- Преподавателю
- Математика
- Практикум по математике (10-11 классы)
Практикум по математике (10-11 классы)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шепелева Е.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование ________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_______________________
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета от «28» августа 2015 года протокол № 1
Председатель
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу практикум по математике _
Уровень образования (класс) среднее общее (10-11 класс)
Количество часов 68_
Учитель ____Шепелева Елена Викторовна__________
Программа разработана на основе
авторской программы «Практический курс математики», автор Токачева Елена Ивановна (г.Новороссийск, «Морской технический лицей», 2010 год )
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы «Практический курс математики» автор Токачева Елена Ивановна (г.Новороссийск, «Морской технический лицей», 2010 год )
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. К ним относятся:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих компонентов: арифметика; алгебра; геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Целью курса «Практикум по математике» является подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике. Важность и целесообразность введения данного курса в старшую школу определяются его практической значимостью. Основной задачей данного курса является обобщение и систематизация знаний учащихся по математике, а так же расширение и углубление этих знаний по отдельным темам.
В связи с введением ЕГЭ базового уровня по математике актуальным остается традиционное требование - формирование устойчивых навыков: счета (алгоритмов «счета в столбик», рациональных приемов), тождественных преобразований буквенных выражений, решение элементарных уравнений; умений математического моделирования типовых текстовых задач: на округление с избытком, с недостатком, нахождения процента от числа и числа по его процентам. Рассматриваемые в данном курсе темы: «Решение текстовых задач», «Преобразование выражений», «Уравнения, неравенства, системы» позволят сформировать перечисленные выше умения и навыки, а также расширят и закрепят знания учащихся по этим темам. Тема «Компетентные задачи» включает задачи практической направленности.
С целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ на профильном уровне в данный курс включены такие темы, как «Задачи с параметрами», «Тригонометрия», «Показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы», «Метод декомпозиции при решении неравенств», «Производная и её применение».
Поскольку в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена по математике за курс средней школы присутствуют задачи по геометрии, то в программу курса включены две темы по геометрии: «Повторение курса планиметрии» и «Повторение курса стереометрии». Это связано с тем, что решение геометрических задач на ЕГЭ вызывает затруднения у выпускников. Рассмотрение данных тем позволит выпускникам лучше подготовиться к ЕГЭ и успешно его сдать, решив задания базового и повышенного уровня сложности.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно учебному плану МБОУ _______на «Практикум по математике» в 10-11 классах отводится 68 часов на 2 года обучения (по 1 часу в неделю в течение двух лет).
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса в 10 классе
Решение текстовых задач. 6 часов.
Задачи на расчёты и округление. Задачи на оптимизацию. Задачи на проценты, на смеси и сплавы. Задачи на работу. Задачи на движение.
Планиметрия. Решение задач. 10 часов.
Треугольники: виды и свойства. Замечательные точки и линии в треугольнике. Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике. Решение треугольников (теорема Пифагора, теорема синусов, теорема косинусов). Четырёхугольники, их виды и свойства. Площади фигур.
Углы в окружности. Окружность, описанная около многоугольника. Окружность, вписанная в многоугольник.
Рациональные уравнения и неравенства. 6 часов.
Рациональные уравнения. Уравнения высших степеней. Уравнения с одним модулем. Уравнения с несколькими модулями. Метод интервалов при решении рациональных неравенств.
Преобразование выражений. 6 часов.
Тригонометрические выражения. Степенные выражения. Логарифмические выражения.
Задачи с параметром. 6 часов.
Линейные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром. Линейные неравенства с параметром. Квадратные неравенства с параметром. Исследование квадратного уравнения. Графический метод решения задач с параметром.
Содержание курса в 11 классе
Тригонометрия. 10 часов.
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы двойных углов и понижения степени. Формулы суммы и разности тригонометрических функций. Решение тригонометрических уравнений различными способами. Введение вспомогательного угла при решении тригонометрических уравнений. Метод экстремальных значений. Отбор корней тригонометрических уравнений.
