УЭ -Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Применят полученные знания, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Демонстрировать теоретические и практические знания о выражениях, уравнениях.

УЭ-К

Контрольная работа №3

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модульный блок «Обыкновенные дроби»

Комплексная дидактическая цель: Формирование представлений об обыкновенных дробях, смешанных числах, о круге и окружности, овладение умением отыскания части от целого и целого по его части, действий с обыкновенными дробями, развитие представления о математике как форме познания действительности.

Модуль 4 «Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби» (20часов)

Цель: формирование представлений об обыкновенных дробях, окружности, круге, развитие навыков деления, умения применять основное свойство дроби, решать практические задачи.

УЭ-0

Введение в модуль «Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби»

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

Демонстрируют опыт практической деятельности,

Участвуют в обсуждении своих результатов.

Оценивают соседа. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа деятельности. Различают результат и способ действия. Вносят необходимые корректировки в действие после его завершения с учетом допущенных ошибок. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Владеют общим приемом решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Деление с остатком.

2

Записывают формулой деление с остатком. Делят натуральное число на натуральное с остатком.

Оценивать собственную деятельность. Анализировать причины неудач.

Уметь делить натуральные числа нацело и с остатком, используя понятие четного и нечетного числа.

УЭ-2

Обыкновенные дроби.

3

Устанавливают взаимосвязь целого и частей в именованных числах, закрашивают заданную часть фигуры, делят единичный отрезок на части, решают задачи

Уметь решать задачи, рассматривая дробь как результат деления натуральных чисел.

УЭ-3

Отыскание части от целого и целого по его части.

4

Находят часть числа и число по части, грамотно оформляют решение задачи.

Уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

УЭ-4

Основное свойство дроби.

3

Заменяют дроби равными им дробями с заданными числителями или знаменателями. Сокращают дроби.

Уметь приводить дроби к заданному числителю и ли знаменателю и сокращать дробь, пользуясь свойством дроби.

УЭ-5

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

3

Различают правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Составляют

Правильные и неправильные дроби, сравнивают их с единицей. Располагают дроби на числовой прямой. Выделяют целую часть дроби, представляют смешанное число в виде суммы целой и дробной частей.

Уметь записывать и читать обыкновенные дроби, сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей, уметь выделять целую часть дроби, представлять смешанную дробь в виде суммы целой части и дробной

УЭ-6

Окружность и круг.

2

Строят окружности различного радиуса и диаметра. Решают задачи на сравнение площадей двух кругов.

Уметь строить окружность и круг с использованием циркуля, находить диаметр и радиус, уметь решать задачи на сравнение площадей двух кругов, на построение окружности заданного радиуса.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Применят полученные знания, объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных примерах.

Демонстрировать теоретические и практические знания об обыкновенных дробях.

УЭ-К

Контрольная работа №4

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модуль 5 «Действия с обыкновенными дробями» (14часов)

Цель: научить преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их, выполнять вычисления с обыкновенными дробями.

УЭ-0

Введение в модуль «Действия с обыкновенными дробями».

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

Демонстрируют опыт практической деятельности,

Участвуют в обсуждении своих результатов.

Оценивают соседа. Участвуют в разрешении проблемной ситуации. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Мотивировать свои действия. Выражать готовность в любой ситуации поступать с правилами поведения.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывают правило в планировании и контроле способа деятельности. Различают результат и способ действия. Вносят необходимые корректировки в действие после его завершения с учетом допущенных ошибок. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Владеют общим приемом решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

4

Формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Выполняют сложение и вычитание именованных чисел. Представляют дробь в виде суммы двух других дробей. Решают текстовые задачи. Сравнивают дроби

Уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Уэ-2

Сложение и вычитание смешанных чисел

3

Выполняют действия со смешанными числами. Решают примеры на все действия с обыкновенными дробями.

Уметь складывать и вычитать смешанные числа.

УЭ-3

Умножение и деление обыкновенных дробей.

4

Выполняют умножение и деление обыкновенных дробей. Решают задачи на выполнение действий умножения и деления обыкновенных дробей.

Уметь умножать и делить обыкновенные дроби на натуральное число; объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания о действиях над обыкновенными дробями.

Демонстрировать теоретические и практические знания об обыкновенных дробях, действиях с ними.

