Сложение и вычитание десятичных чисел

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: математика

Учитель Резцова И.А.

Класс: 5

Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов - М.: Мнемозина

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели урока:

  1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

  2. Формировать способность практического применения алгоритма.

  3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач

  5. Самостоятельная работа. Самопроверка.

  6. Домашнее задание.

  7. Итог. Рефлексия.

Необходимое оборудование: таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)

1

Организационный момент.

Цель - включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке вы научитесь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

- Итак, сформулируйте цели урока.(построим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей». (на доске открывается тема урока)

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

2

Актуализация знаний.

Цель - актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.


Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.


Основная часть урока (операционная) (25 мин)


Изучение нового материала.

Цель - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

- Перескажите условие. Составьте в тетради условие к задаче. На составление условия - 2 мин.

Яб. - 2,7 кг

Бан. - 3,580 кг

2,7 + 3,580 = ?

- Проблема: как сложить десятичные дроби?

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)

- А нельзя ли проще выполнить вычисление?

- Хорошо! Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Алгоритм.


  1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой.


  1. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.


  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.


  1. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Задание 3.

3,7 + 2,651= ?

  1. Уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651

  1. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3,700

2,561

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

3,700

2,561

6 261

  1. Поставить в ответе запятую под запятой

3,700

2,561

6,261

Читают текст задачи.

Обсуждают.

Составляют план.

Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Составляют схему действий.

Комментируют выполнение задания.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.



Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.

Цель - организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.

№ 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим условие к задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто - 3,2 м

На костюм - 2,63 м

3,2 0

2,63

5,83 (м) ткани израсходовали всего.

Ответ: 5,83 м

№ 1212.

-Прочитать условие задачи. Повторим.

-Составим условие к задачи.

Масса автомашины «Нива»-11,5 ц

Масса автомобиля «Волга»-14,2

на сколько масса «Волги» больше массы «Нивы»?

14,2

11,5

2, 7(ц)масса «Волги» больше, чем масса «Нивы».

Ответ: 2,7 ц.

№ 1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

№ 1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 - 2,8

Д) 88,252 - 4,69

Е) 6,6 - 5,99

Задание 4. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

-Еще раз повторим алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.







Работа в парах по восстановлению алгоритма.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.



Самостоятельная работа. Самопроверка.

Цель - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,7

1,2

0,45


-

0,2

1,4

0,03

1,3




1,9




0,7




2,1




- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Осуществляют самопроверку.



Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.



Домашнее задание.

Цель - обсудить и записать домашнее задание.

Домашнее задание №1255,№!256

- Запишите задание:

Дает комментарий к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.



Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)



Цель - организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)


  1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________

  2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________

  3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________

  4. Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения


© 2010-2022