Доклад по теме Система работы с одаренными учащимися

В докладе раскрыто понятие одаренности детей, отражены характеристики одаренности. Как выявить одаренных детей?Как достичь результатов по работе с одаренными учащимися?На эти и другие вопросы можно найти ответы в моей разработке.Система моей работы с одаренными включает в себя следующие компоненты-выявление одаренных детей, развитие творческих способностей, развитие способностей во внеоурочной деятельности, создание условий для всестороннего развития одаренных детей.Далее описан опыт моей работы...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад "Система работы с одарёнными детьми"


Учитель математики

МБОУ «Аргадинская СОШ»

Очирова Дарима Гармаевна

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

  • Креативности

  • Настойчивости (мотивация , ориентированная на задачу)

Детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей республики и других городов. Однако, главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.

Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • Развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи заочной ф\м олимпиады «Авангард», конкурс «Кенгуру» и другие интернет-конкурсы, олимпиады «Инфоурок», «Видеоурок», «Вот- задачка» и др.

На уроках предлагаю учащимся олимпиадные задачи в качестве разминки в начале урока и творческие задания успевающим учащимся. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

На уроках я стараюсь показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач, «премиальную валюту». На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и «премиальную валюту» в один балл, который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о применении математических знаний в различных отраслях науки и техники.

Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2)обогащение обучения. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методическую литературу, методическое объединение школы, интернет-ресурсы.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели математики, физики и информатики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные викторины», интеллектуальные марафоны и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь в основном на занятиях кружка «Ромбик»: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на школьном и районном уровнях.

Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

В условиях внедрения ФГОС в образовательные учреждения, работа с одарёнными детьми приобретает все более активный характер.




Список использованной литературы:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования.

Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. - 96

с.

2. Иванов Б. Н. Современная математика в школе: Методическое пособие. - М.:

БИНОМ, 2002

3. Необычные учебные материалы по математике: задачи, тесты, практические

работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-

Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 16)

4. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961

5. Интернет-материалы.

6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова //

Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1. -

С. 53 - 56.



















Республика Бурятия


Индивидуальный предприниматель


«Очиров Л-Ц.Г.»


671634, Республика Бурятия,

Курумканский район, с. Аргада,

ул. Комсомольская, 14_______________________________________________________________


Гарантийное письмо



ИП «Очиров Л-Ц.Г.» гарантирует трудоустройство Нимаева Тумэна

Дугар-Цыреновича на должность водителя после окончания курса

водителя категории «Д».


Индивидуальный предприниматель

«Очиров Л-Ц.Г.» : __________ /Очиров Л-Ц.Г./



© 2010-2022