УЭ-К

Контрольная работа №5

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модульный блок «Геометрические фигуры»

Комплексная дидактическая цель: Формирование представлений о геометрических фигурах, введение понятия расстояния, овладение умением сравнения и измерения углов, построения биссектрисы угла, различных видов треугольников, овладение навыками нахождения площади треугольника. развитие геометрической интуиции.

Модуль 6 « Геометрические фигуры» (24часа)

Цель: формирование представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, треугольнике, расстоянии между двумя точками и между точкой и прямой.

УЭ-0

Введение в модуль «Геометрические фигуры».

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний.

Демонстрируют опыт практической деятельности,

Участвуют в обсуждении своих результатов.

Оценивают соседа. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Мотивировать свои действия. Выражать готовность в любой ситуации поступать с правилами поведения

Регулятивные

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Целеполагание. Преобразование практической задачи в познавательную. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные

Проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, построение логических рассуждений. Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач, примеров. . Объяснение способов решения задач.

Учится самостоятельно актуализировать и повторять знания, применять их при решении различных задач.

Владение общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений;

выполнение действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные

Принимать и сохранять учебную задачу;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривании

достижения цели,

устанавливать разные точки зрения, делать выводы.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества в коллективе.

Осуществлять взаимный контроль.

решения задач.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Определение угла. Развернутый угол.

2

Проводят сравнение между разными по виду углами. Строят все виды углов, записывают их названия, объясняют все элементы углов.

Уметь чертить углы и записать их названия, объяснить, что такое вершина, сторона угла

УЭ-2

Сравнение углов. Измерение углов.

3

Сравнивают углы в различных фигурах, применяя способ наложения. Измеряют и строят углы с помощью транспортира.

Уметь сравнивать углы, применяя способ наложения,

измерять угол транспортиром, строить угол по его градусной мере.

УЭ-3

Биссектриса угла.

1

Строят биссектрисы углов. Выполняют практическое задание с готовыми фигурами.

Уметь строить биссектрису острого, тупого, прямого и развернутого углов;

УЭ- 4

Треугольник. Площадь треугольника.

4

Знакомятся с различными видами треугольников. Объясняют сходство и различие между ними. Вычисляют площадь и периметр треугольника.

Уметь использовать определение остроугольного треугольника для построения любых треугольников, находить площадь треугольника.

УЭ-5

Свойство углов треугольника.

2

Формулируют теорему о сумме углов треугольника. Находят неизвестные углы в треугольнике, применяя теорему.

Уметь измерять углы треугольника, находить его третий угол и определить вид треугольника.

УЭ-6

Расстояние между точками. Масштаб.

2

Вычисляют кратчайшее расстояние между точками. Выполняют практическое задание.

Уметь находить расстояние между точками, длину пути, определять масштаб, кратчайшее расстояние между двумя точками.

УЭ-7

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.

2

Строят перпендикулярные отрезки. Определяют расстояние от точки до прямой.

Уметь строить перпендикулярный отрезок из точки к прямой.

УЭ-8

Серединный перпендикуляр.

2

Строят серединный перпендикуляр к отрезку. Находят точку равноудаленную от концов отрезка.

Уметь строить серединный перпендикуляр к отрезку, находить точку, равноудаленную от концов отрезка.

УЭ-9

Свойство биссектрисы угла.

2

Формулируют и применяют свойства точек биссектрисы угла. Находят точки, равноудаленные от сторон геометрической фигуры..

Уметь строить биссектрисы углов, находить точку, равноудаленную от сторон угла.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания в ходе выполнения практической работы.

Демонстрировать теоретические и практические знания о геометрических фигурах.

УЭ-К

Контрольная работа №6

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

УЭ-Проект

Геометрия в окружающем мире.

1

Защищают проекты, демонстрируют презентации.

Познакомиться со сферой применения математики.

Модульный блок «Десятичные дроби»

Комплексная дидактическая цель: Формирование представлений о десятичной дроби, степени числа, проценте, овладение навыками действий с десятичными дробями, решения задач на проценты.

Модуль 7 « Сложение и вычитание десятичных дробей» (17часов)

Цель: формирование умений чтения и записи десятичных дробей, овладение навыками сложения и вычитания десятичных дробей.

УЭ-0

Введение в модуль «Сложение и вычитание десятичных дробей».

