- Преподавателю
- Математика
- Урок алгебры и информатики в 9 классе. Уравнения с одной переменной. Циклические алгоритмы
Урок алгебры и информатики в 9 классе. Уравнения с одной переменной. Циклические алгоритмы
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воробьев С.В. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Уравнения с одной переменной. Циклические алгоритмы
Интегрированный урок
по алгебре и информатике в 9 классе
Тема: Уравнения с одной переменной. Циклические алгоритмы.
Цели: обобщение, систематизация и проверка знаний и умений учащихся по
решению уравнений с одной переменной;
-
ознакомление учащихся с методом половинного деления;
-
развитие логического мышления, памяти и речи учащихся;
-
развитие интереса к предметам.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран,
компьютеры.
План урока
-
Организационный момент.
-
Опорное повторение.
-
Решение уравнений.
-
Решение уравнения методом половинного деления на компьютере.
-
Тестирование.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
-
Опорное повторение.
Один учащийся решает уравнение на доске методом группировки и вынесением общего множителя за скобки.
Ответ: ; ; .
Остальные работают устно. (Можно раздать материал каждому ученику, а можно использовать телевизор).
-
Имеет ли смысл выражение: ; ; ; ; .
-
Дайте определение целого уравнения с одной переменной.
-
Какое число называют степенью уравнения?
-
Сколько корней имеет линейное уравнение?
-
Сколько корней имеет квадратное уравнение? От чего это зависит?
-
По каким формулам вычисляются дискриминант и корни квадратного уравнения?
-
Сколько корней имеет уравнение n-й степени?
-
Решите уравнения: ; ; ; .
После проверяется решение уравнения с объяснением решающего.
-
Решение уравнений.
Учитель.
Какие способы в основном используются для решения уравнений с одной переменной?
-
Группировка и вынесение общего множителя за скобки.
-
Разложение на множители.
-
Введение новой переменной.
Необходимо решить два уравнения.
-
. Решается с помощью введения новой переменной .
Ответ: ; ; .
-
. Вынесение общего множителя за скобки и решение биквадратного уравнения.
Ответ: ; ; ; .
-
Решение уравнения методом половинного деления на компьютере.
Методом половинного деления необходимо решить уравнение .
Учитель.
-
Нам известны три способа решения уравнений с одной переменной. Но что делать, если они не позволяют найти корни уравнения? Для таких случаев существуют два метода решений уравнений с помощью компьютера: метод итераций и метод половинного деления. Второй способ мы и рассмотрим сегодня на уроке.
-
Для уточнения значений корней целого уравнения можно рассмотреть график функции , где - некоторый многочлен.
-
Какую линию представляет собой график такой функции? (Представляет собой непрерывную линию).
-
Может ли располагаться корень уравнения внутри промежутка , если на его концах функция принимает значения одинаковых знаков? (Нет).
-
Может ли располагаться корень уравнения внутри промежутка , если на его концах функция принимает значения разных знаков? (Да).
-
Для начала нужно локализовать корень уравнения, т.е. найти отрезок, на котором находится единственный корень.
-
Как это сделать? (Для этого рассмотрим график функции ).
-
Глядя на рисунок, скажите, какому промежутку принадлежит корень данного уравнения? (Промежутку ).
-
Из рисунка видно, что корень уравнения принадлежит промежутку . В этом можно убедиться, вычисляя значения функции при и . Получим, что , а .
-
Разделим отрезок координатной прямой с концами 1 и 2 на две равные части, пополам, точкой . Будем вычислять значение функции при указанном значении х, пока не обнаружим промежуток длиной 0,000001, , на концах которого функция принимает значения разных знаков. Поиск данного промежутка выполняется автоматически в цикле с предусловием , т.е. поиск промежутка прекращается, как только длина отрезка становится меньше или равной числу 0,000001. И, наконец, чтобы посмотреть, как точно вычислен корень уравнения х, мы найдем значение функции , которое должно быть очень маленьким.
Текст программы, который записан на доске, разбирается и с напечатанными экземплярами учащиеся садятся за компьютеры, набирают текст программы в среде программирования QuickBasic и проверяют выполнение программы.
Текст программы
CLS
a = 1
b = 2
x = (a + b) / 2
DO WHILE ABS(b - a) >= 0.000001
IF (x ^ 3 + x - 4) * (b ^ 3 + b - 4) > 0 THEN
b = x
END IF
IF (x ^ 3 + x - 4) * (a ^ 3 + a - 4) > 0 THEN
a = x
END IF
x = (a + b) / 2
LOOP
PRINT "Корень уравнения равен ";
PRINT USING "##.####"; x
c = x ^ 3 + x - 4
PRINT "Значение функции равно ";
PRINT USING "##.########"; c
END
Выполнение программы
Корень уравнения равен 1.3788
Значение функции равно 0.00000237
-
Тестирование.
Учащимся раздаются задания для проверки их знаний, умений и навыков решения уравнений с одной переменной, а также бланки для ответов.
Вариант I
1. Решите уравнение: .
а) ; б) ; в) ; г) корней нет.
2. Решить уравнение: .
а) ; б) ; в) ; г) корней нет.
3. При каких значениях уравнение имеет два корня?
а) ; б) ; в) ; г) Решений нет.
Вариант II
1. Решите уравнение: .
а) ; б) ; в) ; г) корней нет.
2. Решить уравнение: .
а) ; б) ; в) ; г) корней нет.
3. При каких значениях уравнение не имеет корней?
а) ; б) ; в) ; г) Решений нет.
Бланк ответов
Фамилия ______________________ Имя _______________
Вариант ______
№ вопроса
1
2
3
Вариант ответа
После выполнения теста бланки ответов и задания собираются.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
-
№295(а, д, е), №296(б), №297(а, в) - всем учащимся;
-
сильным учащимся попробовать решить уравнения:
а) ;
б) ;
в) .
5