Современный урок. Требования к современному уроку (Методические рекомендации учителю) Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. (Скаткин М.) I. Урок как целостная система. Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. II. Типология уроков. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип). Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог. III. Структура уроков. Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Урок изучения нового материала: -
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; -
указание на то, что учащиеся должны запомнить; -
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); -
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; -
контроль результатов первичного запоминания; -
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; -
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; -
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков: -
сообщение учащимся цели предстоящей работы; -
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; -
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; -
проверка выполненных работ; -
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; -
задание на дом (если это необходимо). Урок формирования умений и навыков: -
постановка цели урока; -
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; -
проведение проверочных упражнений; -
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; -
упражнения на их освоение; -
упражнения на их закрепление; -
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; -
упражнения на перенос в сходную ситуацию; -
упражнения творческого характера; -
итог урока; -
задание на дом. Урок применения знаний, умений и навыков: -
организация начала урока (психологический настрой учащихся); -
сообщение темы урока и его задач; -
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; -
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; -
упражнения в применении знаний и умений визмененных условиях; -
творческое применение знаний и умений; -
упражнение по отработке навыков; -
домашнее задание; -
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура уроков обобщения и систематизации знаний: Урок повторения: -
организация начала урока; -
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; -
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; -
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; -
задание на дом. Повторительно-обобщающий урок: -
организационный момент; -
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; -
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; -
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); -
формулирование выводов по изученному материалу; -
оценка результатов урока; -
подведение итогов; -
задание на дом (не всегда). Урок контроля и коррекции: -
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; -
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; -
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; -
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); -
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): -
организация начала урока; -
проверка домашнего задания, постановка цели урока; -
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; -
изучение нового материала, в том числе и объяснение; -
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; -
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; -
подведение итогов и результатов урока; -
задание на дом; -
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). IV. Структурные элементы урока. 1.Организационный этап. -
Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. -
Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. -
Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. -
Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность. -
Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе. -
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность. 2. Этап всесторонней проверки домашнего задания. -
Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН. -
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. -
Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом. -
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий. -
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся. -
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий. 3.Этап всесторонней проверки ЗУН. -
Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. -
Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН. -
Условия достижения положительных результатов. Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. -
Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа. -
Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок . 4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала . -
Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. -
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. -
Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока). 5. Этап усвоения новых знаний. -
Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. -
Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися. -
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения. -
Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала. -
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности. -
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения. 6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап усвоения новых знаний. -
Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. -
Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. -
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. 7. Этап закрепления нового материала. -
Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу -
Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний -
Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся -
Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий -
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность -
Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном. 8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. -
Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы -
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока -
Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. -
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. -
Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию. -
Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов). -
Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения. Подведение итогов урока. -
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. -
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. -
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. -
Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. -
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. -
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения. V. Требования к уроку. 1. Дидактические требования к современному уроку: -
четкое формулирование триединой дидактической цели; -
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; -
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; -
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока; -
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения; -
реализация на уроке всех дидактических принципов; -
создание условий успешного учения учащихся. 2. Психологические требования к уроку: Психологическая цель урока: -
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; -
учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; -
применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. Стиль урока. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: -
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; -
определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; -
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; -
выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); -
учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; -
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.); -
особенности самоорганизации учителя: -
подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; -
рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); -
педагогический такт (случаи проявления); -
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся. 1). Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: -
планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления; -
использование установок в форме убеждения, внушения; -
планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; -
использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению). 2). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: -
определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); -
опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; -
планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); -
руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; -
использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). 3). Закрепление результатов работы: -
формирование навыков путем упражнений; -
обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся: -
отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития; -
возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке. Учет возрастных особенностей учащихся: -
планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; -
проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; -
дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам. III. Гигиенические требования к уроку: -
температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%; -
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); -
освещение; -
предупреждение утомления и переутомления; -
чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); -
своевременное и качественное проведение физкультминуток; -
соблюдение правильной рабочей позы учащегося; -
соответствие классной мебели росту школьника. V. Требования к технике проведения урока: -
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; -
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; -
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; -
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; -
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; -
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; -
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника. VI. Цели уроков. ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп: -
цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету; -
цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности; -
цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры; -
цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры; -
цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью; -
цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников; -
цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников; -
цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры. Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету: -
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; -
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности: Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: -
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.); -
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты; -
содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.); -
обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры: -
содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); -
создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением): -
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность; -
создать условия для развития у школьников умения работать во времени; -
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся: Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся: Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников: -
создать условия для развития у школьников умений "приостановить" свою деятельность; -
обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого; -
содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия; -
обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п. ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде: -
помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы; -
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; -
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения); -
обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения); -
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях; -
организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; -
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...; -
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...; -
организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий. Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала. VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. -
Разработка системы уроков по теме или разделу. -
Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. -
Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка. -
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. -
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. -
Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. -
Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. -
Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). -
Проверка оборудования и технических средств обучения. -
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. -
Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. -
Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. -
Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся. -
Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом. -
Продумывание форм подведения итогов урока. -
Планирование внеклассной работы по данной теме. -
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями. VIII. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов). І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием). Цель урока: -
образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…). -
развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат). -
воспитательная ( какие качества личности формируются). Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид). . Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения. II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи). III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы). IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.). V. Домашнее задание( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания -не превышает 2/3 того, что сделано в классе). IX. Схема плана-конспекта урока Дата______________________ Класс_____________________ Урок №__________________ Тема :_______________________________________________________________________ Цель:________________________________________________________________________ обучающая___________________________________________________________________ развивающая_________________________________________________________________ воспитывающая______________________________________________________________ Тип урока:___________________________________________________________________ Методы :____________________________________________________________________ Оборудование;________________________________________________________________ Последовательность этапов урока : -
организационный усвоение новых знаний, -
проверка домашнего задания, -
закрепление новых знаний, -
всесторонняя проверка знаний, -
информация о дом. задании, -
инструктаж подготовка к усвоению нового материала. Содержательная часть урока: -
Этап урока. -
Время. -
Приемы, методы. -
Что делают ученики, что делает учитель. -
Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению дом. задания. Аналитическая часть урока: самоанализ урока. Х. Самоанализ урока Класс___________________________________________________________ Тема урока_______________________________________________________ Тип урока и его структура__________________________________________ -
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? -
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? -
Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока. -
Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. -
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. -
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока. -
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний? -
Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя. -
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? -
Наметить перспективы своей деятельности.
|