Конспект урока алгебры по теме Сочетания

 ТЕМА:  СОЧЕТАНИЯ ТИП УРОКА:      изучение нового материала. ЦЕЛЬ: ·          Ввести понятие «сочетания без повторений» ·          Провести сравнительный анализ перестановок, размещений, сочетаний ·          Познакомить учащихся с формулой и рассмотреть задачи, при которых она используется  ЗАДАЧИ: ·            Способствовать запоминанию основной терминологии, умению устанавливать события вероятности и вычислять перестановки и размещения; ·            Способствовать развитию интереса к математик...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области











Урок алгебры в 9 классе

«Сочетания»



Перекрестова Марина Ивановна, учитель математики высшей

квалификационной категории












ТЕМА: СОЧЕТАНИЯ

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ЦЕЛЬ:

  • Ввести понятие «сочетания без повторений»

  • Провести сравнительный анализ перестановок, размещений, сочетаний

  • Познакомить учащихся с формулой и рассмотреть задачи, при которых она используется

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать запоминанию основной терминологии, умению устанавливать события вероятности и вычислять перестановки и размещения;

  • Способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни

  • Способствовать воспитанию аккуратности;

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, компьютер, презентация

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Устный счёт.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Обобщение знаний.

  6. Первичное осмысление и закрепление.

  7. Самостоятельная работа.

  8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  9. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Устный счёт.

Вычислите: 2!, 3!, 4!, 5!, 6!

  1. Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания2) 3) 4)



  1. Актуализация опорных знаний (повторение основных понятий и формул). Перестановки - выборки из n элементов, которые отличаются друг от друга только порядком расположения.

Формула Рn=n!

Размещения - выборки из n элементов по k , которые отличаются и составом и порядком расположения этих элементов.

Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания

Формулы



  1. Изучение нового материала.

Еще в доисторическую эпоху люди сталкивались с комбинаторными задачами. Выбирать и расположить предметы в определенном порядке, отыскивать среди разных расположений наилучшее - вот задачи, решаемые в быту, на охоте или в сражениях. Некоторые элементы комбинаторики были известны в Индии еще во II в. до н. э. Нидийцы умели вычислять числа, которые сейчас называют "сочетания". В XII в. Бхаскара вычислял некоторые виды сочетаний и перестановок. Предполагают, что индийские ученые изучали соединения в связи с применением их в поэтике, науке о структуре стиха и поэтических произведениях. Например, в связи с подсчетом возможных сочетаний ударных (долгих) и безударных (кратких) слогов стопы из n слогов. По мере усложнения производственных и общественных отношений задачи усложнялись. Комбинаторные задачи встречались, как игры в досуге. Наряду с состязаниями в беге, метании диска, кулачными боями появлялись игры, требовавшие умение мыслить, рассчитывать, составлять планы, опровергать планы противника. Со временем игры усложнились: появились нарды, карты, шашки и шахматы. В таких играх приходилось рассчитывать различные ситуации, комбинации сочетания фигур.

В некоторых задачах по комбинаторике не имеет значения порядок расположения объектов во множестве. Важно лишь то, какие именно элементы составляют множество.

К примеру, имеются пять гвоздик разного цвета. Обозначим их буквами a,b,c,d,e. Требуется составить букет из трёх гвоздик. Выясним, какие букеты могут быть составлены.

Если в букет входит гвоздика a, то можно составить такие букеты:

abc, abd, abe, acd, ace, ade.

Если в букет не входит гвоздика а, но входит гвоздика b, то можно получить такие букеты:

bcd, bce, bde.

Если в букет не входит ни гвоздика а, ни гвоздика b, то возможен только один вариант составления букета:

сde.

Определение. Сочетаниям из n элементов по k называется любое множество, составленное из k, элементов, выбранных из данных n элементов.

Число сочетаний из n элементов по k, обозначают (читается «С из n по k»).

Конспект урока алгебры по теме СочетанияВ рассмотренном примере, составив все сочетания из 5 элементов по 3, мы нашли, что

ВКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетанияыведем формулу числа сочетаний из n элементов по k, где kn .

Выясним сначала, как выражается через и Р3. Мы нашли, что из 5 элементов можно составить следующие сочетания по 3 элемента:

abc, abd, abe, acd, ace, ade, bcd, bce, bde, сde.

