- Преподавателю
- Математика
- Двузначные числа и их запись
Двузначные числа и их запись
Раздел | Математика |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Агурина В.П. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Двузначные числа и их запись
Цели урока: рассмотреть изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек; закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20; совершенствовать навык счёта в пределах 100; развивать логическое мышление и умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Сколько всего отрезков на чертеже?
2. Являются ли эти квадраты «магическими»?
3
8
7
7
2
9
10
6
2
8
6
4
5
4
9
3
10
5
3. Решите задачу.
Дети были на экскурсии в музее. На первом этаже они осмотрели 6 витрин, а на втором - на 5 витрин больше. Сколько витрин осмотрели дети на втором этаже?
4. Задание на смекалку.
Таня разложила елочные шары в три одинаковые коробки. В одну коробку она положила красные шары, в другую - голубые, а в третью - и те, и другие. Заклеила, и когда стала их надписывать, то перепутала все коробки.
Догадайтесь, какие шары лежат в каждой коробке, если в коробке с надписью «Красные шары» лежат голубые.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы научимся записывать двузначные числа, количество единиц которых не равно нулю.
IV. Знакомство с новым материалом.
Задание № 1 (с. 11).
- Рассмотрите рисунок на с. 11 учебника: Волк и Заяц собирают урожай гороха.
- Сколько горошин в каждом стручке держит Волк? (Десять.)
- А сколько у Волка стручков? (Два стручка, значит, два десятка горошин.)
- Сколько горошин в стручке у Зайца? (Пять горошин, или пять единиц.)
- Сколько всего горошин у Волка и Зайца? (2 десятка и 5 единиц.)
- Прочитайте, что написано в учебнике.
- С такими записями, как 2 д. 5 ед., мы еще не встречались. Сегодня мы научимся читать и записывать такие числа цифрами.
- Прочитайте число 2 д. 5 ед. (два десятка пять единиц) по-другому: сначала назовите число, выраженное первой цифрой и буквой «д», получится «двадцать», а затем число, выраженное второй цифрой, получится «пять». Итак, число 2 д. 5 ед. читается так: «двадцать пять». А как его записать цифрами?
- Посмотрите: на доске составлена запись этого числа с помощью карточек:
Сейчас я уберу буквы, а цифры придвину одна к другой. Получилась запись: 25.
Записи «25» и «2 д. 5 ед.» являются разными обозначениями одного и того же числа - «двадцать пять».
Если переставить цифры, то получится совсем другое число - «52» (пятьдесят два), в нем 5 десятков 2 единицы. Поэтому при записи двузначного числа его цифры располагают в строго определенном порядке: первая цифра слева - это десятки, а вторая - единицы.
В числе «шестьдесят» содержится 6 десятков 0 единиц. Поэтому его записывают так: 60.
Любое двузначное число можно изобразить с помощью цветных палочек. Возьмите из набора одну оранжевую палочку и положите ее перед собой. Поставьте на нее в ряд столько белых палочек, сколько поместится. Сколько белых палочек поместилось на одной оранжевой палочке? (Десять.) Давайте договоримся число десятков в числе обозначать оранжевыми палочками, а число единиц - белыми палочками. Палочки мы будем выкладывать вплотную одна к другой.
- Посмотрите на рисунок в учебнике; скажите, как изображено число 25 с помощью палочек: сколько палочек каждого цвета? Объясните, почему понадобилось именно столько оранжевых и белых палочек.
- Сколько и каких палочек надо взять, чтобы изобразить числа 16, 61, 40, 4? С какой стороны (слева или справа) вы будете выкладывать оранжевые палочки; белые палочки?
Итак, запомним: изображая десятки, выкладываем оранжевые палочки слева; изображая единицы, выкладываем белые палочки слева (вслед за оранжевыми).
Задание № 2 (с. 11).
Учащиеся называют числа по порядку.
а) 31, 32, 33, 34, 35, … , 50 (прямой счет);
б) 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70 (обратный счет).
- Как составлен первый числовой ряд? Второй числовой ряд?
Задание № 3 (с. 12).
Задание очень важно с методической точки зрения. В ходе его выполнения дети учатся «выкладывать» числа с помощью цветных палочек, а это умение - одно из ключевых при изучении письменных приемов сложения и вычитания натуральных чисел в пределах 100.
Рассмотрим на примере случая 1, как учащиеся должны рассуждать.
Прочитав фразу, они прежде всего называют числа, которые встретились в этом предложении (три, тринадцать и тридцать один).
Затем последовательно «выкладываем» каждое число.
В числе «три» - три единицы, значит, для «выкладывания» этого числа нужны три белые палочки:
В числе «тринадцать» - один десяток и три единицы, значит, потребуется одна оранжевая палочка и три белые. Сначала кладем оранжевую палочку, а затем белые:
ор.
В числе «тридцать один» - три десятка и одна единица, значит, «выложить» это число можно так:
ор.
ор.
ор.
Аналогично ученики рассуждают и при рассмотрении случая 2.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа с учебником.
Задание № 11 (с. 13).
Учащиеся выполняют вычисления, используя знание таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Задание № 12 (с. 13).
- Какое арифметическое действие необходимо выполнить при нахождении значения суммы чисел?
- А какое при нахождении значения разности чисел?
- Значение суммы каких чисел будет равно значению разности этих чисел? (12 + 0 = 12 - 0.)
- Объясните почему.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 7.
Учитель должен обратить внимание учащихся на предложенные образцы.
Запись:
5 д. 4 ед. = 54
32 = 3 д. 2 ед.
4 д. 5 ед. = 45
96 = 9 д. 6 ед. и т. д.
Задание № 8.
Учащиеся работают самостоятельно.
Взаимопроверка в парах.
3. Работа по карточкам.
Задание № 1.
Разгадайте правило, по которому составлены схемы, и вставьте пропущенные числа.
Задание № 2.
Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства.
70 … 30 … 20 = 60
30 … 50 … 10 = 70
40 … 20 … 50 = 10
50 … 40 … 80 = 90
20 … 60 … 40 = 40
60 … 20 … 10 = 50
90 … 30 … 20 = 80
10 … 10 … 10 = 10
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие числа называют однозначными?
- Какие называют двузначными?
Домашнее задание