Дифференцированное обучение на примере метода проектов. (некоторые мысли о работе учителя)

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые мысли о направлениях в моей работе учителя

В нашей школе мы обучаем меньше 300 учащихся, классы не имеют параллели, поэтому организовать профильное обучение невозможно. В этих условиях дифференцированное обучение является важным направлением в процессе обучения математике.

Начиная работу с 5-тиклассниками, каждый учитель средней школы хочет знать: кто пришел к нему, с каким уровнем подготовки, с какими способностями? Обычно в течение первой недели это становится ясным. Для определения этих параметров ( подготовка и способности ) я предлагаю учащимся некоторые тестовые задачи. Например: « Известно, что стороны прямоугольника 4см и 9см. Нарисуйте квадрат, равновеликий данному ». Естественно, предварительно повторяем необходимые формулы и понятия. В дальнейшем, те ученики, которые быстро решают эту задачу самостоятельно, лучше других успевают, особенно по геометрии.

Таким образом, приступая к дифференцированному обучению, необходимо сначала иметь информацию о задатках учащихся, чтобы затем развивать способности. Чтобы разобраться с этим более подробно я стала изучать разделы психологии, связанные с вопросами о задатках и способностях человека вообще, и о математических способностях в частности.

Психология, как наука, заинтересовала меня еще в студенческие годы. Во время учебы в вузе я узнала из педагогической психологии много интересного и заумного, но очень мало того, что требовалось. Если в прекрасных современных книгах я ищу ответ на вопрос о том, что понимать под обучением и как его нужно вести, то этот ответ весьма далек от того, что я понимаю сама и слышу от коллег. Хочется навести мосты между психологией и математикой, так как, на мой взгляд, это необходимо для обоснованного дифференцированного обучения.

Проблема математических способностей в психологии представляет обширное поле действий для исследователя. Интересно это и потому, что в силу противоречий между различными течениями в психологии, а также внутри самих течений, пока нет и речи о точном и строгом понимании содержания этого понятия.

По моему мнению, учительский труд, может приносить удовлетворение при условии, если преподавателю интересны объекты обучения как личности. Я довольно-таки долго уже работаю в школе, учеников было, наверное, несколько сотен, но немного было таких, которые просто незабываемы. Один был одарен, другая прилежна и трудолюбива, третий оригинален, но все они были одинаково успешны по всем предметам. Сейчас у меня есть ученик, который также явился причиной моего обращения к теме изучения математических способностей. Дело в том, что он, начиная с начальной школы, занимался только математикой, читать и писать не хотел. В старших классах (на данный момент он ученик 11 класса) ситуация усугубилась, возникли конфликты с учителями гуманитарных предметов, его стали обвинять в лени. Но мне казалось, что здесь что-то другое, он мог часами сидеть с математическими заданиями: его записи решений либо крайне кратки, либо совсем отсутствовали, но ответ - верен. При этом часто ход решения задач отличался от общепринятого, особенно в геометрических задачах.

Мне захотелось разобраться в этой ситуации, или хотя бы приблизиться к ее пониманию.

В конце прошлого учебного года мною были протестированы учащиеся 10 класса. С помощью специальных тестов были определены индивидуальные характеристики их памяти, аналитические способности, общий уровень интеллекта.

Результаты тестирования ученика 10 класса:

1. Тест «Кто ты?»

Выбран «квадрат» - что характеризует его как трудолюбивого, упорного, выносливого и терпеливого, ценящего порядок, склонного к анализу, эмоционально сдержанного.

2. Тест на кратковременную память - 8 чисел, что является показателем выше среднего.

3. Тест «Аналитические математические способности. Форма А.» - показал средний уровень.

4. Тест «Цезарь» - 10 баллов, что является наивысшим показателем.

5. Тест эффективного интеллекта - набрал 33 балла, что является наибольшим показателем среди одноклассников.

Вывод: Исследуемый учащийся действительно обладает хорошими аналитическими способностями, обладает хорошей кратковременной и оперативной памятью, общий уровень интеллекта является достаточным для выбора профессии, связанной с данными качествами ( например, диспетчер, оператор)

Годы, проведенные у школьной доски, в качестве преподавателя математики, утвердили меня в мысли, что нельзя заниматься просто преподаванием предмета,- необходимо МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. В основном, учителя математики старшей школы находятся в тесном контакте с группой учеников

( классом) на протяжении 7 лет, в среднем 5 часов в неделю. Вот здесь и открывается широкое поле для математического воспитания. По-моему мнению, не всегда отметка, полученная в аттестате, является мерой понимания математики, как науки.