Повторение курса стереометрии. Решение задач. 7 часов.
Призма. Площадь поверхности и объём призмы. Пирамида. Усечённая пирамида. Площадь поверхности и объём пирамиды. Вычисление расстояний и углов в многогранниках. Вычисление площадей сечений многогранников.
Неравенства и системы неравенств. 8 часов.
Решение показательных неравенств. Решение логарифмических неравенств. Решение комбинированных неравенств. Метод рационализации (декомпозиции) при решении неравенств. Системы показательных и логарифмических неравенств. Смешанные системы неравенств. Решение систем неравенств методом декомпозиции.
Комбинаторика и теория вероятности. 4 часа.
Вероятность суммы и разности двух несовместных событий. Вероятность произведения двух независимых событий. Решение задач по теории вероятности. Решение комбинаторных задач.
Производная и её применение. 5 часов.
Вычисление углового коэффициента касательной по формуле функции и по графику касательной. Исследование функции на монотонность и экстремумы по её формуле. Исследование функции на монотонность и экстремумы по графику её производной. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке. Решение задач с параметром на применение производной.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 класс
№
п/п
Разделы
Темы
Кол-во часов
Основное содержание
по темам
1.
Решение текстовых задач.
6
Компетентностные задачи.
3
Задачи на расчёты и округление. Задачи на оптимизацию. Задачи на проценты.
Задачи на составление уравнения.
3
Задачи на смеси и сплавы. Задачи на работу. Задачи на движение. Проверочная работа № 1
2.
Планиметрия. Решение задач.
10
Треугольники
5
Треугольники: виды и свойства. Замечательные точки и линии в треугольнике. Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике. Решение треугольников (теорема Пифагора, теорема синусов, теорема косинусов).
Четырёхугольники
2
Четырёхугольники, их виды и свойства. Площади фигур.
Окружность
3
Углы в окружности. Окружность, описанная около многоугольника. Окружность, вписанная в многоугольник. Проверочная работа № 2
3.
Рациональные уравнения и неравенства.
6
Рациональные уравнения.
2
Рациональные уравнения. Уравнения высших степеней.
Уравнения с модулем.
2
Уравнения с одним модулем. Уравнения с несколькими модулями.
Неравенства.
2
Неравенства с модулем. Метод интервалов при решении рациональных неравенств. Проверочная работа № 3
4.
Преобразование выражений.
6
Тригонометрические выражения.
2
Вычисление значений тригонометрических выражений. Упрощение тригонометрических выражений.
Степенные выражения.
2
Использование свойств степеней с рациональным показателем. Преобразование иррациональных выражений.
Логарифмические выражения.
2
Вычисление значений логарифмических выражений. Упрощение логарифмических выражений. Проверочная работа № 4
5.
Задачи с параметром.
6
Уравнения с параметром.
2
Линейные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром.
Неравенства с параметром.
2
Линейные неравенства с параметром. Квадратные неравенства с параметром.
Графический метод.
2
Исследование квадратного уравнения. Графический метод решения задач с параметром.
Итого
34
11 класс
№
п/п
Разделы
Темы
Кол-во часов
Основное содержание
по темам
1.
Тригонометрия.
10
Тригонометрические выражения.
5
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы двойных углов и понижения степени. Формулы суммы и разности тригонометрических функций.
Тригонометрические уравнения.
5
Решение тригонометрических уравнений различными способами. Введение вспомогательного угла при решении тригонометрических уравнений. Метод экстремальных значений. Отбор корней тригонометрических уравнений. Проверочная работа № 1
2.
Повторение курса стереометрии. Решение задач
7
Площади и объёмы многогранников.
3
Призма. Площадь поверхности и объём призмы. Пирамида. Усечённая пирамида. Площадь поверхности и объём пирамиды.
Расстояния и углы в многогранниках.
4
Вычисление расстояний и углов в многогранниках. Вычисление площадей сечений многогранников. Проверочная работа № 2
3.
Неравенства и системы неравенств.