1

Выполняет задания на актуализацию опорных знаний. Объясняет требования задания. Выполняет задания, предлагаемые учителем, участвует в беседе, называет ответ. Обсуждение и выведение определения десятичная дробь»; чтение чисел; запись чисел. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Мотивировать свои действия. Выражать готовность в любой ситуации поступать с правилами поведения

Регулятивные

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различать способ и результат действия.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Планирует пути достижения цели. Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные

Проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя, установление причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Проводить сравнение и классификацию по заданным параметрам.

владеть общими приемами решения задач. Выполнение заданий и вычислений;

выполнять действия по заданному алгоритму. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Умение строить логические рассуждения. Объяснять способы решения задач. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Коммуникативные:

Устанавливать разные точки зрения, делать выводы.

Осуществлять взаимный контроль.

Выстраивать отношения с позиции сотрудничества.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Понятие десятичной дроби.

1

Читают и записывают десятичные дроби. Выполняют задания на разложение дробей по разрядным слагаемым.

Уметь записывать и читать десятичные дроби.

УЭ-2

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100 и.д.

3

Формулируют правило, применяют переместительный и сочетательные законы относительно умножения.

Уметь умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д.,

УЭ-3

Перевод величин из одних единиц в другие.

2

Выполняют практическое задание на перевод одних единиц измерения в другие. Решают текстовые задачи.

Уметь переводить одни единицы измерения в другие.

УЭ-4

Сравнение десятичных дробей.

3

Формулируют правило сравнения, в ходе решения проблемной задачи. Сравнивают десятичные дроби.

Знать правило сравнения десятичных дробей.

Уметь определять старший разряд десятичной дроби, сравнивать десятичные дроби.

УЭ-5

Сложение и вычитание десятичных дробей.

5

Складывают и вычитают десятичные дроби, применяют законы сложения. Решают уравнения и текстовые задачи.

Уметь складывать и вычитать десятичные дроби; использовать переместительный и сочетательный законы при вычислениях

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания о десятичных дробях.

Демонстрировать теоретические и практические знания о десятичных дробях.

УЭ-К

Контрольная работа №7

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модуль 8 « Умножение и деление десятичных дробей» (17часов)

Цель: формирование умений чтения и записи десятичных дробей, овладение навыками умножения и деления десятичных дробей

УЭ-0

Введение в модуль «Умножение и деление десятичных дробей».

1

Знакомятся с содержанием модуля, определяют основные цели изучения темы и формулируют учебные задачи.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывают правило в планировании и контроле способа деятельности. Вносят необходимые корректировки в действие после его завершения с учетом допущенных ошибок. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Владеют общим приемом решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Умножение десятичных дробей.

5

Формулируют правило умножения десятичных дробей. Выполняют умножение. Решают уравнения и текстовые задачи.

Уметь умножать десятичные дроби, использовать переместительный и сочетательный законы при вычислениях.

УЭ-2

Степень числа.

2

Составляют таблицу степеней. Выполняют действия со степенями. Решают задачи.

Знать определение степени, об основании степени, о показателе степени.

Уметь возводить число в степень с натуральным показателем в вычислительных примерах

УЭ-3

Среднее арифметическое чисел. Деление десятичной дроби на натуральное число.

3

Применяют навыки деления десятичной дроби на натуральное число, нахождения среднего арифметического чисел.

Уметь делить десятичную дробь на натуральное число; находить среднее арифметическое нескольких чисел.

УЭ-4

Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

4

Выполняют деление десятичной дроби на десятичную дробь. Решают уравнения и текстовые задачи.

Знать правила деления на десятичную дробь, переместительный и сочетательный законы относительно умножения, свойство единицы при умножении. Уметь выполнять деление дробей.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания о десятичных дробях.

Демонстрировать теоретические и практические знания о десятичных дробях.

УЭ-К

Контрольная работа №8

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Модуль 9 « Проценты» (12часов)

Цель: сформировать представление о проценте, научить решать задачи на проценты, используя при необходимости калькулятор, показать примеры использования процентов в реальной жизни, научить извлекать необходимую информацию из различных источников для решения практических задач.

УЭ-0

Введение в модуль «Проценты».

1

Знакомятся с содержанием модуля, определяют основные цели изучения темы и формулируют учебные задачи. Определяют тему проекта.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывают правило в планировании и контроле способа деятельности. Вносят необходимые корректировки в действие после его завершения с учетом допущенных ошибок. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Владеют общим приемом решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Понятие процента.

2

Находят проценты от числа, части числа.

Знать понятие процента, как сотовой части числа.

Уметь находить процент числа по определению.

УЭ-2

Задачи на проценты.

