Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

"Описание материала: Использование канвы-таблицы на уроках обобщения и систематизации позволяет учащимся более полно составить картину изучения темы. Для такой темы как «Квадратные корни», на мой взгляд, ее использование можно рассматривать как необходимое, потому что изобилие типов задач оставляет в голове учащихся возможность для возникновения путаницы в определении алгоритма работы. Подобная работа (восполнение дерева вариантов) близит данный урок с биологией, историей, прослеживается матап...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Урок систематизации и обобщения по теме:

«Квадратные корни»














Выполнила:

Учитель математики

Выродова М.А.

Урок обобщения и систематизации по теме:

Квадратные корни.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Учебник: Алгебра 8. Алимов Ш.А. и др.. (Глава 3.)

Учебная задача урока: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Квадратные корни».

Диагностируемые цели: в результате урока ученик:

  • воспроизводит определения арифметического квадратного корня, иррационального числа, тождества;

  • формулирует условие существования квадратного корня, свойства квадратных корней, алгоритмы: перевода обыкновенной дроби в конечную или бесконечную периодическую десятичную дробь и обратно;

  • раскрывает содержание понятия действительного числа;

  • имеет представление о тождественном равенстве выражений, тождественном преобразовании выражений;

  • понимает, что действие извлечение квадратного корня является обратным для действия возведение в квадрат; различия между квадратным корнем и арифметическим квадратным корнем; что любая формула действует при определённых условиях в ту и другую сторону;

  • выделяет базу док-ва того или иного свойства;

  • умеет вычислять квадратный и арифметический квадратный корень из неотрицательного числа на основе определения и свойств; проводить тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни, в частности: выносить множитель из-под знака корня, вносить под знак корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби тремя способами;

  • понимает взаимосвязь между понятиями, теоремами, правилами темы и другими науками.

Методы обучения: метод эвристической беседы, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: мел, доска, учебник, ручки, тетради, канва-таблица.

Форма работы: фронтальная.

Структура урока: I. Мотивационно-ориентировочный этап (25 мин);

II. Операционально-познавательный этап (15 мин);

III. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин).

Канва-таблица.

КУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»вадратные корни.

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»








Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»






Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Актуализация.

Вспомним какое основное понятие и связанные с ним теоремы вы изучали на прошлых уроках.

(Учитель даёт небольшие задания. Часть заданий делается устно со всем классом, другая часть записывается на доске и в тетрадях учеников).

Задание 1 (Устно): Сторона квадратного участка земли равна 9 метров. Найдите площадь S этого участка.

Какое действие вы выполняли?



Решение:

S = 92 = 81(м2)

Возведение в квадрат.

Задание 2 (Устно): Площадь квадратного участка земли равна 121 м2. Найдите его сторону а.

Какое действие вы выполняли?

Какое понятие использовали? Дайте ему определение.

Запишите его в символьном виде.

Решение:

а = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» = 11 (м)

Действие извлечения арифметического квадратного корня.

Понятие арифметического квадратного корня. Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Задание 3 (Устно): Решите уравнение:

а) а2 = 121

б) а2 = 0

в) а2 = -121

Какое действие выполняли?

Каково условие существования квадратного корня?

Решение:

а = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» 11

а = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» = 0

а = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» - не существует.

Действие извлечения квадратного корня.

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»имеет смысл только при а Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» 0

Задание 4 (Устно): Вычислите:

1) (Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»)2

Какое тождество использовали?

Откуда оно появилось?

2) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какое тождество вы использовали?

3) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какую теорему вы использовали?

Запишите её в символьном виде.

4) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какую теорему вы использовали?

Запишите её в символьном виде.

Решение:

1) (Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»)2 = 5

(Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»)2 = а, при а Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» 0

Как следствие из определения арифметического квадратного корня.

2) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» =Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»= 7

Для любого числа a справедливо равенство: Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

3) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Теорема о корне из произведения.

Если Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

4) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Теорему о корне из дроби.

Если Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

Задание 5 (Устно): Показать, что:

3 < Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» < 5


Какую теорему вы использовали?

Решение:

Возведём неравенство в квадрат:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

0 < 9 < 13 < 25

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

3 < Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» < 5

Если a > b > 0, то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

Задание 6: Записать в виде конечной или бесконечной периодической дроби:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»


Задание 7: .Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь:

2,2(15)


Чем вы пользовались при решении этих заданий?

Решение:



Решение:

x = 2,2(15) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

10х = 22,(15) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

1000х = 2215,(15)

Вычитаем из третьего равенство второе:

990х = 2193

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Алгоритмами перевода обыкновенной дроби в конечную и бесконечную периодическую десятичную дробь и обратно.

Задание 8: Внесите множитель под знак корня: - 3Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какую теорему использовали?

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Для любого числа a справедливо равенство: Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» и теорему о корне из произведения

Задание 9: Вынесите множитель из-под знака корня: Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какую теорему использовали?

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Для любого числа a справедливо равенство: Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» и теорему о корне из произведения.

Задание 10: Избавится от иррациональности в знаменателе дроби:

1) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какой приём использовали?

На чём основан?

2) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , при Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Какой приём использовали?

На чём основан?

3) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»


Какой приём использовали?

На чём основан?

Решение:

1) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Умножали и числитель и знаменатель дроби на иррациональное число стоящее в знаменателе.

На следствии из определения арифметического квадратного корня.

2) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Раскладываем числитель на слагаемые по формуле «разность квадратов», в результате одно из слагаемых и знаменатель должны сократиться.

На сокращении дробей.

3) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Если в знаменателе дроби стоит разность (сумма) двух чисел, то домножаем и числитель и знаменатель дроби на сумму (разность) этих же слагаемых.

