Статья Формирование содержания УД Математика в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УД «МАТЕМАТИКА» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования все более явным становится несоответствие сложившейся системы профессионального образования современным требованиям. Выпускники зачастую не готовы к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии со своей квалификацией. Сегодня востребованы специалисты, обладающие практико-ориентированными компетенциями, способные к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Одной из главных целей обучения математике выступает подготовка студентов к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики. Поэтому необходимо создать на занятиях такую среду, которая будет способствовать формированию ключевых компетенций, научить студентов самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

При организации профессионально-ориентированного обучения изменяется позиция преподавателя. Главной задачей становится мотивация студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Преподаватель с помощью современных образовательных технологий, новых форм и методов обучения организовывает деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Профессиональная направленность обучения математике осуществляется через специально подобранную систему задач по профессиям и специальностям.

Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического (профессионального) содержания. Они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

К задаче на уроках математики следует предъявлять следующие требования:

- задачи должны соответствовать программе курса, вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;

- вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для студентов, содержание и требование задачи должны «сближаться с реальной действительностью»;

- способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

- прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность;

- текст задачи должен отражать реализацию межпредметных связей.

Приведу примеры задач по математике для технических профессий и специальностей и для профессий и специальностей сферы обслуживания.

Автомеханик и специалист по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта должны знать устройство автомобиля, уметь рассчитывать количество топлива, износ технических деталей, скорость автомобиля.

Поэтому для таких специалистов всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений.

Задача. Определить объём кузова автомобиля ГАЗ-53, если его длина 3,8м, ширина - 2,6м, высота бортов 80 см. Как изменится объем кузова, если его борта «нарастить» вдвое?

Сварщик - это специалист, занимающийся соединением металлических деталей, узлов. Для этой профессии профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами, что требует к тому же уверенного владения навыками работы на калькуляторе. В техническом обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа.

Сварщик также должен иметь пространственное воображение:
- правильно выполнять изображения;
- строить сечения объемных тел;
- графически правильно представлять пространственные образы.

Чтобы изделие получилось качественным и прослужило долго, перед тем, как приступать к его изготовлению, необходимо проанализировать свойства и параметры каждого из них - знать линейные размеры, формулы объема, площадей поверхностей.

Задача. Сварщику необходимо изготовить цистерну цилиндрической формы, высота которой - 3м, радиус основания - 1,5 м. Вычислить, сколько электродов необходимо для сварки, если на 1м расходуется 4 электрода, а масса одного электрода 60 г. Вычислить стоимость электродов, если 1 кг их стоит 30 рублей.

Станочник должен уметь читать чертежи, схемы, самостоятельно выполнять чертежи различных видов изделий, производить точные измерения, разбираться в видах деталей, сечений, разрезов. Кроме того, станочник должен уметь просчитывать целесообразность изготовления того или иного вида изделия, исходя из его практических характеристик (площади поверхности, объема)…

Задача. Найдите объем сосуда, полученного вращением графика функции

Статья Формирование содержания УД Математика в соответствии с требованиями ФГОС СПОвокруг оси ОХ, если в этот сосуд должно помещаться 100см3. Как будет выглядеть этот сосуд?

Повар и технолог продукции общественного питания должны знать алгоритм приготовления блюд, в каких пропорциях подбирать компоненты для приготовления блюда, уметь определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания в процентах, производить калькуляцию и учет продуктов питания. Поэтому для этих специалистов важны задачи на проценты.

Кроме того, повар рассчитывает объём посуды, количество жидкости для точного расчёта порций. Поэтому важны задачи для нахождения площадей и объёмов.

Задачи. 1. Для приготовления трехцветного желе составы красного, желтого и зеленого цвета выливают послойно в стаканы усеченной конической формы так, чтобы толщина каждого слоя была одинаковой. Каков объем каждого слоя, если диаметры стакана 10см и 4 см, а высота 9см?

2. Количество дрожжей Р, получаемое через t часов после начала брожения выражается формулой Р = Р0· еmt. Чему равен коэффициент m , если из 5 кг. дрожжей через 12 часов получилось 40 кг? В течение какого времени масса дрожжей удваивается?

Мастер по обработке цифровой информации должен уметь работать с различными системами счисления; создавать алгоритмы, таблицы и блок-схемы; читать схемы; строить и читать графики; работать с формулами и базами данных; выполнять рисунки в объеме.

Задача. Файл размером 4 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 16 секунд. Определите время в секундах, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 2048 Кбайт.

Таким образом, решение профессионально-ориентированных математических задач:

  1. Повышает профессиональный уровень и развивает интеллект студентов;

  2. Помогает более прочно усваивать информацию;

  3. Вызывает повышенный интерес студентов, способствует развитию любознательности, творческой активности;

  4. Помогает соблюдению точности, чёткости, аккуратности при выполнении своей работы;

  5. Развивает логическое мышление, что способствует лучшему пониманию своей профессии и специальности.

© 2010-2022