Принцип свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся

В данной статье представлены задания, направленные на усвоение математических знаний на различных этапах урока. Использование принципа свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и ученика выделено как один из возможных путей становления творческой личности. Выделены его положительные стороны. Использование на уроке приведенных заданий дает неограниченные возможности учителю математики применять их как эффективное средство обучения и повышать качество математического образования.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Корнилова Е.А.

учитель математики МАОУ СОШ №10 г. Таганрога.


Принцип свободы выбора и открытости

в организации совместной работы учителя и учащихся.

В настоящее время происходит смена приоритетов в системе педагогических ценностей общеобразовательной школы, которая влечет за собой концептуальную перестройку педагогики. Содержание Федерального государственного образовательного Стандарта обращает внимание всего педагогического сообщества на смену педагогической парадигмы и признание главной педагогической ценностью - личностное развитие школьника.

Очевидно, огромная роль в обеспечении личностно-ориентированного образования, творческого общения учителя с учащимися на уроке принадлежит учителю. Практика работы в школе, теоретические сведения позволяют говорить о том, что совместная творческая деятельность учителя и ученика влияет не только на овладение системой предметных знаний, но и на развитие всех личностных качеств ученика. Процесс сотворчества учителя с учениками позволяет подготовить образованную, творчески активную личность, обладающую моральными принципами и способную решать самые различные учебные задачи и жизненные проблемы.

Одним из возможных путей управления процессом становления творческой личности в обучении, по нашему мнению, является использование принципа свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор);

  • открытость (не только давать знания, но еще и показывать их границы; сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами учебника).

Положительными сторонами использования принципа свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся является:

  • существенное снижение вероятности непринятия учащимися учебного материала (предоставляется возможность учиться на собственном уровне усвоения);

  • обеспечение качественного изучения материала, понимание сущности усвоенного, прочное запоминание (осознание личной ответственности побуждает ученика глубже вникать в существо задания);

  • детальный анализ изучения сложных тем и решение открытых задач (формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов, переход от стандартных задач к нестандартным);

  • приобретение навыков конструктивного взаимодействия (через включение в групповую работу, взаимопомощь, рецензирование ответов, организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах универсальных учебных действий, через формирование качеств личности, связанных с отношением к себе (уверенность в себе, независимость) и с отношением к другим (эмоциональная устойчивость, выдержка, толерантность);

  • адекватное реагирование на трудности (формирование эмоциональной устойчивости, ответственности за свое поведение, выбор и т.д.);

  • развитие предметной грамотности и т.д.

Покажем использование принципа свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся на уроках математики в 5-6 классах в процессе формирования математических понятий.

Пример.

Практичексое применение введенного математического понятия можно организовать в научно-исследовательской работе.

Цель работы: изучить теоретический материал по теме «Зависимость» и установить связь с элементами фольклора.

Задачи:

  1. Анализ соответствующей литературы по предмету.

  2. Сбор фольклорного материала и его сопоставление с теоретическими данными.

  3. Создание для факультативного занятия презентации по теме исследования.

Пример.

При изучении математического понятия «определение».

В телевизионной игре «Что? Где? Когда?» и в ряде других игр используется так называемый «черный ящик». Представьте, что на столе перед вами черный ящик. Вы предполагаете, что там лежит какая-то пространственная фигура. Какие вопросы вы зададите, чтобы точно определить фигуру? Можно ли из ответов на некоторые из поставленных вопросов сконструировать определение фигуры?

С какого вопроса вы начнете, если не будете знать, плоская или пространственная фигура лежит в черном ящике?

Пример.

Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на колпаке знак запятой. «Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число. (если класс не знает, то отвечает «запятая»).Принцип свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся

Пример.

Дается задание:

1. Молча подтвердить мысль:

а) Существует треугольник, в котором есть прямой угол. (Учащийся может поднять один из угольников, лежащих у него на парте).

б) Существует треугольник, в котором две стороны перпендикулярны. (Учащийся может поднять один из угольников и пальцем показать эти стороны).

2. Молча опровергнуть утверждение:

а) Не найдется треугольника, в котором есть острый угол. (Учащийся может поднять угольник с углом 300, но держать его за острый угол).
б) Не найдется треугольника, в котором сумма двух углов равна третьему. (Учащийся может поднять один из двух угольников).

Пример.

Учитель дает серию формулировок определения рассматриваемого математического понятия, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Например, неправильное определение: «Параллельными называются две прямые, которые не пересекаются». Задача группы - найти правильные, доказать их неверность и заменить правильными. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результат решения учителю или оглашает перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определить для него время.

Пример.

Каждый ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Затем ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по конспекту соседа..

Принцип свободы выбора и открытотси можно применять не только в самом задании, но и в его подаче.

Пример.

Учитель дает десять задач (или, скажем, примеров, уравнений), из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Пример.

Задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 70 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить и решить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в 5-6 классах.

Таким образом, использование принципа свободы выбора и открытости в организации совместной работы учителя и учащихся делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения, способствует приобретению навыков конструктивного взаимодействия.


© 2010-2022