На формуле :разность квадратов», правиле раскрытия скобок, приведении подобных слагаемых.

Мотивация.

Вы изучили тему: «квадратные корни», в ней много различных понятий, теорем и правил, которые вы использовали при решении предыдущих примеров. На следующем уроке вы пишите контрольную работу.

Постановка учебной задачи урока.

Поэтому вам необходимо осознать на сегодняшнем уроке изученные теоретические положения темы «Квадратные корни» и рассмотреть их взаимосвязь.

II. Содержательная часть.

Далее все записи учитель и ученики ведут в канве-таблице. Идёт фронтальная работа учителя с классом.

Какое действие вы выполняли при решении задания 1?

Какое действие вы выполняли при решении задания 2?

Запишите определение арифметического квадратного корня в символьном виде.

Какое условие существования квадратного корня вы получили при решении задания 3?

Чем пользовались при решении задания 4?


Возведение в квадрат.

(записывается в канву).

Извлечение арифметического квадратного корня. (записывается в канву).

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»(записывается в канву).

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»имеет смысл только при а Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» 0

(записывается в канву).

Следствием из определения:Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», при Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

(записывается в таблицу)

Далее на примере заданий 4 -5 вы вспомнили несколько свойств арифметического квадратного корня.


На чём основывается доказательство этих свойств?

Следует заметить, что все формулы действуют как слева-направо, так и справа-налево при определённых условиях.

) Для любого числа a справедливо равенство: Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

2) Если a > b > 0, то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

3) Если Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

4) Если Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , то Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» .

Свойства уже должны быть выписаны на доске. Теперь заносятся в канву-таблицу.

На определении арифметического квадратного корня и его следствиях. (Появляется стрелочка от опр. к свойствам)

Какие преобразования вы повторили решая задания 7-8?







Заполняются соответствующие ячейки канвы-таблицы. Рисуются стрелочки.

1) Вынесение множителя из-под знака корня.

2) Внесение множителя под знак корня.

3) 3 способа избавления от иррациональности в знаменателе дроби.

1) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», при Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

2)

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

3) a)Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», где b > 0;

b) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» ,

при aУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»-Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

c)Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», при aУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»b, Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» , Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Далее идёт заполнение последней части канвы-таблицы.

Вспомним, как появилось понятие иррационального числа.

Какое числовое множество образуют положительные числа?

Какие числа кроме положительных ещё существуют?

Какое множество объединяет положительные, отрицательные числа и ноль?

Какие ещё числа, кроме целых, вы знаете?

Приведите примеры.

Какое множество включает в себя и дробные и целые числа?

Приведите примеры.

Известно, что рациональное число записывается в виде обыкновенной дроби. Как ещё его можно записать?

Какие два алгоритма перевода мы знаем?


Как мы переводим бесконечную периодическую десятичную дробь обратно в обыкновенную? Давайте сформулируем алгоритм. (Учитель вместе с учениками на основе задания 6 формулирует алгоритм перевода).


Мы уже знаем, что кроме бесконечной периодической десятичной дроби существует бесконечная десятичная непериодическая дробь. Будет ли она рациональным числом?

А какое это число?

Приведите примеры.

Каким образом мы с вами расширили множество рациональных чисел?

Вся числовая ось теперь заполнена.

Перед нами теперь полностью заполненная таблица, отображающая все понятия, которые мы изучили по теме «Квадратные корни». На ней мы чётко видим, как взаимосвязаны все понятия, теоремы и преобразования изученные вами.


Множество натуральных чисел. (в канву)

Отрицательные и ноль. (в канву)

Множество целых чисел. (в канву)

Дробные числа.

3Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»; -Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»; 0,75; -6,1(3) (в канву)

Множество рациональных чисел.

- 5; 0; -2,34; 17; -Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»; 4,1(25) (в канву)

В виде конечной десятичной дроби, либо в виде бесконечной периодической десятичной дроби.

1) Перевод обыкновенной дроби в конечную десятичную, либо в бесконечную периодическую десятичную дробь.

2) Перевод конечной десятичной, либо бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную.

(заносится в канву).

Алгоритм перевода конечной десятичной дроби и бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную дробь:

  1. Обозначаем число за х.

  2. Умножаем на число десятков, стоящих до периода после запятой.

  3. Умножаем на столько десятков, сколько цифр в периоде.

  4. Из последнего равенства вычитаем предыдущее.

  5. Выражаем х обыкновенной дробью.

  6. Сокращаем дробь, если необходимо.


Нет.

Иррациональное.

0, 1234…; Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» ,Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Мы ввели иррациональные числа и расширили множество рациональных до множества действительных чисел.

III. Рефлексивно-оценочная часть.

Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли мы этой цели?

Каким образом?

Домашнее задание:

Выполнить задания из «Проверь себя!» на стр. 102. Подготовиться к контрольной работе.

Осознать на сегодняшнем уроке изученные теоретические положения темы «квадратные корни» и рассмотреть их взаимосвязь.

Да.

Мы повторили всю теорию по теме «Квадратные корни» и в виде таблицы показали её взаимосвязь.

Проверь себя

1. Сравнить: 7 и Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» ; Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни» иУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни».



Решение:

а) 7 = Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

49 > 48 >0

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»>Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

7 > Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

б) Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

0 < 12 < 18

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»< Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»<Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни».

2. Вычислить:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

3. Упростить выражение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

4. Вынести множитель из-под знака корня:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни», aУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

5. Сократить дробь:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»,при Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

6. Исключить иррациональность из знаменателя:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Решение:

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»

Канва-таблица.

КУрок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»









Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»



Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»Урок обобщения и систематизации по математике по теме «Квадратные корни»вадратные корни.


© 2010-2022