8
Показательные и логарифмические неравенства.
3
Решение показательных неравенств. Решение логарифмических неравенств. Решение комбинированных неравенств.
Метод декомпозиции.
2
Метод рационализации (декомпозиции) при решении неравенств.
Системы неравенств.
3
Системы показательных и логарифмических неравенств. Смешанные системы неравенств. Решение систем неравенств методом декомпозиции. Проверочная работа № 3
4.
Комбинаторика и теория вероятности.
4
Теория вероятности.
3
Вероятность суммы и разности двух несовместных событий. Вероятность произведения двух независимых событий. Решение задач по теории вероятности.
Комбинаторика.
1
Решение комбинаторных задач.
5.
Производная и её применение.
5
Угловой коэффициент касательной.
1
Вычисление углового коэффициента касательной по формуле функции и по графику касательной.
Исследование функции по её формуле.
1
Исследование функции на монотонность и экстремумы по её формуле.
Исследование функции по графику её производной.
1
Исследование функции на монотонность и экстремумы по графику её производной.
Наибольшее и наименьшее значение функции.
1
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.
Задачи с параметром.
1
Решение задач с параметром на применение производной. Проверочная работа № 3
Итого
34
6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Печатные пособия:
-
Сергеев И.Н., Панфёров В.С. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3. Уравнения и неравенства / Под ред. А.Л.Семенова и И.В. Ященко.- М.: МЦНМО, 2011. - 72с.
-
Козко А.И., Панфёров В.С.,Сергеев И.Н., Чирский В.Г. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С5. Задачи с параметром / Под ред. А.Л.Семенова и И.В. Ященко.- М.: МЦНМО, 2011. - 144 с.
-
ЕГЭ 2010. Математика. Тематические тренировочные задания/В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
-
Единый государственный экзамен 2011. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2011.- 144 с.
-
Тематический сборник для подготовки к ЕГЭ по математике/под ред. Е.А.Семенко. - Краснодар: «Просвещение-Юг», 2012 -165 с.
-
ЕГЭ. Математика. Тематическая рабочая тетрадь/ И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, П.И. Захаров. - М.: МЦНМО, изд. «Экзамен», 2013. - 279 с.
-
ЕГЭ 2013. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панфёров, С.Е. Посицельский, А.В.Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. А. Л. Семёнова, И.В. Ященко. - М. : Изд. «Экзамен», 2013. - 55 с.(№1)
-
ЕГЭ 2013. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/ Л.Д. ЕГЭ 2013. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панфёров, С.Е. Посицельский, А.В.Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. А. Л. Семёнова, И.В. Ященко. - М. : Изд. «Экзамен», 2013. - 55 с.(№2)
-
Лаппо, М.А. Попов.. - М. : Изд. «Экзамен», 2013. - 63 с.
-
ЕГЭ 2014. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2/ И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панфёров, С.Е. Посицельский, А.В.Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. - М.: Изд. «Экзамен», изд. МЦНМО, 2015. - 215 с.
-
ЕГЭ 2015. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С) / И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панфёров, С.Е. Посицельский, А.В.Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред. А. Л. Семёнова и И.В. Ященко. - М.: Изд. «Экзамен», 2014. - 215 с.
-
ЕГЭ 2015. Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.. - М.: Изд. «Экзамен», 2015. - 64 с.
Экранно-звуковые пособия:
-
Презентации к урокам алгебры и геометрии.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) fcior.edu.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
3. «Карман для учителя математики» karmanform.ucoz.ru.
4. Я иду на урок математики (методические разработки):
festival.1sepember.ru
5. Уроки - конспекты pedsovet.ru
6. Обучающая система Дмитрия Гущина « Решу ЕГЭ» inf.решу егэ.pф
7. Тесты по математике uztest.ru
-
Персональные сайты учителей математики: urokimatematiki.ru
karmanform.ucoz.ru
le-savchen.ucoz.ru/ malay.ucoz.ru/
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей математики
от «27» августа 2015 года № 1
_________________
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________
«___» __________ 2015 года