5

Решают текстовые задачи и уравнения. Решают логические задачи на применение процентов.

Уметь решать задачи на применение процентов; нахождение процента от числа и числа по его проценту.

УЭ-3

Микрокалькулятор.

1

Выполняют творческие задания с использованием микрокалькулятора.

Уметь находить значение выражений с использованием калькулятора.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания о процентах.

Демонстрировать теоретические и практические знания о процентах.

УЭ-К

Контрольная работа №9

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

УЭ- Проект

Проценты в повседневной жизни.

1

Защищают проекты, демонстрируют презентации.

Познакомиться со сферой применения математики

Модуль 10 « Геометрические тела» (9часов)

Цель: формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме, овладение умением построения развертки прямоугольного параллелепипеда, развитие пространственного воображения.

УЭ-0

Введение в модуль «Геометрические тела».

1

Знакомятся с содержанием модуля, определяют основные цели изучения темы и формулируют учебные задачи. Заполняют маршрутные карты.

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

3

Строят объемную фигуру по всем правилам построения параллелепипеда. Находят его элементы. Строят развертку параллелепипеда.

Знать элементы прямоугольного параллелепипеда.

Уметь построить объемную фигуру по всем правилам построения прямоугольного параллелепипеда.

УЭ-2

Объем прямоугольного параллелепипеда.

3

Выполняют задание на вычисление объема параллелепипеда.

Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда по формуле.

УЭ-Р

Обобщение и систематизация знаний по пройденной теме.

1

Демонстрируют теоретические и практические знания. Выполняют практическую работу с моделью параллелепипеда.

Демонстрировать теоретические и практические знания о геометрических телах.

УЭ-К

Контрольная работа №10

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении темы.

Уметь применять знания, умения и навыки.

Модульный блок «Введение в вероятность»

Комплексная дидактическая цель: Формирование представлений о достоверных, невозможных, случайных событиях, овладение умением составлять дерево возможных вариантов, решение простейших комбинаторных задач.

Модуль 11 « Введение в вероятность» (6часов)

Цель: формирование представлений о достоверных, невозможных, случайных событиях, овладение умением составлять дерево возможных вариантов, решение простейших комбинаторных задач.

УЭ-0

Введение в модуль «Введение в вероятность».

1

Знакомятся с содержанием модуля, определяют основные цели изучения темы и формулируют учебные задачи. Заполняют маршрутные карты

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

События.

1

Определяют достоверность события. Описывают вид события.

Знать достоверные, невозможные и случайные события.

УЭ-2

Комбинаторные задачи.

3

Решают комбинаторные задачи с помощью геометрической иллюстрации и построения дерева возможных вариантов.

Уметь решать простейшие комбинаторные задачи.

УЭ -Проект

Комбинаторика в повседневной жизни.

1

Защищают проекты, демонстрируют презентации.

Познакомиться со сферой применения математики.

Модульный блок «Повторение»

Комплексная дидактическая цель: Обобщение и систематизация знаний тем курса с решением задач повышенной сложности, формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

УЭ-0

Введение в модуль «Повторение».

1

Знакомятся с содержанием модуля, определяют основные цели изучения темы и формулируют учебные задачи. Заполняют маршрутные карты

Воспринимать речь учителя, одноклассников. Проявлять внимание, желание больше узнать.

Выражать положительное отношение к процессу познания. Применять правила делового сотрудничества.

Сравнивать различные точки зрения. Считаться с мнением одноклассников

Проявлять терпение и доброжелательность в спорах, дискуссиях.

Осваивать новые виды деятельности. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные:

Умение ставить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели. Различают способ и результат действия.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные:

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учитывают различные мнения и стремятся к координации разных мнений в сотрудничестве.

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению. Контролируют действия партнера.

Основные понятия блока, темы творческих работ, семинары, количество баллов за работу над каждым элементом модуля.

УЭ-1

Повторение тем курса

2

Выполняют задания различного типа: решают текстовые задачи, уравнения, вычисления с многозначными числами, дробями.

Уметь выполнять любые действия с многозначными числами; сделать прикидку перед выполнением вычислений; применять свойства углов в треугольнике; найти объем прямоугольного параллелепипеда по формуле; аргументированного отвечать на поставленные вопросы; осмыслить ошибки и их устранить

УЭ-К

Итоговая контрольная работа

1

Применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении курса математики.

Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса.


© 2010-2022