Дифференцированное обучение успешно можно реализовывать, используя МЕТОД ПРОЕКТОВ, как пример инновационной технологии, понятной и доступной всем

Мне очень нравится древняя китайская пословица: « Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму! »

В концепции модернизации содержания образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков саамам по себе, а НАБОР КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ в разных сферах. Компетентностный подход - один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. МЕТОД ПРОЕКТОВ, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, учебно-познавательных. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для нашей школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Как утверждал Бернард Шоу, « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Приведу небольшой пример мини-проекта. 11 класс. Тема «Призма». Понятия и формулы становятся полностью осязаемы и понятны после того, когда учащиеся конкретно получают в руки модель призмы и должны, работая в паре, ответить на 10 вопросов о ней. Кроме описания данного геометрического тела, необходимо указать, количество краски для его окрашивания или бумаги для оклеивания, а также объем воды, который в него можно влить. Данному виду работы предшествует урок-лекция, разбор конкретных практических задач, повторение необходимых планиметрических формул. Дифференциация состоит в том, что более сильные учащиеся получают призмы с большим числом сторон в основании, а совсем слабые - параллелепипед или куб. Учитель в это время отслеживает такие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания, отвечает на возникающие вопросы. Таким образом, появляется возможность реализации принципа обратной связи. После завершения работы, представитель от группы выступает перед классом, при этом желательно, чтобы это был более стеснительный, тот, кому сложно выступать перед аудиторией. Дело в том, что данный 11 класс сформирован в начале текущего учебного года и некоторые дети, особенно, более слабые, ведут себя несколько скованно. Можно возразить, что задания просты и с некоторыми из них справится и здравый 5-тиклассник. В классе есть и сильные учащиеся, с которыми мы занимаемся более серьезными задачами, но большая часть - средний уровень, с элементами слабого.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практической или теоретической значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества - вот главная цель, утверждаемая методом проектов.

В качестве примера привожу презентацию проекта учащихся 8 класса « Как число «пи» помогло разбить клумбу ». При распределении учащихся в группы для реализации проекта дифференцировали по их способностям, личностным качествам. Во внимание бралось и желание самих учащихся и мнение учителя. Во время статистического опроса, проводимого среди учащихся старшей школы, была проведена небольшая встряска: все быстро повторили, что выражает число «пи» и чему равно. Регулярно акцентирую внимание на это число: отмечаем праздник числа 14 марта, выучиваем фразы: « это я знаю и помню прекрасно», «три я взял с полки».

Для реализации дифференцированного подхода я использую личностно-ориентированный подход через элементы технологии « Создание ситуации успеха». Здесь на первый план выступает задача развития творческого потенциала ребенка, раскрытие его индивидуальных, самобытных способностей. Вершиной, абсолютной целью в нашей работе должен быть человек, личность, которой в учебном заведении должно быть комфортно. Не секрет, что в каждом классе есть учащиеся крайне слабые, которые практически ничего не могут делать самостоятельно, плохо запоминают, стесняются отвечать. Стараюсь, чтобы такие учащиеся тоже участвовали в уроке, обращаюсь к ним, даю возможность ответить на простые вопросы.

Для меня близка педагогика толерантности, которая предусматривает формирования партнерского стиля и культуры деловых межличностных отношений между основными участниками учебно-воспитательного процесса - учителями, учениками, родителями. В первую очередь, это взаимоотношения « учитель - ученик ». По отношению к ученикам, я учитель все-таки либерального типа: могу понять и простить. При высказывании отношения к негативному поведению или поступку ученика, я делаю акцент: я оцениваю поступок, а не тебя; измени поведение - изменится отношение.

Для успешной работы учитель и ученик должны быть желаемыми партнерами, чтобы между ними существовали доверительные и открытые отношения, чтобы они были в совместной работе. Поэтому учителю необходимо:

- всегда говорить детям правду;

- быть доброжелательным;

- начинать обучение не с формул, а с радости;

- не прибегать к нотациям;

- помнить, что ребенок относится к тебе так, как к нему относятся взрослые;

- не забывать похвалить;

- не забывать, что пока в детях живет вера в добро, в человека, в идеал - до тех пор существует воспитание.

Каждый учитель, и молодой начинающий, и опытный, постоянно ставят себе широкий вопрос: КАК УЧИТЬ? Меняются ученики, меняется время. Появляется много нового, интересного. Самое главное, чтобы ученик сам стремился к знаниям, тогда ему никто не сможет помешать. Задача учителя - помочь.

Самую главную оценку учитель получает от своих учеников. И если мои некоторые нынешние ученики, имея свободный урок, просят разрешения присутствовать на моем уроке в другом классе, осознаю, что я работаю не напрасно.

Хочу закончить словами великого Фредерика Гарсиа Лорки:

« Я не берусь разъяснить, а лишь оттеняю; хочу не научить, а увлечь.

Оживить сонных пугливых птиц. Где окажется темное место, нарисовать картину из тумана, который стелется».

… Может эти слова о нашей работе - работе учителя?...


4

© 2010-2022