Конспект урока алгебры по теме СочетанияВ каждом сочетании выполним все перестановки. Число перестановок из 3 элементов равно Р3. В результате получим все возможные комбинации из 5 элементов по 3,которые различаются либо самими элементами, либо порядком элементов, т. е. все размещения из 5 элементов по 3. Всего мы получим размещений.

ЗКонспект урока алгебры по теме Сочетанияначит,

ОКонспект урока алгебры по теме Сочетаниятсюда

АКонспект урока алгебры по теме Сочетанияналогично будем рассуждать в общем случае. Допустим, что имеется множество, содержащие n элементов, и из его элементов составлены все возможные сочетания по k элементов. Число таких сочетаний равно .

ВКонспект урока алгебры по теме Сочетания каждом сочетании можно выполнить Рk перестановок. В результате мы получим все размещения, которые можно составить из n элементов по k. Их число равно .

ЗКонспект урока алгебры по теме Сочетанияначит,

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Отсюда

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Пользуясь тем, что , где kn , находим, что

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Мы получили формулу для вычисления числа сочетаний из n элементов по k при любом kn .

Приведем примеры.

Задача 1. В классе 30 учеников. Нужно избрать 5 человек на городской слет активистов. Сколькими способами это сделать?

Решение:

ТКонспект урока алгебры по теме Сочетанияак как все делегаты обладают равными правами и обязанностями, то порядок в выборке не важен. Эти множества из 5 элементов будут отличаться друг от друга только составом. Значит, мы имеем дело с сочетаниями.

Ответ: 98280 способов.

Задача 2. Сколько различных стартовых шестерок можно образовать из числа 10 волейболистов?

Решение:

ТКонспект урока алгебры по теме Сочетанияак как при игре в волейбол функции игроков практически равны, то значение имеет только состав шестерки. Тогда

Ответ: 210 стартовых шестерок.

Задача 3.

В классе учатся 12 мальчиков и 10 девочек. Для уборки территории около школы требуется выделить 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?

Решение:

ВКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетанияыбрать 3 мальчиков из 12 можно способами, а 2 девочек из 10 можно выбрать способами. Так как при каждом выборе мальчиков можно способами выбирать девочек, то сделать выбор учащихся, о котором говориться в задаче, можно ∙ способами.

ИКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетаниямеем

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Значит, выбор учащихся для уборки территории можно сделать 9900 способами.



  1. Обобщение знаний.

На каждую парту раздаются карточки со схемой.

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания

Конспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетания





  1. Первичное осмысление и закрепление

№ 9.58.

В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбирать из 3 набора?

Решение:

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Ответ: 56 способами.

№9.60

а) решают все вместе;

б) самостоятельно с последующей самопроверкой с доски.

Из лаборатории, в которой работают заведующий и 10 сотрудников, надо отправить 5 человек в командировку. Сколькими способами это можно сделать, если: а) заведующий лабораторией должен ехать в командировку; б) заведующий лабораторией должен остаться?

Решение:

А) Если заведующий обязательно должен поехать в командировку, то нужно выбрать еще 4 человека из 10 сотрудников.

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Ответ: 210 способов.

Б) если заведующий должен остаться, то надо выбирать 5 из 10.

Конспект урока алгебры по теме Сочетания

Ответ: 252 способа.

№ 9.62.

В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить 4 мальчиков и 3 девочек.

Сколькими способами это можно сделать?

РКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме СочетанияКонспект урока алгебры по теме Сочетанияешение: Выбрать 4 мальчика из 16 можно способами, а выбрать 3 девочки из 12 можно способами. Так как при каждом выборе мальчиков, девочек можно выбирать способами, то сделать выбор, о котором говориться в задаче можно ∙ способами.

ИКонспект урока алгебры по теме Сочетаниямеем:

Ответ: 400400 способами.





  1. Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Из шести врачей поликлиники двух необходимо отправить на курсы повышения квалификации. Сколькими способами это можно сделать?

2. Сколько различных двухзначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

2 вариант

1. В школьном хоре имеется пять солистов. Сколько есть вариантов выбора двух из них для участия в конкурсе?

2. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра не повторяется?



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  2. Домашнее задание: выучить обобщающую схему, № 9.57 и 9.63.

по желанию № 9.61.



© 2010-2022